В Литве введена квота на трудоустройство водителей из третьих стран – пострадают ли перевозчики?
Сегодня много говорится о том, что в Европе в целом и в Литве в частности не хватает водителей-дальнобойщиков. Поэтому литовским перевозчикам приходится прибегать к услугам граждан из третьих стран. Сейчас Министерство труда и социальной защиты (МТСЗ) Литвы ввело квоту на трудоустройство неграждан ЕС в сфере услуг. Как это отразится на автотранспортном секторе страны?
Министр труда и социальной защиты Литвы подписал указ, в котором предусмотрена квота на трудоустройство неграждан ЕС в сфере услуг (водителей-дальнобойщиков) в размере 11600 человек. В связи с этим и с учётом постоянных жалоб литовских перевозчиков на нехватку водителей мы для начала решили понять, что заставило МТСЗ Литвы пойти на такой шаг и почему была утверждена именно такая квота, а также – есть ли возможность её скорректировать.
Позиция МТСЗ и Службы занятости
В МТСЗ нам пояснили: «Иностранцам, у которых недостающая профессия, не нужно получать разрешение на работу – условия их трудоустройства упрощены. Введению квоты для граждан третьих стран с недостающей профессией способствовала ситуация, когда часть иностранцев, которым как представителям недостающей профессии по приглашению компаний были выданы национальные визы, в этих компаниях не трудоустроились, и работодатели не знали, где находятся приглашённые ими иностранцы. Ожидается, что введённые квоты помогут оценить реальные потребности таких работодателей. Также не стоит забывать о том, что, по данным Службы занятости, официальная безработица в Литве сейчас достигает 15,6%, и свободные рабочие места в следующем году будут актуальны и для жителей страны».
Говоря об основаниях для установления квоты в размере 11600 человек, МТСЗ снова сослалась на Службу занятости, которая, готовя своё предложение (а решение о квотах глава МТСЗ принимает на основании её рекомендации), исходила из статистических данных о рынке труда. В период с 2018-07-01 по 2020-06-30 официально в сфере услуг было 24284 свободных рабочих места. В период с 2019-10-01 по 2020-09-30 работодатели сообщили «Sodra» о 25704 трудоустроенных иностранцах, из которых представителями всех(!) недостающих профессий являлись 13448 человек. При этом в период с 2020-01-01 по 2020-10-31 в сфере услуг, по сообщениям работодателей, были трудоустроены 5523 иностранцa. Соответственно, если исходить из этих цифр, выделенная МТСЗ квота на сферу услуг достаточно большая.
Разумеется, мы спросили у министерства, согласовывало ли оно своё решение с перевозчиками. В ответ на это нам сказали: «Перевозчики о планах по введению квоты знали с 2019 г., то есть, с самого начала её обсуждения. О возможном введении квот заинтересованные стороны последовательно информировались. Два раза этот вопрос был представлен на Трёхстороннем совете, давались ответы на письменные запросы правительства, «Linava» и Конфедерации промышленников. Поправки к Закону об иностранцах были приняты в 2019 г., поэтому считаем, что у компаний было достаточно времени для подготовки к вступлению в силу новых правовых актов». Не поспоришь.
Что касается корректировки размера квоты, то в МТСЗ нам ответили так: «Pазмер квоты может быть пересмотрен в течение года с учётом реального положения дел на рынке труда. Если квота будет полностью использована, представителей недостающих профессий из третьих стран трудоустроить будет можно в общем порядке, предусмотренном в Законе об иностранцах, с проверкой рынка труда, которая обычно занимает до 7 дней – то есть, если выяснится, что на рабочее место не претендует подходящий гражданин Литвы или ЕС, надо будет получить разрешение на работу или решение о соответствии потребностям рынка труда. Разрешения на работу выдаёт и решения о соответствии потребностям литовского рынка труда принимает Служба занятости» (условия выдачи разрешения на работу изложены в 57 статье «Закона о правовом статусе иностранцев»).
В Службе занятости (СЗ) нам дополнительно отметили, что утверждённая главой МТСЗ квота по сути совпадает с той, которую предложила СЗ. При этом она получила от Альянса международного транспорта и логистики (АМТЛ) письмо по поводу расчёта квоты, но не согласовывала её с перевозчиками, поскольку правовые акты не обязывают СЗ это делать. О том, как квота будет использоваться, будет публично информировать Департамент миграции. Важно то, что СЗ один раз в год может предложить МТСЗ изменить её, если «установит на рынке труда существенные перемены, которые соответствуют утверждённым директором СЗ критериям оценки перемен на рынке труда».
Что говорят перевозчики
Поскольку о намерении властей ввести квоту перевозчикам было известно с 2019 г., мы решили выяснить у их представителей, как вышло так, что это в принципе стало возможным, и что они делали для того, чтобы квота была иной.
Как отметил президент «Linava» Ромас Аустинскас: «Квота составляет 11 600 человек, когда в отрасли занято 60-70 тысяч водителей. Она была утверждена МТСЗ без согласования с перевозчиками. «Linava» относится к этому решению очень критически. Прежде всего, неправильно принимать решения без согласования с бизнес-сообществом, только под давлением профсоюзов. Во-вторых, условия ведения бизнеса для перевозчиков постоянно ухудшаются, что, вероятно, отразится и на собираемости налогов. Поэтому такое решение недальновидно. Его приняла уходящая власть. С новым правительством постараемся найти общие решения, будем стремиться к тому, чтобы наши аргументы были услышаны».
По словам члена президиума Ассоциации Артураса Тельментаса, введённая квота в размере 11600 человек это издевательство. «Это ещё один удар по нашему бизнесу. Водителей-дальнобойщиков в Литве и так не хватает, а из-за навязываемых «Пакетом мобильности» требований их понадобится ещё больше. Они предусматривают, что перевозчики должны организовывать рабочее время водителей так, чтобы они возвращались для отдыха на базу. До сих пор на трёх водителей приходилось два грузовика – после 6 недель работы люди три недели отдыхали дома. В соответствии с требованиями «Пакета мобильности» водители должны меняться каждые 3,5 недели, поэтому на каждый грузовик будет приходиться 2-2,8 водительских этата. Таким образом, потребность в водителях возрастёт ещё больше, а годовая зарплата уменьшится, поскольку они будут работать меньше времени. И в такой ситуации правительство решило ввести квоты для иностранцев», — констатировал А. Тельментас.
В АМТЛ нам сказали, что с учётом ситуации в автотранспортном секторе в целом и на рынке водителей в частности не видят оснований для введения квоты. «АМТЛ старался использовать все доступные рычаги – собирал данные, провёл расчёты, контактировал с ответственными органами, вносил предложения по увеличению квоты – но не смог убедить принимавших решение. По расчётам АМТЛ, квота недостаточна. Возможные последствия – снижение конкурентоспособности перевозчиков и дополнительный барьер для развития. В течение года размер квоты можно будет пересмотреть, поэтому мы надеемся, что в конечном итоге с государственными институциями удастся найти компромисс, который позволит перевозчикам избежать возможных негативных последствий», — подытожил генеральный секретарь АМТЛ Повилас Дрижас.
Также мы попросили прокомментировать ситуацию отдельных перевозчиков. Как нам сказал генеральный директор компании «Vlantana» Томас Стонис, если бы в Литве не было недостатка в рабочей силе, не было бы необходимости в иностранных рабочих, ведь трудоустраивать водителей из третьих стран бизнесу непросто. Сейчас, по его мнению, водителей, которых удаётся найти, пока достаточно, но со временем проблема их нехватки будет только усугубляться. Кроме того, поиск, отбор и обучение водителей из третьих стран каждый раз требует от компании всё бóльших усилий и ресурсов. Вводимая квота, по утверждению руководителя «Vlantana», ещё больше усложнит обеспечение необходимого количества водителей и в целом стратегическое планирование развития.
В свою очередь глава логистического отдела компании «Baltic transline» Донатас Ницкус отметил, что за этот год ситуация никак не изменилась: проблема нехватки водителей никуда не исчезла, профессия не стала более популярной. По его словам, у литовских транспортных компаний есть потенциал для роста, и они его успешно реализуют, но для этого нужен водитель. «Литовские водители в этом году не появились, не будет их и в следующем. Поэтому единственный выход – граждане третьих стран. Квота никак не облегчит процесс развития, а когда будет заканчиваться, будет неопределённость и хаос», — резюмировал Д. Ницкус.
Как, комментируя введение квот в Литве, отметила партнёр адвокатской конторы «iLAW» Светлана Наумчик: «Нанимали бы предприниматели украинцев, если бы в Литве не было недостатка в рабочей силе? Ни для кого не секрет, что бизнесу нелегко трудоустроить иностранцев в Литве: разрешения надо ждать несколько месяцев, нужно платить сборы в Службу занятости и Департамент миграции, платить за переводы документов и апостилирование, часто приходится ждать в очередях, нанимать юристов, чтобы не переписывать документы несколько раз. Возникает вопрос: не приведёт ли введение квот к тому, что участятся попытки обойти закон посредством принятия на работу украинцев через посредников и Польшу?» И кому от этого будет лучше?
Также в этой связи надо подчеркнуть, что в ЕС квоты применяют только несколько стран – Эстония, Венгрия, Италия, Словения и Австрия, а та же Польша, которая является одним из главных конкурентов Литвы в сфере грузовых автоперевозок и одним из ключевых игроков на европейском автотранспортном рынке, не только не вводит квоты на иностранных водителей, а старается максимально упростить условия их трудоустройства, чтобы повысить конкурентоспособность своих перевозчиков. Поэтому не удивительно, что литовские автотранспортные компании всё чаще задумываются о «переезде» в соседнюю страну, и введение в Литве квот на трудоустройство водителей из третьих стран этому лишь поспособствует.
***
Обобщая, можно сказать следующее. Первое, непонятно, зачем вообще правительству Литвы понадобилось вводить квоты для неграждан ЕС в сфере услуг, когда их в стране и так не хватает. Второе, для автотранспортного сектора как очень важного для литовской экономики можно было сделать какое-то исключение (тем более сейчас, когда он не жирует, а борется за выживание в условиях коронавируса).
Третье, квота могла быть больше (по расчётам АМТЛ, «это минимум 30 тысяч, а с учётом требований «Пакета мобильности», неопределённости с коронавирусом и других тенденций следует говорить о 60 тысячах»; по словам президента «Linava», желательно, чтобы квота соответствовала количеству водителей из третьих стран, которые на данный момент заняты в литовском автотранспортном секторе, а их сейчас в общем числе работающих в стране водителей – 60-70 тысяч человек – подавляющее большинство).
Сейчас всё выглядит как очередная трудно объяснимая попытка властей осложнить бизнес литовского перевозчика и вытолкнуть его в соседнюю Польшу, где о квотах на трудоустройство водителей-дальнобойщиков из третьих стран речь даже не идёт. Утешает лишь то, что, если квота быстро закончится, её в течение года можно пересмотреть. Но сделать это можно только один раз, и надо надеяться, что в этом случае СЗ и МТСЗ оперативно отреагируют на ситуацию и учтут пожелания перевозчиков.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.