Актуальное для перевозчиков постановление Верховного суда Литвы

shutterstock_138869054

3 апреля 2015 г. Верховный суд Литвы (ВСЛ) вынес решение, которое расширяет пределы страховой защиты, установленные в CMR Конвенции. Решение суда и его актуальность для литовских перевозчиков комментирует партнёр адвокатской конторы «Magnusson ir partneriai» М. Лятукас. 

Ситуация

Предпосылкой для решения ВСЛ послужило происшествие, во время которого был повреждён груз. Гражданская ответственность перевозчика была застрахована. В страховой договор были внесены конкретные транспортные средства – грузовые автомобили (тягачи). Груз был повреждён в то время, когда на терминале стоял только полуприцеп (без тягача). Страховщик отказался выплачивать страховую выплату, основываясь на том, что в страховой договор полуприцеп не был включён.

По словам М. Лятукаса, в своём заключении от 03.04.2015. Верховный суд Литвы дал более подробное разъяснение ч.1 ст.2 CMR Конвенции, чем можно было бы понять из текста статьи: как в английском, так и в литовском варианте CMR Конвенции сказано, что положение статьи ( и, следовательно, производные требования к применению страховой защиты) применяется, «<…если на части перевозки транспортное средство, содержащее груз, перевозится по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или воздушным транспортом без перегрузки …>».

Во время судебного разбирательства страховщик пытался доказать, что в рамках дела транспортное средство должно восприниматься как соединение тягача и полуприцепа в течение всего процесса перевозки.

Разъяснение ВСЛ

Между тем ВСЛ дал более широкое определение – страховая защита применяется вне зависимости от того, как перевозится груз на другом виде транспорта – в присоединённом или не присоединённом к тягачу полуприцепе. По мнению ВСЛ, в обоих случаях под определением «перевозки» должен пониматься не процесс транспортировки как таковой, а присутствие груза в распоряжении перевозчика.

По мнению М. Лятукаса, это разъяснение Верховного суда расширяет границы применения CMR Конвенции, а также границы применения страховой защиты, изложенной в CMR Конвенции. Согласно этому заключению, перевозчики не обязаны вместе с полуприцепом транспортировать, например, по морю, тягач, застрахованный CMR страхованием. «Полагаю, что это заключение ВСЛ внесло ясность в определение процесса перевозки, и надеюсь, что по некоторым вопросам количество судебных разбирательств со страховщиками сократится», — говорит М. Лятукас.

С другой стороны, в этом заключении ВСЛ ещё раз отметил, что CMR Конвенция не запрещает сторонам страхового договора применять более ограниченную, чем указано в CMR Конвенции, страховую защиту. Но такие соглашения должны быть изложены чётко и недвусмысленно. «Советую в каждом отдельном случае очень внимательно изучать условия страхового договора», – отметил М. Лятукас.

Публикация подготовлена на основании постановления Верховного суда Литвы от 03.04.2015. Номер гражданского дела 3K-3-185-969/2015.
С постановлением ВСЛ (на литовском языке) можно ознакомиться здесь.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

derybos

В Европе протестуют водители литовских перевозчиков из Центральной Азии

Мы уже не раз писали о проблемах литовских перевозчиков с водителями из Центральной Азии (подробнее – здесь, здесь и здесь). Теперь появилось новое сообщение на эту тему: в Нидерландах группа водителей из Центральной Азии требует якобы невыплаченные деньги от «Hegelmann», «Baltic Transline» и «Hoptrans», и в деле фигурирует тот же голландский профсоюзный деятель.

2025-03-10 68
0
ukraina

Все грузовики пересекают границу Украины только через Е-очередь (дополнено о новых возможностях)

Подробнее о cистеме электронной очереди в Украине —  здесь, здесь и здесь (инструкции), здесь и здесь (список приоритетных товаров). Здесь, здесь и здесь — о том, как избежать отмены регистрации в очереди, здесь — информация о возможности изменить данные о водителе и тягаче. Тут — доступные языки системы. Здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь — новые возможности системы. Здесь — о новом разделе (статистики) на сайте системы.

2025-03-10 194
0
atsisiųsti

Новые правила для перевозчиков во Франции

Во Франция был принят правовой акт, переносящий в национальное законодательство Директиву ЕС 2006/22/EC. Это значимо повлияет на правила работы и контроль перевозчиков в этой стране. Подробнее о том, как – здесь/здесь.

2025-03-07 54
0
nikola_bankrot

Обзор транспортных событий в феврале

Ситуация в транспортном секторе Европы и вызовы, с которыми сталкиваются литовские перевозчики. Разъяснения Европейской комиссии касательно 56-дневного периода при проверке тахографа и продленное разрешение Казахстана на перевозку в страну грузов после передачи. Банкротство «Nikola» и усовершенствование электрического тягача, предложенное «Scania». Об этом и не только в февральском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2025-03-02 90
0