Обзор транспортных событий в декабре

Road transportation of gift box

Повторный XXXIV конгресс «Linava», достижения литовского транспортного сектора и предупреждения экспертов. Важный этап в судьбе «Пакета мобильности», новости из различных европейских стран и актуалии восточного пространства. Технологические новинки и мощный «ЗИЛ». Об этом и многом другом читайте в нашем ежемесячном обзоре основных транспортных событий.

Кризис власти в «Linava» не закончился

В середине декабря ассоциация «Linava» провела повторный XXXIV конгресс. На нём прояснилась судьба её нынешнего президента Эрландаса Микенаса – он сохранит свой пост до очередных выборов весной 2019 г. Это значит, что конфликт в «верхах» не закончился (подробности того, что происходит в ассоциации, можно узнать в специальной статье CargoNews).

Доходы литовских перевозчиков растут

В 2018 г. стоимость транспортных услуг, оказанных литовскими перевозчиками зарубежным заказчикам, была на 300 млн. евро больше чем стоимость транспортных услуг, оказанных зарубежными перевозчиками в нашей стране (таким образом, положительный баланс литовских транспортных услуг вырос на 32 проц.). В течение трёх кварталов 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, экспорт транспортных услуг и доходы литовских перевозчиков выросли более чем на 18 проц.

Эксперты «SME Finance» предупреждают

Как отметил экономический советник «SME Finance» Александр Изгородин, сейчас мы наблюдаем «золотой век» литовского транспортного бизнеса, и он продолжает расти – в первом полугодии 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объём литовских грузоперевозок автомобильным транспортом вырос на 14 проц., и результаты опросов транспортных компаний говорят о том, что оптимизм в этом секторе неуклонно растёт с 2010 г.

Однако, по мнению экспертов из «SME Finance», в условиях сокращения грузопотока, задержек с оплатой услуг и нехватки инвестиционных средств (поскольку банки одалживают перевозчикам неохотно, считая транспортный сектор одним из самых рискованных) именно транспортные компании могут одними из первых почувствовать надвигающиеся экономические трудности (в том числе из-за замедляющейся европейской экономики). Поэтому «SME Finance» советует им провести переоценку направлений своей деятельности – сократить объёмы перевозок в страны СНГ, где большие прибыли повышают деловые риски, внимательно следить за ситуацией в Великобритании и Италии, а также, по возможности, активнее работать с Центральной Европой.

«Несколько настораживает тот факт, что литовские транспортные компании в основном делают ставку на две крупные западноевропейские страны – Германию и Францию. Если перевозчики хотят обезопасить себя от несостоятельных партнёров и других бизнес-рисков, они должны расширять географию перевозок и уделять больше внимания бизнес-возможностям в тех европейских странах, где экономика растёт – например, в Латвии, Эстонии, Польше», – подытожил А. Изгородин.

По данным «SME Finance», в настоящее время основные направления деятельности литовских транспортных компаний это Германия (14,3 проц. автомобильных грузоперевозок), Россия (13,4 проц.), Франция (9,2 проц.), Дания (6,6 проц.) и Австрия (5,1 проц.).

«Girteka Logistics» как возможность

Как сообщают СМИ, несмотря на большие инвестиции в собственный автопарк, «Girteka Logistics» является и крупным заказчиком транспортных услуг, поскольку растёт число доступных грузов, что обусловлено переходом клиентов на долгосрочное сотрудничество с несколькими основными перевозчиками. В настоящее время «Girteka Cargo» активно сотрудничает с польскими (а также латвийскими и белорусскими) перевозчиками и ищет партнёров, которые могли бы доставить груз во Францию, Голландию, Бельгию, Германию и Австрию. При этом за сотрудничество предлагаются дополнительные бонусы (например, возможность воспользоваться скидками на топливо и на проезд по тоннелям, которыми располагает «Girteka Logistics»). Таким образом, «Girteka» это не только большой и опасный конкурент, но и прибыльный заказчик, который может помочь выжить небольшим перевозчикам.

Другие транспортные новости из Литвы

Литовская администрация транспортной безопасности (ЛАТБ) распределила разрешения ЕКМТ на 2019 год. Со списком перевозчиков, получивших эти разрешения, можно ознакомиться на сайте администрации. О сроках, в которые они должны их забрать, ЛАТБ сообщит дополнительно.

Тем временем в каунасском отделении TIR департамента «Linava» была выдана первая TIR книжка с использованием программы ASKTIRWEB. В этой связи генеральный секретарь ассоциации Мечиславас Атрошкявичюс заявил: «Внедрение ASKTIRWEB в „Linava“ – первый шаг на пути к обмену TIR данными и созданию прочного фундамента для будущей цифровой системы eTIR» (с подробностями на литовском языке можно ознакомиться здесь).

Литовский Департамент миграции сообщил о том, что в связи со стремлением предпринимателей более тщательно планировать использование рабочей силы и желанием иностранных граждан заранее подготовиться к переезду в Литву, он будет ежемесячно предоставлять информацию о средней продолжительности рассмотрения заявок на выдачу разрешений на временное проживание в стране. Она будет предоставляться на основании цели прибытия в Литву (на работу, на высококвалифицированную работу, на учёбу, ради бизнеса и т.д.). С информацией можно будет ознакомиться здесь.

С 3 декабря 2018 г. изменился облик литовского свидетельства о регистрации транспортного средства. Цвет документа (зелёный) остался прежним, однако, данных в свидетельстве будет больше. Кроме того, не будет подписи и печати сотрудника «Regitra». Ранее выданные свидетельства менять на новые не нужно (другие подробности на литовском языке здесь).

Сейм одобрил представленные правительством поправки к Закону о безопасности дорожного движения, согласно которым, в 2020 г. в Литве будут узаконены алкоблоки. Поправками планируется оставить за правоохранительными органами право решать, какую из двух мер административного воздействия применять в отношении лица, управлявшего транспортным средством в нетрезвом виде. У нарушителя также будет право выбора – платить назначенный штраф с лишением водительских прав на более длительный период или лишиться права управлять автомобилем на более короткий срок, но по возвращении водительских прав садиться за руль только при наличии в нём алкоблока. В последнем случае водителю придётся получить водительское удостоверение с отметкой «69», которая означает, что он имеет право управлять только теми транспортными средствами, в которых установлены алкоблоки. Для того, чтобы поправки обрели силу закона, Сейм должен проголосовать ещё раз, но, скорее всего, они будут приняты.

В то же время литовские политики вновь вернулись к вопросу об автомобильном налоге. По словам премьер-министра Саулюса Сквернялиса, если этот налог ввести сейчас, значительная часть общества останется «за бортом». В январе будущего года правительство планирует обсудить поощрительные меры для тех автовладельцев, которые решат утилизировать старый автомобиль и приобрести новый (более экологичный). При этом бывший министр охраны окружающей среды Кястутис Навицкас утверждает, что министерство давно подготовило законопроект о налоге на «грязные» автомобили, но в преддверии выборов его принятие отложено.

Мы уже писали о планах литовского правительства в 2021 г. перейти на новую систему уплаты дорожного сбора (вместо виньеток должен появиться сбор за пройденное расстояние). Перейдя по этой ссылке, Вы найдёте детальную статью (на литовском языке) о том, как новый порядок может повлиять на бизнес перевозчиков. А пока Дирекция автомобильных дорог Литвы приготовила им «сюрприз»: тем, кто решит приобрести виньетки не на сайте www.keliuvinjetes.lt, а в местах их продажи, возможно, придётся дополнительно заплатить 2 евро (подробности на литовском языке здесь).

Мы также писали о том, что с 20 мая 2018 г. Литва должна признавать техосмотр (ТО), пройденный в государствах Европейского экономического пространства. Но как показала практика, владельцы автомобилей в данном случае сталкиваются с непонятными и непреодолимыми трудностями. Решение о признании зарубежного техосмотра принимает «Regitra», и складывается впечатление, что эта организация защищает интересы не водителей (перевозчиков), а национальных центров ТО. По словам руководителя Каунасского авторынка Валентинаса Науяниса: «У нас в Литве есть небольшая группа предпринимателей, которая контролирует рынок ТО. С помощью лоббистов она делает всё, чтобы у обыкновенного человека появились проблемы. Это не что иное, как боязнь потерять довольно приличную прибыль». Ассоциация занимающихся ТО компаний «Transeksta» считает подобные подозрения одной из самых странных теорий заговора (хотя ни для кого не секрет, что она критикует возможность признания иностранного техосмотра в Литве).

Сотрудники Вильнюсского окружного управления Службы расследования финансовых преступлений (СРФП) подозревают, что одна столичная транспортная компания могла скрыть около 2 млн. евро доходов, и это крупнейшая махинация в транспортном секторе, которую удалось выявить в 2018 г. В целом, за 11 месяцев 2018 г. сотрудники СРФП при участии коллег из Государственной налоговой инспекции (ГНИ) и Государственной трудовой инспекции (ГТИ) проверила 40 транспортных компаний, и в 75 проц. случаев были выявлены различные нарушения. В результате СРФП начала 13 досудебных расследований; 16 компаний нарушили Кодекс административных нарушений; анализом результатов нескольких проверок занимается ГНИ. И лишь 10 из 40 проверенных транспортных фирм работали честно (с подробностями на литовском языке можно ознакомиться здесь).

Между тем, по итогам рейда, проведённого ЛАТБ в Вильнюсском районе, выяснилось, что вес 11 из 20 проверенных транспортных средств (ТС) с сыпучими грузами на борту превышал допустимый, у 2 из 20 ТС был обнаружен перевес на одиночную или ведущую ось. У одного водителя не было лицензии на перевозку грузов, у другого – документа, подтверждающего профессиональную квалификацию. Заместитель председателя профсоюза водителей Рамунас Нарбутас в этой связи отметил, что, возможно, к перегрузу водителей подталкивают руководители компаний – чтобы «не ездили полупустыми» (с подробностями на литовском языке можно ознакомиться здесь).

Криминальная история. Шяуляйская полиция начала досудебное расследование по поводу нанесения телесных повреждений гражданину Румынии. В ходе выяснения обстоятельств дела было установлено, что к физическому и психологическому насилию могли прибегнуть четверо сотрудников администрации одной шяуляйской транспортной компании – двое руководителей и двое менеджеров. До инцидента потерпевший работал в этой компании водителем и лишь хотел получить зарплату за проделанную работу (с подробностями истории на литовском языке можно ознакомиться здесь).

Литовские страховщики поделились информацией о самых экзотических объектах страхования. В списке наиболее часто страхуемых грузов можно найти различное промышленное оборудование, бытовую технику, электронику, мебель, окна, медицинские товары, оптику и продукты питания. Удивили те, кто попросил застраховать дельфинов, замороженных грызунов и исторические реликвии.

В свою очередь работающая в Литве итальянская логистическая компания «Gruber Logistics» купила у местного представителя «Iveco» первую в стране партию тягачей на сжиженном природном газе (англ. LNG). При этом совсем недавно к испытаниям тягача «Scania» на сжатом природном газе (англ. CNG) приступила клайпедская транспортная компания «Vlantana» (подробнее об этом в специальной статье CargoNews). Таким образом, литовские перевозчики стараются не отставать от мировых технологических тенденций в области грузового транспорта (о них читайте в заключительной части обзора).

А Министерство транспорта и коммуникаций Литвы в 2019 г. займётся поиском экспертов для подготовки оптимистичной, пессимистичной и реалистичной стратегии развития литовского транспорта до 2050 г. Нынешнюю долгосрочную (до 2025 г.) стратегию правительство утвердило в 2005 г. Её приоритетным направлением было создание трансевропейской транспортной сети, а также модернизация и развитие транспортного коридора «Восток-Запад».

Новости из Брюсселя

Все европейские перевозчики с нетерпением ждут решения Брюсселя по «Пакету мобильности». На состоявшемся там 3 декабря 2018 г. заседании европейского Совета по транспорту, телекоммуникациям и энергетике (ТТЭ) был согласован так называемый «общий подход» (с его подробностями можно ознакомиться здесь). Но это не окончательное решение – сейчас своё слово должен сказать Европейский Парламент (ЕП), а там, как известно, согласия по данному вопросу нет. Больше того, своё недовольство достигнутым компромиссом высказывают многие страны и транспортные организации (например, позиция «Linava» на литовском языке изложена здесь). Иными словами, борьба ещё не закончена, и Литва должна быть активной в ней до самого конца.

В прошлом обзоре мы писали о том, что Комитет по занятости и социальным вопросам ЕП решил предложить европарламентариям поддержать порядок, согласно которому социальные взносы нужно было бы платить по месту работы сотрудника. И вот сейчас ЕП одобрил это довольно расплывчатое предложение (расплывчатое, например, потому, что не понятно, как в таком случае водителю будет начисляться пенсия). Таким образом, предложение Комитета превратилось в официальную позицию ЕП на переговорах с Европейским Советом и Европейской Комиссией. Иными словами, до окончательного решения ещё далеко, но тенденция настораживает всё больше.

Другие европейские новости

Напоминаем, что с 1 января 2019 г. польские таможенники начнут штрафовать тех перевозчиков, которые перевозят товары, входящие в перечень системы SENT (горюче-смазочные материалы, спиртосодержащие продукты, табак и пр.), но не предоставили этой системе информацию о движении транспортного средства. Для работы с системой SENT перевозчики должны зарегистрироваться на платформе PUESC.

После того, как во Франции прошла волна протестов «жёлтых жилетов», её президент пообещал в 2019 г. повысить минимальную зарплату на 100 евро. Подробностей пока нет, но факт в том, что за командировку водителей в эту страну перевозчикам скоро придётся платить больше.

Испанская ассоциация перевозчиков ASTIC сообщила о том, что с 1 января 2019 г. в Испании вступит в силу запрет на еженедельный отдых водителей в кабинах транспортных средств. За его несоблюдение грозит штраф в размере 1000 евро. Правда, инструкции, как именно будет осуществляться контроль, пока нет. В этой связи стоит отметить, что учебный центр «Linava» подготовил специальную памятку на русском языке о порядке труда и отдыха водителей в различных европейских странах. С условиями её приобретения можно ознакомиться здесь.

А Болгария с 1 января 2019 г. переходит на электронные виньетки. Замена бумажных виньеток на электронные проводится с 17 декабря 2018 г. в пунктах их продажи (преимущественно это торговые объекты и заправочные станции). Также следует отметить, что с 1 января 2019 г. в стране появится новый вид виньеток – виньетка выходного дня, которая будет стоить 10 левов. Для грузовиков виньетки будут продаваться до 15 августа 2019 г., так как с 16 августа в стране заработает электронная система дорожных сборов c грузовых транспортных средств (Толл-система). Обращаем Ваше внимание на то, что имеющиеся бумажные виньетки должны оставаться на лобовом стекле автомобиля до истечения срока их действия.

Важная новость, касающаяся Великобритании – каким бы способом эта страна не покинула ЕС, после выхода из Евросоюза она останется членом европейской Конвенции об общем транзите (англ. Common Transit Convention / CTC), которая упрощает таможенные процедуры. Также предупреждаем, что британская полиция «вооружилась» новыми приборами для измерения скорости движения и наблюдения за водителями, дальность действия которых – более 1 км. А здесь приводится информация (на английском языке) об изменениях в правилах взимания в Соединённом Королевстве дорожного сбора с грузовых автомобилей, вступающих в силу в феврале 2019 г.

С его тарифами в Австрии с 2019 г. можно ознакомиться здесь. А в Чехии эта система будет переведена на спутниковую платформу. Хорошая новость – обслуживающая инфраструктура останется прежней. Плохая – придётся менять бортовые устройства.

Перейдя по этой ссылке, Вы найдёте полезную информацию об ограничениях движения грузового транспорта в Дании, связанную, например, с экологическими требованиями и перевозкой опасных грузов. Информация об ограничениях движения грузового транспорта в Германии в 2019 г. находится здесь, в Румынии – здесь, в Португалии – здесь.

Наконец, мы уже писали о том, что Германия планирует облегчить условия трудовой миграции из стран, не входящих в состав ЕС. И вот немецкое правительство приняло соответствующее решение (детали документа на английском языке можно найти здесь), которое, если его одобрит парламент, вступит в силу в 2020 г. Это значит, что украинские и белорусские водители, которые сейчас едут или уже приехали работать в Литву (и Польшу), смогут поехать в Германию…

Новости с восточного пространства

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил проект соглашения о механизме отслеживания товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Документ направлен в страны ЕАЭС для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания. В то же время Коллегия ЕЭК приняла решение о реализации новых положений Таможенного кодекса ЕАЭС – в частности, утвердила списки товаров, в отношении которых не будут применяться некоторые таможенные процедуры (с подробностями можно ознакомиться здесь).

Кроме того, с 1 января 2019 г. вступят в силу новые правила беспошлинного ввоза на территорию ЕАЭС товаров для личного пользования (что актуально для водителей-международников). Вводятся два ограничения: по стоимости (до 500 евро) и по весу (до 25 кг). За превышение установленных пределов в первом случае придётся заплатить пошлину в размере 30 проц. от стоимости товаров, во втором – 4 евро за каждый лишний килограмм (для этого в пунктах пропуска есть специальные терминалы). В случае нарушения установленных правил грозит денежный штраф, конфискация товаров или даже уголовное дело (с подробностями можно ознакомиться здесь).

Как показывает статистика, через белорусско-литовскую границу за 11 месяцев 2018 г. проследовало на 186 тыс. транспортных средств больше, чем за аналогичный период предыдущего года (почти 2 млн.). При этом 34 проц. всего транспортного потока приходится на пункт пропуска «Каменный Лог (Мядининкай)». В 2019 г. начнётся его масштабная реконструкция, после которой, как отметили в Государственном таможенном комитете Беларуси, ожидается трёхкратное увеличение его пропускной способности. Кроме того, вблизи «Каменного Лога» уже началось строительство транспортно-логистического центра с большими складскими помещениями, на котором будет открыт ведомственный пункт таможенного оформления. Остаётся надеяться, что, миновав Беларусь, перевозчики не застрянут в Литве.

А у российских таможенников появилось право проверять грузовые автомобили массой от 3,5 тонн (в том числе не осуществляющие международную перевозку) в местах, обозначенных дорожным знаком «Пункт таможенного контроля». Водители будут обязаны предъявить к проверке транспортное средство, а также товары и документы на них. За отказ остановиться они могут быть привлечены к административной ответственности

Нельзя не упомянуть и о первой автомобильной грузоперевозке из Китая в Европу по TIR процедуре. Груз был доставлен в Польшу всего за 13 дней через Казахстан, Россию и Беларусь. В результате оказалось, что стоимость перевозки «от двери до двери» и её сроки сопоставимы с предложениями авиа- и железнодорожного транспорта. Так что, перевозчики, вперёд в Китай!

Технологические новинки

В последнее время всё больше разговоров о водородном грузовом транспорте. У него есть свои сторонники и противники. Жизнеспособность идеи может подтвердить (или опровергнуть) только её практическая реализация. Уже есть проект «Nikolа Tre» с амбициозным планом его реализации в Европе. Однако, «Nikola» – новичок на рынке производства тягачей. Поэтому хотелось бы, чтобы технологией «fuel cell» заинтересовался какой-нибудь традиционный их производитель. И вот таким производителем, похоже, стала «Scania». Другой признак, указывающий на то, что водородное топливо не фантастика, это завод по производству водорода, строительством которого в США займётся компания «Air Liquide» в сотрудничестве с «Toyota» и «Honda».

В то же время компания «Volvo» сообщила о премьере в 2019 г. электрической модели VNR, серийное производство которой должно начаться уже в 2020 г. При этом стоимость и технические характеристики автомобиля пока неизвестны, но производитель утверждает, что тягач будет пригоден для региональных перевозок (то есть, сможет конкурировать с «Tesla»). Таким образом, и электрический, и водородный грузовой транспорт прокладывает себе дорогу в жизнь, и не удивительно, что «FreightWaves Research Institute» включил «Tesla» и «Nikola» в список 25 самых инновативных и наиболее стремительно развивающихся компаний 2018 г., а вывод аналитического отчёта «Business Insider Intelligence» – перспективы электрических большегрузов более чем реальны.

Однако, не будем забывать и о дизельных грузовиках. Так, компания «Renault Trucks» представила обновлённые модели T, D и «D Wide» 2019 г. С преимуществами новой серии T можно ознакомиться здесь, серий D и «D Wide» – здесь.

И в заключение доза хорошего настроения под Новый год. Если Вы думаете, что грузовики «ЗИЛ» – пережиток прошлого, советуем посмотреть это…

***

Дорогие перевозчики и водители, в течение 2018 г. мы старались знакомить Вас с самыми важными и интересными новостями из мира транспорта. Надеемся, что и в 2019 г. Вы останетесь с нами. Желаем, чтобы в новом году никто «не подложил свинью» в бизнесе и на дороге!

Всегда ваша, команда CargoNews.lt

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0