Покрышки – головная боль

ad_li3uc1i6639rlv7csvc0auhoo5

Начало апреля  — время менять колеса на легковушках и «бусиках», владельцы грузовиков в эти дни в более выгодном положении, поскольку, им не предписано в определенные сроки менять «обувку» на летнюю. Однако, часть перевозчиков все-таки предпочитает иметь по два комплекта сезонных колес и дважды в год их менять – на небольших предприятиях такой подход сочтут более добросовестным, экономичным. Но и без смены колес хороший хозяин весной не поленится осмотреть состояние покрышек после зимы, прикинуть износ  протектора и неизбежные затраты фирмы на шины. Для автотранспортного предприятия этот расход достигает 10 – 15% общего бюджета на техобслуживание.  Сумма серьезная, стало быть, экономить на этой статье можно и нужно, но не в ущерб безопасности.

Каждая буква и цифра – на своем месте

Критерии выбора и контроля автомобильных колес для большегрузного транспорта в Литве подробно описаны в специальных правилах. Здесь приводятся классы и типы покрышек в зависимости от назначения транспорта, общих условий эксплуатации и от рабочей нагрузки, а также таблицы соотношений нагрузки и скорости как основной критерий выбора. Теоретически, можно выучить международную маркировку колес, чтобы со знанием дела выбирать первым из буквенных обозначений *Е* для езды по большинству стран Европы и *N* для рейсов по щедрой на снег и мороз Скандинавии. Вторая буква в спецмаркировке, во втором её символе, дает наводку по применению шин на осях:  *D* — только на ведущих колесах,  *F* применяют на управляющих, *Z* хороши на любых осях, в том числе рулевой, а для прицепов – универсальные *Т*. На современных покрышках длинный ряд символов завершают буквы ЕЕ, что означает повышенное энергосбережение, меньшую степень нагрева во время движения и экономию топлива. Насколько этому можно верить? Примерно так же, как покупать бытовую технику с наклейкой ЕЕ и надеяться меньше  заплатить за электричество – то есть, проверить на практике будет не просто.

Добрый охотник может «читать» по следам

Понятно, что опытный перевозчик не станет заучивать маркировку по справочнику – тип шины достаточно точно можно определить по рисунку протектора. Универсальные «ромбик» и «шашечка» непритязательны, дают хорошую сцепку с дорогой, но потребляют солярку с лихвой и больше стираются, по крайней мере, заметнее. У управляемых шин рисунок вытянутый, куски ламелей выстраиваются в «дорожки» и хорошо сохраняют заданное направление при поворотах и торможении. Есть у продольных канавок своя сверхзадача — отводить воду и талый снег испод колес в плохих погодных условиях. При этом, они заведомо сокращают срок службы резины – как трещины на тарелке. Протектор ведущих колес украшают «елочка», «шашечка» или «лесенка» – они берут на себя всю мощность двигателей, «цепляются» за дорогу и разгоняют тягач. Можно десятки рисунков протекторов выделить и расписать, но общий принцип таков: чем больше линий и пересечений – тем больше сцепка с дорогой, но одновременно и больше трение, износ колес и потребление топлива. Так что, владельцу все время приходится выбирать меньшее из двух и более зол, т.е. лавировать между желанием сэкономить и безопасным вождением.

Лысина выявит массу «недугов»

Раз уж мы начали «читать по следу» — сейчас весной самое время вглядеться не только в следы протектора, но и в него самого. Не секрет, что характер износа шин может служить диагностикой ходовой части, развала – схождения, а также регулировки внутреннего давления. Это как сбитые каблуки служат зеркалом плоскостопия.

Итак, протектор покрышки заметно стерт по краям – значит, давление в колесах грузовика меньше, чем нужно. Если залысины сосредоточены посередине  — колеса слишком накачены. Базовые пределы внутреннего давления приведены в документах производителя автомобиля, но между рекомендованным верхним и нижним значением предстоит выбор на случай полной загрузки или порожнего рейса, с учетом температуры воздуха за бортом. В итоге, водитель сам выбирает оптимум, полагаясь на собственный опыт – как в кулинарии «добавить соли по вкусу». Между тем, обе крайности, завышенное и заниженное давление, приводят к чрезмерному износу протектора, а если воздух вышел на треть – есть угроза разрушить каркас. Причина в том, что на поверхности «недокаченного»  колеса трение больше и больше тепла выделяется, чем обычно. А если резина нагреется выше 120 °С – в ней наступают необратимые изменения, снижается прочность и пластичность, корды деформируются.

Повышенное давление перегружает каркас шины, дает меньше контакта с дорогой, больше чувствительность к ударам. Мастера говорят, лучше уж недокачать, чем перекачать. Так что, манометр для дальнобойщика вовсе не роскошь, а выручалочка. К тому же, летом в Испании с полной загрузкой колеса придется немного спустить, а в горах в Норвегии порожняком – подкачать. Такая простая мера поможет продлить жизнь покрышки и даже чуть сэкономить на топливе. Пусть это 2 — 3%, но если умножить на стоимость литра солярки на Западе и общий пробег – это уже результат.

Сколиоз или «обувка» не по размеру?

Тот же характер износа покрышки может быть признаком более крупных проблем. Например, дисбаланс колес характерен неравномерно стертым рисунком, с одного или с другого бока как показатель неравномерного распределения весовой нагрузки. Также возможно выявить осевое биение колеса. Водитель со стажем определит его просто по звуку, не выходя из кабины. Чем выше скорость – тем больше гудят колеса. Заметный дисбалланс сократит век покрышки на четверть – а их и так половину приходится списывать каждый сезон, обсуждают автовладельцы на форуме Cargo.lt. Способ лечения – подвеска грузиков на ободе диска. Кроме того, возможная деформация элементов оси выявится разным износом покрышек на разных бортах – это в том случае, если хозяин не пренебрег золотым правилом комплектовать колеса на одной оси одинаковыми покрышками.

Дальше по стертым протекторам словно по книге можно читать о встреченных за сезон рытвинах и ухабах, а также о стиле езды водителя – есть мнение, что неоправданно резкие разгоны и торможения вкупе с превышением рекомендованных скоростей губят шину не меньше внешних причин. Например, при скорости 120 км/ч шины изнашиваются вдвое быстрее, чем при 70 км/ч. Впрочем, на автостраде у дальнобойщика выбор не велик, знай, держи скорость и направление.

Мнимая экономия

Даже при всей определенности выбора шин по параметрам автомобиля – есть простор для эксперимента. Один из форумчан поделился, что решил чуть сэкономить на выборе покрышек более низкого профиля – они дешевле. С заменой колес 315/80 на  315/70 внутренний диаметр тот же, а внешний меньше. Однако, меньшее колесо чаще вращается и соприкасается с дорожным покрытием, подсчитал после дотошный автовладелец. В итоге, за сезон колеса низкого профиля износились сильнее своих высокопрофильных братьев. А еще и тахограф начал «привирать», так как его показания зависят от числа оборотов оси колеса. На первый взгляд, не заметно, но вот в Европе «ошибка» вышла не в пользу водителя, а это уже нарушение Регламента ЕС № 661/2009 – непреднамеренное и обидное.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0