«Аренда водителей» – нечестная конкуренция?
На недавнем заседании президиума «Linava» обсуждалась проблема литовских компаний, у которых всего один грузовик и нет лицензии на перевозки, но которые при этом принимают на работу большое количество водителей-дальнобойщиков из третьих стран, а затем «сдают их в аренду» для работы за пределами Литвы. По мнению Ассоциации, бизнес таких фиктивных перевозчиков нарушает принципы честной конкуренции. Редакция «Cargonews» решила детальнее изучить данный вопрос.
Что говорят перевозчики
Для начала мы попросили «Linava» детализировать свою позицию. По словам члена её президиума Артураса Тельментаса, так называемая «аренда водителей» искажает конкуренцию, поскольку занимающимся такой деятельностью компаниям не нужно сдавать экзамен по компетенции и получать лицензию, у них вообще нет или они не заботятся о транспортных средствах, по которым у них к тому же отсутствуют обязательства перед банками, они не выполняют обязательные для перевозчиков функции, их не проверяют контролирующие органы.
В «Пакете мобильности» такие компании, как отметил А. Тельментас, называются «почтовыми ящиками», и такое явление как «аренда водителей» запрещено. Поэтому западные страны защищают свои рынки от «почтовых ящиков», и в отношении перевозчиков вводятся определённые ограничения по «аренде водителей» из других стран. «Особенно активны Германия, Нидерланды, Дания. Например, в Германии даже легально арендованный водитель через 180 дней становится её налогоплательщиком, и не имеет значения, что он переходит работать в другую компанию», — рассказал А. Тельментас.
В Литве вышеупомянутых компаний, по его словам, не так много как, например, в Румынии, но на Трёхстороннем совете Литовская администрация транспортной безопасности (ЛАТБ) предоставила данные о том, что в нашей стране не одна компания, в которой работают несколько десятков водителей, и нет ни одного автомобиля. «В этой ситуации для предотвращения злоупотреблений нужна солидарная работа властей. Например, если «Sodra» выяснила, сколько водителей работает в компании, в другом месте можно проверить, сколько в ней машин. Если эти цифры сильно разнятся, или у компании вообще нет машин, становится понятно, что это «почтовый ящик». Для этого вполне достаточно взаимодействия контролирующих органов и совместного использования ими имеющихся баз данных», — подчеркнул А. Тельментас.
Проблему, по его мнению, возможно, помог бы решить правовой акт, который ограничил бы число водителей на один автомобиль: например, в ходе реализации положений «Пакета мобильности» можно было бы установить, что для обслуживания одного грузового автомобиля нужно 1,8-2,2 водителя, и на основании этого уже определять, занимается ли компания «арендой» сотрудников.
Но, может быть, «Linava» выдумала проблему на пустом месте, и больше никто её не видит? В этой связи мы попросили прокомментировать вопрос и генерального секретаря Альянса международного транспорта и логистики (АМТЛ) Повиласа Длижаса.
По его словам: «Бизнес в Литве и ЕС сталкивается с огромной нехваткой водителей, поэтому борьба за них очень острая. Компании, занимающиеся «арендой» водителей, но не ведущие реальной транспортной деятельности, не только не способствуют привлечению дополнительной рабочей силы в литовские компании, но и в целом не создают всесторонней добавочной стоимости для экономики нашей страны. С 2021 г. в Литве будет квота на водителей-международников. Компании в Литве волнуются, хватит ли запланированной квоты для удовлетворения растущего спроса на водителей в стране. Поскольку у нас нет данных о количестве «арендованных» водителей, неясно, какая часть квоты будет использована только «арендой» водителей занимающимися компаниями. Эта часть может быть достаточно значительной, и поэтому в конечном итоге литовские перевозчики, занимающиеся реальной транспортной деятельностью, могут столкнуться с проблемами в плане конкурентоспособности и дальнейшего развития».
Кроме того, П. Дрижас как и А. Тельментас отметил, что деятельность компаний по «аренде» водителей очень близка к тому, что в законодательстве ЕС (в том же «Пакете мобильности») называется «почтовыми ящиками» и считается практикой, искажающей честную конкуренцию. «Тем не менее, законность этой деятельности должны оценить соответствующие институции Литвы и ЕС. Перевозчики неоднократно обращали внимание на этот вопрос, но правовые инструменты на стороне государства», — подытожил генсек АМТЛ.
При этом, по словам А. Тельментаса, вышеупомянутые компании вредят не только перевозчикам, которые не могут честно бороться за сотрудников, но и водителям, которые нередко страдают из-за того, что «арендаторы» не защищают их от различных проблем. Представители профсоюзов водителей разделяют такую позицию, отмечая, что в Литве компании по «аренде» работников особенно трудно заставить нести ответственность за водителей, у которых возникли проблемы с выплатой зарплаты или здоровьем (страховкой).
Что говорят госучреждения
Поскольку, по мнению перевозчиков и профсоюзов, речь идёт о нечестной конкуренции, мы попросили прокомментировать ситуацию Совет по конкуренции Литвы. Его ответ был следующим: «В Совет по конкуренции не было обращений от лиц относительно того, что деятельность занимающихся «арендой» водителей перевозчиков, возможно, ограничивает конкуренцию. Получив такое обращение, мы бы сказали, нарушается Закон о конкуренции или нет. Дополнительно отмечаем, что, если лица всё-таки посчитают, что нечестная конкуренция, как она определена в 15 статье Закона о конкуренции, нарушает их интересы, они имеют право подать судебный иск о прекращении соответствующих действий, возмещении ущерба и т.д., поскольку с 1 ноября Совет по конкуренции больше не расследует случаи недобросовестной конкуренции».
Также мы обратились в Литовскую администрацию транспортной безопасности (ЛАТБ). Там нам ответили: «Если компания соответствует всем условиям лицензирования, и у неё есть лицензия, она получает от ЛАТБ водительские свидетельства на всех водителей из третьих стран, которые были трудоустроены законным образом. Трудовые отношения с работодателем контролируют и проверки проводят Министерство труда и соцзащиты и Государственная трудовая инспекция (ГТИ). Также в этом процессе участвует миграционная служба, и по нашим данным, эти институции знают о таких ситуациях. Действительно, и ГТИ, и Министерство, наверное, должны интересоваться, почему компании нужно, например, 200 водителей, если у неё только один тягач/транспортное средство. Признаём, что в данном случае есть пробелы, но решения не в компетенции ЛАТБ».
После этого мы обратились в Государственную трудовую инспекцию. Её ответ был следующим: «В настоящее время есть около 250 компаний по временному трудоустройству. Однако при включении компаний в список компаний по временному трудоустройству ГТИ не учитывает характер их экономической деятельности, поэтому у неё нет данных о количестве компаний по временному трудоустройству, которые занимаются транспортной деятельностью. Однако немало транспортных компаний обращаются в ГТИ с просьбой о включении их в список компаний по временному трудоустройству. Действующее законодательство никак не ограничивает возможность транспортных компаний иметь статус компании по временному трудоустройству. В рамках своей компетенции ГТИ проверяет, соответствуют ли компании по временному трудоустройству критериям, которые установлены для них в Трудовом кодексе. При проверке таких компаний ГТИ нередко обнаруживает, что есть компании (в том числе в транспортном секторе), которые не осуществляют никакой деятельности в Литве, и их цель – предоставлять услуги в странах ЕС». При этом каких-то юридических оснований для наказания «перевозчиков-арендаторов» ГТИ не увидела и никаких предложений от настоящих перевозчиков по этому поводу не получала.
Таким образом, сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, «Linava» и АМТЛ достаточно чётко обозначили и обосновали проблему «аренды» водителей. С другой – никто даже не обратился в Совет по конкуренции и ГТИ, и в «Linava» нам двусмысленно заявили, что «сейчас не совершаются действия, о которых необходимо публично говорить». В итоге «перевозчики-арендаторы» спокойно работают и, судя по тому, что у контролирующих органов нет к ним претензий, делают это законно. Тем не менее, мы решили дополнительно прояснить правовой аспект данного вопроса и поговорили с представителем адвокатской конторы «VERUM» Миндаугасом Шимкунасом.
Мнение юриста
По словам М. Шимкунаса: «В 2017 г. в Трудовой кодекс (ТК) Литвы были перенесены положения Директивы ЕС 2008/104/EC, регулирующей деятельность компаний по временному трудоустройству. В других странах ЕС она уже давно строго регулируется и обычно осуществляется на основе лицензии, что обеспечивает её прозрачность. В Литве лицензия таким компаниям не нужна — есть только утверждённый правительством список критериев, которым должны соответствовать компании по временному трудоустройству, и процедура определения их соответствия этим критериям. Если ГТИ определит, что компания соответствует этим критериям, она будет включена в список компаний по временному трудоустройству».
При этом, как отметил М. Шимкунас, транспортная компания может заниматься и временным трудоустройством. Однако, в соответствии с законом Литвы о правовом статусе иностранцев (пункт 7 статьи 44) иностранец (а большинство водителей грузовиков, которые трудоустраиваются в Литве, являются гражданами третьих стран) может работать только у того работодателя, который обязался взять его на работу. Соответственно, наняв иностранца на работу, работодатель не имеет права «передать» его другой компании. В указанном законе также говорится (пункт 6 статьи 62), что иностранец не может работать по договору о временном трудоустройстве, как он определён в ТК.
«Следовательно, если будет установлено, что литовская автотранспортная компания сдала в аренду нанятого иностранца автотранспортной компании другого государства ЕС, должно быть зафиксировано нарушение правовых актов Литвы, регулирующих трудоустройство в ней иностранцев, работа иностранца должна быть признана незаконной, а сдавшая его в аренду литовская автотранспортная компания должна быть наказана в административном порядке», — подытожил юрист.
Получив такой комментарий, мы решили ещё раз обратиться в ГТИ, чтобы узнать, что она об этом думает. Ответ был следующим: «Транспортная компания, которая имеет статус компании по временному трудоустройству, трудоустраивая иностранца в Литве, не может заключить с ним договор о временном трудоустройстве и сдать его в аренду другой компании. Командировка водителя (иностранца) в другую страну ещё не означает временное трудоустройство, так как водитель работает от имени своего работодателя. Во время проведённых ГТИ проверок компаний по временному трудоустройству, которые занимаются транспортной деятельностью, было установлено, что иностранцы трудоустроены не по договору о временном трудоустройстве. Только то, что иностранец работает по договору о временном трудоустройстве, не означает, что он работает нелегально. Это нарушение порядка трудоустройства иностранца (статья 57 Закона о занятости)».
***
Обобщая, можно сказать, что деятельность «перевозчиков-арендаторов» в Литве осложняет работу настоящих перевозчиков, ограничивая их возможности по поиску водителей, и, возможно, нарушает принципы честной конкуренции (так это или нет, может установить расследование, которое пока никто не инициировал). При этом очевидно, что мы имеем дело с так называемыми «компаниями – почтовыми ящиками». Чтобы положить конец такой практике, нужно менять законы, что происходит в странах Западной Европы, но не происходит в Литве. Иными словами, ассоциациям перевозчиков есть к чему стремиться. Может быть, ситуацию изменит «Пакет мобильности», предусматривающий изменение в 2022 г. правил командировки водителей-дальнобойщиков, которые больше не позволят экономить на их зарплатах.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.