Водители Girteka рассказали британскому изданию об ужасных условиях труда в компании (дополнено комментарием компании)

girteka

Водители литовского перевозчика Girteka жалуются на низкие зарплаты, штрафы за топливо, тесные кабины и прочие условия труда, которые они вынуждены терпеть. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного The Guardian.

В серии интервью, проведенных в Бельгии в марте, водители литовского перевозчика Girteka, у которого работает около 19 тыс. человек по всей Европе, рассказали, что они неделями спали в тесных кабинах, часто деля спальное место с напарником. Они утверждали, что компания не покрыла должным образом стоимость доступа в туалеты и душевые на остановках для отдыха и за парковоку, если только они не перевозили особо ценный груз. Водители также заявили, что их штрафовали за чрезмерное использование дизельного топлива, в том числе «за кражу топлива» или за то, что они включали двигатель для обогрева своих кабин холодными ночами в рейсах.

Один из водителей литовского перевозчика Юрий Кривонос описал, как он потерял сознание из-за почечной недостаточности и проблем с сердцем в канун католического Рождества 2020 года после того, как «провел год пандемии в дороге» и спал в своей кабине. Дальнобойщик утверждает, что вместо того, чтобы организовать транспорт и отвезти его домой, ему пришлось три дня находиться за рулем своего грузовика вместе со стажером в рейсе из Чехии в Литву протяженностю 1200 км.

В своих пресс-релизах руководство Girteka заявляет, что предлагает «ответственную логистику» и уделяет приоритетное внимание «безопасности дорожного движения, защите окружающей среды и благополучию общества». Компания присоединилась к Глобальному договору ООН о правах человека, согласно которому она обязуется гарантировать, что не будет причастна к нарушениям. Girteka также обещает на своем веб-сайте «возможность зарабатывать от 1995 до 2480 евро в месяц» после уплаты налогов, что составляет от 1750 до 2200 евро. Однако информация, собранная с помощью конфедерации профсоюзов FNV, базирующейся в Нидерландах, свидетельствует о том, что многие водители зарабатывают значительно ниже минимальной заработной платы в странах, в которые они доставляют грузы.

Руководитель отдела правоприменения и расследований нидерландского FNV Эдвин Атема рассказал, что Юрий — всего лишь один из тысяч и тысяч водителей, которые «страдают, работая в этой компании и других подобных ей». В свою очередь, в Girteka заявили, что местный комитет по трудовым спорам изучил дело Кривоноса и вынес решение в пользу компании. Компания сообщила, что «соблюдает законы, правила, положения, нормы и стандарты во всех областях и странах, где мы работаем», а также соблюдает законы о справедливой оплате труда.

«Мы стремимся следовать передовому опыту в сфере грузовых автомобильных перевозок, уделяя больше внимания условиям труда и благополучию водителей. И хотя мы ни в коем случае не совершенны, мы открыты и готовы продвигаться вперед с любыми запросами или обсуждениями, касающимися любой области нашей деятельности»

Girteka

46-летний Кривонос начал работать в Girteka в 2018 году. По его словам, когда он переехал из родной Украины в Литву, чтобы устроиться на работу, у него было хорошее здоровье. Зимой 2020 года, после нескольких месяцев в пути, он почувствовал себя плохо.

«Это было во время ковида. Каждый раз компания просила меня работать немного больше, и каждый месяц я получал нового ученика (водителя-стажера)… Постоянно выматывался»

Юрий Кривонос

После обострения сердечной и почечной недостаточности он был доставлен в больницу в Чешской Республике в канун Рождества и оставался в палате несколько недель. По его словам, когда он почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы покинуть больницу, врачи рекомендовали ему делать диализ через день. Он обратился к своим работодателям за помощью в возвращении домой. По его словам, вместо того, чтобы заказать машину или частную скорую помощь, его попросили вернуться в Литву на грузовике. Другой водитель был стажером, и Кривонос сказал, что ему иногда приходилось садиться за руль. Кроме того, им приходилось забирать грузы по дороге. К тому времени, когда он приехал домой, он «был очень болен».

Girteka заявляет, что «не получала никаких медицинских документов, которые указывали бы на необходимость организации специального транспорта». В комментарии говорится, что расследование инцидента компанией «не выявило никаких доказательств того, что наши рабочие отношения с г-ном Кривоносом привели непосредственно к ухудшению его здоровья».

Кривонос — не единственный дальнобойщик литовского перевозчика, рассказавший о проблемах. Журналисты пообщались с 10 другими водителями, работающими на Girteka, которые находились на стоянках грузовиков на границе Бельгии и Нидерландов, которые подняли ряд проблем. Они собщили, что им не давали денег на проживание в гостинице во время рейсов. Все рассказали, что они спали в своих грузовиках в пути — часто делили двухъярусные кровати с напарниками в пространстве размером 2 метра на 75 сантиметров и менее 2 метров в высоту. Большинство сказали, что они также готовили еду на небольших газовых плитах, которые устанавливали в кабинах или в рундуке под бортом грузовика, и им приходилось платить из собственного кармана за пользование душевыми и туалетами, если таковые имелись, в большинстве стран.

Кинази, водитель из РБ, рассказал, что провел в дороге около трех месяцев, ночуя в своем грузовике, и «компания никогда не платит за проживание и только иногда платит за парковку». Он также сообщил, что Girteka налагает финансовые штрафы на водителей, например, если они использовали больше солярки, чем ожидалось. В частности, его оштрафовали на 450 евро «за использование большого количества топлива». Максим, тоже из РБ, рассказал, что водители иногда включали двигатели, чтобы согреть кабину во время сна, за что тоже взимался штраф.

По заявленим водителей, расход топлива существенно влияет на заработную плату. Они могут зарабатывать больше в день, накапливая баллы «эко-вождения», которые присуждаются за эффективность использования топлива и другие факторы, а включение кондиционера может повредить этому рейтингу. Ежедневная ставка заработной платы является многоуровневой: платиновые зарабатывают больше всего, те, кто получает бронзу, меньше всего.

Несмотря на рост стоимости жизни в Европе, в прошлом месяце заработная плата была снижена на 5% — до 80 евро в день для «платины» и 71 евро в день для «бронзы». По данным FNV, даже на платиновом уровне это составляет менее 8 евро за час вождения и менее 6 евро в час, если включены другие работы, например, погрузка и разгрузка.

Что касается зарплаты, то все водители, с которыми беседовали журналисты, утверждали, что им «не выплачивались отпускные», даже когда в Литве были обязательные перерывы на отдых между рабочими сменами.

Расул, родом из Кыргызстана, рассказал, что обычно проводит в дороге около двух месяцев, не возвращаясь на базу, и все это время спит в своем грузовике. Между выездами он делал перерыв обычно около 10 дней, прежде чем снова отправиться в путь, но иногда сокращал его до двух или трех суток, поскольку, по его словам, он «не получал отпускных». Он сказал, что совершил в Великобританию два рейса, доставляя товары для различных компаний. По его словам, даже с дополнительными 17 евро в день, которые Girteka платила за смены в Великобритании, он все рано зарабатывал менее 10 евро в час.

Издание отправило литовскому перевозчику запрос по всем случаям. В ответ на претензии представитель Girteka заявил, что в пакете документов компании о трудоустройстве говорится о четырех неделях в пути, после которых водители должны вернуться в страну, где они трудоустроены. При этом было заявлено, что руководство не может заставить дальнобойщиков сделать это. Заработная плата в фирме, по его словам, «соответствует среднему уровню в стране, где они работают, а не общему международному».

Что касается топлива, в компании отметили, что любой необъяснимый расход топлива рассматривается как нарушение существующих процедур.

«Поскольку в последние годы мы столкнулись с некоторыми злоупотреблениями служебным положением, мы очень серьезно относимся к этому вопросу, и каждый случай расследуется и рассматривается в индивидуальном порядке, и результат будет пропорционален масштабу правонарушения»

Girteka

В IKEA заявила, что «в настоящее время расследует» вопросы, поднятые Guardian.

«Как глобальная компания мы стремимся к честности и соблюдению прав человека. Основываясь на этом основополагающем принципе, наш кодекс поведения поставщиков по контракту обязывает всех наших сервисных партнеров соблюдать принципы ведения бизнеса, которые включают вознаграждение и условия труда. Кодекс поведения предусматривает, что у транспортных работников есть свободное время и ответственная заработная плата»

IKEA

DHL заявила, что если будут обнаружены вызывающие озабоченность замечания, они начнут тщательное расследование, и если выявятся доказательства нарушений или нарушений кодекса поведения поставщика, «мы прекратим сотрудничество с соответствующим поставщиком».

Amazon заявила, что ожидает, что все ее партнеры по доставке будут соблюдать применимые законы и свой кодекс поведения, который включает справедливую заработную плату, соответствующее рабочее время и компенсацию.

Так почему же водители придерживаются условий, которые их не устраивают? Ответ простой. Многие заплатили тысячи евро, чтобы получить работу, и поэтому должны попытаться заработать эту сумму и даже больше, прежде чем они смогут вернуться домой. Один водитель Girteka из Кыргызстана сказал, что потратил 2000 евро, чтобы устроиться на работу, включая оплату визы, проживания и проезда. Он сказал, что зарабатывает 70 евро в день.

Другим водителям на бельгийско-нидерландской границе также пришлось платить агентам за помощь в трудоустройстве, причем многие из них потратили более 1000 евро. Поэтому маловероятно, что они уйдут, получив неплохую по, по их меркам, работу — им нужно вернуть эти деньги и заработать больше, чтобы помочь своим семьям, ожидающим дома. Некоторые говорят, что провели два или три месяца в качестве стажера, фактически за половину зарплаты.

Низкая заработная плата означает, что многие новые водители, как правило, из Центральной Азии — Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана, заменяют украинцев и белорусов, многие из которых были втянуты в войну в Украине. Белорусы также сообщают о трудностях с получением виз в европейские страны, в том числе в Великобританию, из-за поддержки страной РФ в войне.

И хотя «они могут получать на дороге нищенскую заработную плату, многие водители могут зарабатывать больше, чем они могли бы зарабатывать в своих странах».

Водитель Максим, который женат и имеет детей, сказал, что хотел бы зарабатывать больше, но «это лучше, чем в Беларуси». Он планирует работать водителем Girteka в течение двух или трех лет.

«Я хочу достроить дом и после этого оставлю эту работу»

Водитель Максим

Он объяснил, что дома, управляя молоковозом с сотнями килограммов груза в день, он зарабатывал всего 200 евро в месяц. Работая в Girteka, он зарабатывал более 2100 евро в месяц.

***

Больше на эту тему — здесь. А здесь — комментарий компании на литовском языке, здесь — на русском.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 59
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0