Азбука крепления грузов: законы физики и юридическая сторона дела

puspriekabės krovinas per shona

Джереми Кларксон, бывший ведущий культового шоу BBC «TopGear», в своё время произнёс не одну крылатую фразу. Однажды в разговоре об опасностях, подстерегающих водителей в пути, он заявил: «убивает не высокая скорость, а слишком резкая остановка». Это саркастичное замечание подходит и для перевозчиков, когда речь идёт о креплении грузов. Если в этом процессе допустить ошибки, то неграмотно погруженный в полуприцеп груз может спровоцировать трагедию.

Наука об инерции и трении

Учёные подсчитали, что такая мелочь, как мобильный телефон или 300-граммовая бутылка минеральной воды, при движении со скоростью 50 км/ч и резком торможении в кабине грузового автомобиля может вызвать аналогичные последствия, как удар 17-килограммового предмета. Скорее всего, от предмета, прилетевшего откуда-то из глубины салона, никто не погибнет, но лобовое стекло может быть разбито.

Для того, чтобы понять, какую угрозу представляет небрежно закреплённый (или вообще незакреплённый) тяжеловесный груз, особая фантазия не нужна. В интернете полно записей видеорегистраторов, на которых зафиксированы последствия инцидентов, когда при торможении перевозимые строительные панели или трубы превращают кабину грузового автомобиля в «кабриолет», а сила инерции на повороте «укладывает» грузовик на бок.

^E805836EFCC63AA93DC10BCBC8F51E7ABA24CCBE4A5AF94809^pimgpsh_thumbnail_win_distr

Поэтому не зря крепление грузов строго регламентировано CMR Конвенцией и другими законодательными актами. К сожалению, в жизни правила крепления грузов не всегда соблюдаются так, как это необходимо. Парадоксально, но факт: чем подробнее инструкция, тем меньше людей прочитывают её до конца и соблюдают в работе. Поэтому очень важно, чтобы водители понимали основные принципы размещения и крепления грузов в полуприцепе, а также знали, какие законы физики действуют на грузы во время перевозки.

В немецком журнале для транспортников « Lastauto und Omnibus» была статья о том, какие законы физики действуют на груз во время перевозки. Авторы обратили внимание на силу, появляющуюся во время торможения: она может достигать 0,8 силы тяжести груза, измеряемой в деканьютонах (daN) – при резком торможении груз весом в 1000 кг будет двигаться в направлении головной части транспортного средства с силой в 800 кг. И это ещё не всё. С какой силой содержимое полуприцепа оторвётся от креплений и полетит в сторону кабины грузового автомобиля, зависит от трения. Например, если площадь, на которой находится груз, имеет шероховатую поверхность, крепёжные ремни или другие конструкции смогут выдержать силу в 500 кг. Однако, если основание полуприцепа мокрое или скользкое, а груз – обструганная древесина, стальные пластины, трубы и т.д. – нужно быть готовым к борьбе с куда более значительной нагрузкой.

При ускорении или повороте центробежная сила может составить 0,5 силы тяжести груза, поэтому при таких маневрах проблем, как правило, бывает меньше.

Что нужно знать о крепёжных ремнях

Одно из основных правил крепления грузов – крупные и тяжёлые грузы необходимо устанавливать на нижней части грузового отсека, как можно ближе к симметричной оси платформы, чтобы центр тяжести был как можно ниже и, по возможности, посередине  платформы или кабины.

Специалисты из компании «Schmitz Cargobull» настоятельно советуют распределять груз так, чтобы его можно было упереть в стенку кузова, а затем надёжно закрепить ремнями. Для того, чтобы груз находился в стабильном положении, нужно использовать не менее двух крепёжных ремней для крепления к платформе, и не менее двух комплектов крепёжных ремней для продольного и поперечного крепления по отношению к оси транспортного средства. Для крепления одного типа груза нужно использовать только один тип крепёжных ремней, цепей или канатов.

^72BCB70336C1A29EAFC739B758255E02DE27BF78C77E26E30B^pimgpsh_thumbnail_win_distr

Очень важно, чтобы при креплении крепёжные средства (ремни, канаты) были правильно натянуты. Для этого необходимо использовать такие инструменты, как лебёдки, ключи-трещётки и т.д. К точкам крепления, расположенным на упаковке груза, ремни и канаты нужно присоединять с помощью специальных крюков, карабинов и т.п.

Если возникнут сомнения по поводу того, смогут ли крепёжные ремни удержать груз в правильном положении, нужно ознакомиться с информацией на этикетках ремней. На этикетках указаны крепёжные свойства, максимально допустимая нагрузка (STF) и материал, из которого ремни изготовлены. Для того, чтобы определить, сколько комплектов крепёжных ремней потребуется для крепления груза, нужно знать, что значение максимально допустимой нагрузки (STF) должно, по меньшей мере, соответствовать массе груза, выраженной в килограммах. В тех случаях, когда коэффициент трения низкий, сила натяжения должна быть в несколько раз больше, чем вес груза. Поэтому при покупке крепёжных ремней нужно внимательно изучить их спецификацию – помимо крепёжных свойств, они должны соответствовать стандарту DIN EN 12195 и иметь обозначение «ремни из искусственного волокна». На ремнях также должен быть указан идентификационный код, дата изготовления, длина и прочность на разрыв ленты.

Самое главное – перевозчик должен понимать, что ответственность за техническое состояние транспортного средства и правильное крепление вверенного ему груза несёт, в первую очередь, он. Поэтому перевозчик должен проинструктировать своего водителя так, чтобы водитель перед отправлением с места погрузки обязательно проверил, соответствует ли распределение и крепление груза установленным правилам.

Комментарий юриста

Юрист Моника Валаткене, специализирующаяся в области транспортного права, прокомментировала особенности крепления грузов с юридической точки зрения. По её словам, ситуации, когда груз повреждается вследствие неправильного крепления или погрузки – это рабочие будни тех, кто связан с логистикой. Всех интересует один вопрос – кто в таких случаях несёт ответственность за повреждение груза, и кто должен возместить ущерб?

avarija k-v fura2

«В CMR Конвенции говориться лишь о прямой обязанности перевозчика – о том, что он обязан проверять внешнее состояние груза и его упаковки, а также соответствие количества погрузочных мест, маркировки и нумерации груза информации, указанной в CMR накладной. Обязанность проверить, что груз погружен в соответствии с его типом, в CMR Конвенции не установлена. Более того, согласно пункту c) ч. 4 ст. 17 CMR Конвенции, перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза являются следствием риска, связанного с перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя», – говорит М. Валаткене.

В разъяснении применения норм CMR Конвенции Верховный суд Литвы (ВСЛ) также сформулировал правило, что перевозчик не обязан проверять, правильно ли грузоотправитель погрузил груз в транспортное средство. Однако, в этом правиле есть исключение: ВСЛ отметил, что неправильная погрузка, как таковая, не может считаться независимым обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственности.

«Если будет установлено, что в процессе перевозки перевозчик проявил особую неосторожность или преднамеренные действия, он понесёт ответственность, так как его обязанность следить за сохранностью груза включает в себя также и обязанность принимать всевозможные меры, которые могут предотвратить или, по меньшей мере, свести к минимуму возможный ущерб – в особенности, если ущерб мог возникнуть вследствие определённых угроз, о которых перевозчик знал. Ответственный перевозчик не отправится с места погрузки без проверки состояния и крепления груза. Если он заметил, что какие-то обстоятельства представляют угрозу сохранности груза, он может отказаться от перевозки или внести соответствующие замечания в CMR накладную. Если же перевозчик знал, что груз погружен неправильно, но принял его к перевозке и не отметил этот факт в накладной, он автоматически взял на себя ответственность покрыть ущерб в случае повреждения или полной потери груза», – отметила юрист.

Также следует обратить внимание на то, что в отличие от CMR Конвенции, в Кодексе дорожного транспорта, регулирующем перевозки по внутренним маршрутам, установлено, что прямой обязанностью перевозчика является проверка соответствия погрузки и крепления груза конкретного типа Правилам погрузки и крепления груза в транспортном средстве.

В правилах говорится, что подбор транспортного средства, способ погрузки и крепления груза, соответствующий требованиям производителя, осуществляет грузоотправитель. В обязанности грузоотправителя также входит непосредственно погрузка и крепление груза.  Перевозчик, в свою очередь, обязан проконтролировать, чтобы груз был погружен в соответствии с нормами погрузки транспортного средства. В п.10 Правил погрузки и крепления груза в транспортном средстве говорится, что перед поездкой водитель обязан проверить соответствие расположения и крепления груза Правилам дорожного движения и оговариваемым правилам погрузки. О любых несоответствиях водитель обязан сообщить грузоотправителю, а грузоотправитель, в свою очередь, обязан их устранить. Без выполнения этого требования двигаться запрещено.

М. Валаткене также обратила внимание на то, что в случае, если по соглашению между грузоотправителем и перевозчиком, погрузку и крепление груза осуществляет перевозчик, то ответственность за надлежащую погрузку и крепление ложится на перевозчика. Если погрузку и крепление груза перевозчик выполняет в соответствии с инструкциями грузоотправителя, то в случае возникновения ущерба вопрос об ответственности будет решаться на основании степени виновности, т.е. будет решаться вопрос, что было основной причиной возникновения ущерба – инструкции грузоотправителя или действия перевозчика, вследствие которых он, возможно, отклонился от инструкций грузоотправителя и причинил грузу ущерб.

«На практике часто бывает так, что погрузку осуществляет грузоотправитель, а крепление груза – перевозчик. В таких случаях перевозчику необходимо либо обратиться к грузоотправителю за инструкциями, либо закреплять груз без инструкций, но строго в соответствии с правилами крепления конкретного типа груза. В противном случае перевозчик рискует взять на себя ответственность за возможный ущерб, который может появиться вследствие неправильного крепления груза», – говорит М. Валаткене.

Комментарии

Artūrs Kļaviņš 2016-06-29 14:07

Полезная информаця


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 104
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 187
0