Решения Суда справедливости ЕС касательно страховки – перевозчикам радоваться или беспокоиться?
Высокие цены ОСАГО – головная боль перевозчиков. Недавно Суд справедливости ЕС (ССЕС) принял два важных решения в данной сфере, расширив понятие «движение транспортных средств». В связи с этим редакция Cargonews решила выяснить, они выгодны транспортным компаниям, или цена страховки вырастет ещё больше.
15 октября 2018 г. ССЕС в споре «BTA Baltic Insurance Company» с «Baltijas Apdrošināšanas Nams» решил, что в контексте ОСАГО понятие «движение транспортных средств» включает в себя ситуацию, когда пассажир стоящего на стоянке транспортного средства (уже не говоря о водителе), открывая его дверь, зацепил и причинил вред стоящему рядом транспортному средству.
20 июня 2019 г. тот же Суд решил, что понятие «движение транспортных средств» включает в себя и ситуацию, когда оставленное в частном гараже транспортное средство, которое используется по назначению (как транспортное средство), загорелось из-за своей электросистемы, хотя до этого оставалось неподвижным больше 24 часов (при этом Суд как незначительные расценил аргументы, согласно которым, в каждом конкретном случае надо выяснить, связаны ли приведшие к возгоранию механизмы транспортного средства с его транспортной функцией).
Говорят юристы
Юрист Европейского фонда по правам человека Моника Гулякайте, комментируя ситуацию, отметила, что нынешнее литовское законодательство не соответствует толкованию ССЕС: согласно «Закону Литовской Республики о безопасности дорожного движения», «дорожно-транспортное происшествие» – это случай на дороге, на общественной или частной территории, когда в результате движения транспортного средства получили ранения или погибли люди, было повреждено или испорчено по меньшей мере одно транспортное средство, груз, дорога, её постройки или любое другое имущество на месте происшествия.
Соответственно, в Литве страховщик в случае возникновения ситуации, описанной в решениях ССЕС, теоретически может отказаться возмещать ущерб на основании полиса ОСАГО, поскольку формально он был нанесён не во время дорожно-транспортного происшествия. Однако, если потерпевшая сторона обратится в национальный суд, последний должен принять во внимание практику ССЕС и встать на сторону истца, а не страховой компании. С другой стороны, всего этого вообще можно избежать, если парламент Литвы внесет изменения в «Закон о безопасности дорожного движения» в соответствии c решениями ССЕС. Почему он до сих пор этого не сделал, неясно.
В целом, как отметил адвокат Альбертас Бута: «Практика ССЕС развивается в направлении того, что обязательное гражданское страхование водителей должно действовать и в тех случаях, когда ущерб наносится транспортным средством, которое в этот момент хотя фактически и не участвует в движении, а также не эксплуатируется, в юридическом смысле является его участником. И всё же, необходимым условием для признания происшествия, в результате которого был нанесён ущерб, страховым является использование транспортного средства в момент возникновения этого ущерба по назначению в широком смысле этого слова. Например, страховым случаем, вероятно, не будет признано возгорание автомобиля, который стоял в мастерской или перевозился в коммерческих целях другими транспортными средствами (например, автовозом)».
«Исходя из практики ССЕС, можно предположить, что страхование гражданской ответственности водителей (тех, кто управляет транспортными средствами) постепенно превращается в страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое не связывается исключительно с рисками дорожно-транспортных происшествий (в узком смысле этого слова). Учитывая растущую автономность транспортных средств, такой переход от страхования гражданской ответственности тех, кто ими управляет, к страхованию гражданской ответственности за происшествия, причиной которых стало само транспортное средство как источник большей опасности (и ответственным за которые должен считаться владелец транспортного средства), представляется логичным, поскольку и ранее, согласно положениям Директивы [ЕС], основой страхования гражданской ответственности являлось имущество (автомобиль), а не лицо», — констатировал А. Бута.
Однако сейчас, по его словам, страховщики могут сделать переоценку рисков. А это значит, что цена ОСАГО может вырасти. С соответствующим вопросом мы решили обратиться в несколько литовских страховых компаний.
Говорят страховщики
Для начала мы попросили прокомментировать решения ССЕС страховую компанию «ВТА». Её представительница Живиле Тишкявичюте отметила, что точной статистики, сколько раз за последние годы перевозчики попадали в описанные европейским судом ситуации, нет. Однако она подчеркнула, что «такие происшествия очень редки, это только единичные случаи», и чаще по поводу ущерба, связанного, например, с неаккуратным открытием дверей транспортного средства, обращаются владельцы легковых автомобилей. Как позиция ССЕС повлияет на цены ОСАГО для транспортных компаний, Ж. Тишкявичюте говорить отказалась, поскольку «это было бы нарушением закона о конкуренции», но из её предыдущих ответов можно сделать вывод, что эта цена не должна расти, так как число соответствующих инцидентов крайне мало.
В целом, представительница «ВТА» по сути положительно оценила шаги ССЕС, потому что «есть стремление сделать так, чтобы клиенту было проще, чтобы было как можно меньше двойственных ситуаций». Схожим образом высказалась глава отдела по связям с общественностью страховой компании «Gjensidige» Йовита Аукштуолите-Миндерене, оценившая решения ССЕС «как попытку внести ясность в правовое регулирование данных вопросов». Кроме того, она как и Ж. Тишкявичюте отметила, что описанные Судом случаи компания фиксирует «очень редко» (здесь, конечно, надо иметь в виду тот факт, что «Gjensidige» не является крупным игроком на литовском рынке страхования грузовиков, и всё же важно совпадение ответов).
Создаваемая «Linava» страховая компания ещё не получила лицензию, но мы всё равно решили получить её комментарий, тем более, что «Linavos rizikos valdymas» возглавляет страховой эксперт с многолетним опытом Саулюс Пеляцкас. Ответ компании был следующим: «Мы приветствуем решения ССЕС, поскольку они вносят ясность в оценку таких ситуаций. На цены ОСАГО для перевозчиков это повлиять не должно, так как такие случаи повреждения дверей и аналогичные мелкие происшествия чаще встречаются в сегменте легковых автомобилей. Больше того, даже в нём они крайне редки, а в случае тягачей их ещё меньшее. Наконец, перевозчикам в таких случаях простой транспортного средства из-за ремонта не приносит такую выгоду, как перевозка грузов. Случаи возгорания неподвижного автомобиля также редки. Если в Литве будет внедрена практика ССЕС и соответствующим образом скорректировано национальное законодательство, вполне вероятно, что часть случаев, которые сейчас регулирует страховка KASKO, окажутся в сегменте ОСАГО, но только тогда, когда будет установлен виновник и заполнена декларация дорожно-транспортного происшествия».
***
Обобщая, следует зафиксировать несколько важных моментов. Во-первых, ССЕС уже два раза расширил понятие «движение транспортных средств», посмотрев на него в более широком контексте, и это, скорее всего, не конец. Во-вторых, перевозчикам на пользу такая пояснительная юридическая практика, поскольку растёт число случаев, которые позволяют получить страховку, и цена ОСАГО из-за этого (по крайней мере пока) не должна вырасти, так как количество таких происшествий не велико. Однако Литве следует реагировать на решения ССЕС, корректируя соответствующим образом закон о безопасности дорожного движения, чтобы его пострадавшим участникам не надо было искать правду в судах.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.