Информация о грузе – вопрос ответственности грузоотправителя и перевозчика

Poland_SENT

Один перевозчик не был предупреждён о необходимости регистрации перевозимого груза в системе SENT и получил штраф в Польше за то, что не сделал это. Другой оказался в схожей ситуации – не был проинформирован о том, что будет перевозить санкционный груз, и в результате также понёс убытки. В связи с этим у них возник вопрос – сами виноваты, или ущерб должен компенсировать заказчик? Редакция «Cargonews» решила выяснить это у юриста адвокатской конторы VERUM Миндаугаса Шимкунаса.

В первую очередь надо уточнить: когда груз нужно декларировать в системе SENT, кто должен это делать, если а) груз перевозится из Польши; б) груз перевозится в Польшу; в) груз перевозится транзитом через Польшу?

В соответствии с законом Польши «О системе мониторинга автомобильных перевозок товаров», если товары необходимо вывезти с её территории, перед их транспортировкой отправитель должен подать запрос в польский реестр, получить регистрационный номер заявки и передать его перевозчику. Если товары перевозятся в Польшу из государства ЕС или из третьей страны, то же самое должен сделать получатель. Если товары перевозятся из одного государства ЕС в другое государство ЕС или в третью страну (то есть, транзитом через Польшу), подать запрос в польский реестр и получить регистрационный номер заявки должен перевозчик.

Когда груз в системе SENT должен задекларировать перевозчик, он сам должен проверить, нужно ли это сделать, или об этом его должен проинформировать заказчик?

Кассационный суд разъяснил, что, с точки зрения статьи 11 CMR конвенции, грузоотправитель должен позаботиться о всех документах, которые нужны при въезде на территорию соответствующей страны; тем временем перевозчик отвечает только за потерю или неправильное использование переданных ему и упоминаемых в накладной документов.

Актуальным для анализируемого вопроса является и решение Верховного суда Литвы в деле № 3K-3-276-421/2020. Суды установили, что в заключённом сторонами договоре на перевозку заказчик не указал идентификационные данные груза, необходимые при его перевозке по территории Польши – то, что на груз должен был быть выдан регистрационный номер и заполнена декларация. Грузовик был остановлен в Польше для проверки, и водитель получил штраф. Коллегия судей пришла к выводу, что ответчик (заказчик) не предоставил перевозчику всю необходимую информацию о грузе, как того требует часть 1 статьи 11 CMR конвенции. Кассационный суд отметил, что важной обязанностью грузоотправителя является не только правильное заполнение накладной, но и приложение к ней необходимых документов, а также предоставление перевозчику исчерпывающей информации, нужной для выполнения таможенных и иных формальностей.

Короче говоря, перевозчик не должен декларировать перевозимые транзитом по территории Польши грузы по своему усмотрению. О необходимости это сделать его должен проинформировать заказчик (грузоотправитель).

Когда и как перевозчику должна быть предоставлена необходимая информация?

Оптимальный вариант – предоставление перевозчику необходимой информации до передачи ему груза. Однако в вышеупомянутом деле суд пояснил, что информация о таможенных формальностях может быть предоставлена ​​ему и позже. В данном случае важно, чтобы перевозчик получил её в нужное время (до проверки) и имел реальную возможность избежать убытков (подать декларацию).

CMR конвенция не регламентирует форму, в которой такая информация должна быть предоставлена ​​перевозчику. Её наличие среди предоставленных перевозчику документов само по себе не означает, что он был проинформирован должным образом, поскольку перевозчик не обязан проверять правильность и полноту документов. Соответственно, грузоотправитель должен не только приложить все необходимые документы, но и должным образом (дополнительно) проинформировать перевозчика.

Например, в вышеупомянутом деле было установлено, что в договоре на перевозку были указаны контактные лица перевозчика. Поэтому суд решил, что сообщить об обязанности декларировать груз и предоставить код товара надо было не водителю перевозчика, а его контактному лицу, которое было указано в договоре.

Для перевозчика всегда актуален вопрос возмещения ущерба. Судя по всему, в обсуждаемой ситуации убытки перевозчику должен возместить грузоотправитель?

Да, если из-за того, что грузоотправитель своевременно не предоставил перевозчику всю необходимую информацию, перевозчик понёс какие-то убытки (получил штраф; случился простой; были расходы на перегрузку груза или парковку и т.п.), грузоотправитель должен будет возместить ему эти потери.

Есть ли разница, если заказчиком в такой истории является экспедитор, который сам не знал о том, что груз нужно декларировать в системе SENT?

В вышеупомянутом деле возник вопрос, кто является грузоотправителем по отношению к перевозчику и соответственно лицом, ответственным за непредоставление информации и возникновение ущерба?

Руководствуясь статьёй 4 CMR конвенции и судебной практикой, кассационный суд отметил, что, когда груз перевозчику передаёт и накладную подписывает один субъект, а договор с ним заключает другой, для определения грузоотправителя в первую очередь важен договор на перевозку, на основании которого лицо обязуется заплатить перевозчику за перевозку груза установленную сумму. Таким образом, если из договора (или других обстоятельств договорённости) ясно видно, что сторона заказывает услугу по перевозке груза, она считается грузоотправителем с точки зрения CMR конвенции и несёт всю связанную с этим ответственность, несмотря на то, что фактически груз загрузило другое лицо.

То обстоятельство, что экспедитор как договорной грузоотправитель не знал о том, что груз нужно регистрировать в системе SENT, не освобождает его от ответственности – он должен будет возместить перевозчику ущерб, а потом сможет обратиться по поводу компенсации к своему заказчику.

Что в целом, исходя из Вашей юридической практики, можно посоветовать перевозчикам, перевозящим груз в/из/через Польшу?

Перевозчику (имею в виду менеджеров) перед заключением договора или после этого целесообразно несколько раз (и лучше письменно) уточнить у заказчика, нужно ли декларировать перевозимый груз. Хотя, как было сказано выше, за предоставление такой информации отвечает заказчик транспортных услуг, осмотрительность и здравый смысл никогда не помешает. Кроме того, не следует забывать о том, что с 22 февраля 2022 г. в системе SENT нужно регистрировать ввозимые в Польшу и перевозимые по её территории транзитом отходы.

Похожая ситуация – заказчик не проинформировал перевозчика о том, что перевозимый груз является санкционным, но перевозчик успел это выяснить до прибытия на таможенный пост. Как бы спор решался в данном случае?

Перекладывать на перевозчика ответственность за то, что он взялся перевозить груз, в отношении которого действуют санкции, думаю, нельзя. Перевозчик отвечает за транспортное средство и должен позаботиться о различных нужных для перевозки разрешениях. Однако за сам груз – в том числе за его легальность с точки зрения таможенного права – должен отвечать грузоотправитель.

Таким образом, если санкционный груз был загружен перевозчику без его ведома, я считаю, что за все причинённые перевозчику неудобства и убытки ответственность должен нести отправитель. Такое распределение ответственности между отправителем и перевозчиком предусмотрено статьёй 10 CMR конвенции. Если факт того, что груз является санкционным, станет известен перевозчику во время перевозки, он должен немедленно связаться с отправителем и потребовать указаний, что делать дальше.

Если перевозчик знает, что груз является санкционным, и всё равно берётся за его перевозку, он берёт на себя риск неисполнения договора. Соответственно, если такая перевозка «не выгорит», перевозчику не стоит рассчитывать на то, что ему заплатят за бессмысленную езду.

Какие общие выводы можно сделать, говоря об информации о грузе, которую заказчик должен (не)предоставлять перевозчику?

Всё те же. Грузоотправитель несёт ответственность за всестороннюю подготовку груза к перевозке (упаковку, документы и т.д.) и инструкции перевозчику, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей. Перевозчик только перевозит груз. Однако, если он хочет избежать лишних забот и споров, ему следует спрашивать заказчика обо всём, что ему непонятно (и желательно в письменной форме). Как говорится, предупреждён – значит вооружён.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0