Лидеры литовского транспортного рынка считают, что грузопоток будет увеличиваться

rhenus

На прошлой неделе, по приглашению генерального директора компании «Rhenus Svoris» и президента Литовской национальной ассоциации экспедиторов и логистов Арунаса Берташюса, сотрудники редакции CargoNews.lt вместе с другими журналистами приняли участие на так называемом «деловом завтраке», где обсуждались наиболее актуальные в жизни транспортного сообщества вопросы. Редакция CargoNews.lt решила ознакомить своих читателей с результатами этой содержательной беседы.

Практика регулярного общения крупных предпринимателей и журналистов заслуживает высокой оценки, потому что подобные мероприятия демонстрируют открытое отношение бизнеса к общественности, и во время таких мероприятий общественность может ознакомиться с ключевыми вопросами определённой экономической отрасли. Беседа с руководителем такой компании, как «Rhenus Svoris», представилась нам возможностью, что называется, из первых уст узнать о том, что происходит на литовском и европейском транспортном рынке в настоящее время, и какие тенденции развития намечаются в ближайшем будущем.

В последнее время литовские перевозчики жалуются на то, что условия их работы как в Европейском Союзе, так и на пространстве бывшего СССР постоянно ухудшаются. Причиной тому являются обоюдосторонние санкции, протекционистская политика и др. В этом контексте А. Берташюс привёл положительный аргумент, который, по его мнению, отчасти создаёт противовес отрицательным бизнес-факторам – объёмы торговых потоков во всех направлениях растут, похоже, что этот момент можно считать долгосрочной тенденцией (например, Россия наращивает объёмы закупок различного оборудования, а это значит, что Россия расширяет инвестиции в производство, что, в свою очередь, ведёт к повышению спроса на услуги грузоперевозок). На то, что подобное утверждение имеет под собой реальную основу, указывает и недавно опубликованное в СМИ заявление исполнительного директора компании «Abipa Logistics» Томаса Брасюнаса, где он сказал, что «можно прогнозировать, что объём грузоперевозок в Европу и в Азию будет расти».

Следовательно, литовские (и не только) транспортники в ближайшем будущем могут надеяться на рост прибыли – например, в Германии тарифы грузоперевозок повышаются в течение нескольких месяцев (кстати, в комментарии к долгосрочным планам ЕС сократить объём автомобильных грузоперевозок в пользу железнодорожных А. Берташюс отметил, что исключить автомобильный транспорт из цепочки международных грузоперевозок вряд ли удастся, так как автомобильный транспорт обладает рядом преимуществ – например, при осуществлении международных грузоперевозок не нужно совмещать интересы железнодорожных компаний, находящихся в различных странах).

В то же время, по словам директора «Rhenus Svoris», может почувствоваться нехватка транспортных средств и рабочей силы (не говоря о необходимости в строительстве новых складских помещений). Следует отметить, что несмотря на то, что в 2017 г. в Европейском Союзе спрос на новый тяжеловесный транспорт (более 16 тонн), по сравнению с 2016 г., вырос незначительно (на 0,5% или 300 000 единиц), отдельные страны продемонстрировали довольно неплохие результаты. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), итальянский рынок продемонстрировал самый стремительный рост (+8,4%). Вслед за Италией выстроились Франция (+6,9%) и Германия (+1,4%). Между тем в Великобритании (-7,9%) и в Испании (-0,6%) отмечалось падение спроса. В Литве отмечался рост (+16,5% или 6 862 единицы зарегистрированных новых транспортных средств), в Польше тоже (+3,6% или 25 314 единиц зарегистрированных новых транспортных средств). С подробной статистикой можно ознакомиться здесь.

Иными словами, рост спроса на новые грузовые автомобили в странах-лидерах европейского транспортного рынка налицо. Однако, покупка нового автомобиля – это ещё не всё. Нужно, чтобы им кто-то управлял (кстати, по данным анализа, проведённого банком «BNP Paribas», дефицит водителей во Франции напрямую отразится на стоимости грузоперевозок, т.е. стоимость повысится). Что касается Литвы, то положение на литовском рынке труда тоже вынуждает к поиску сотрудников из третьих стран. В этом отношении А. Берашюс подчеркнул, что поиском рабочей силы за пределами своих сран занимаются все предприниматели, потому что такова жизнь. Но пока мы медлим, другие страны (например, Польша) создают сотрудникам из третьих стран более благоприятные, чем в Литве, условия для трудоустройства, поэтому в конечном итоге Литва утрачивает свои позиции в конкурентной борьбе. Справедливости ради следует сказать, что Литва (в том числе и по инициативе «Linava») тоже принимает меры по упрощению процесса трудоустройства иностранных граждан (например, в начале нынешнего года в Литве появился так называемый «Белый список» – свод правил, позволяющий различным литовским компаниям в упрощённом порядке принимать на работу необходимых сотрудников из третьих стран), однако, эти меры всё ещё не настолько эффективные, чтобы литовские предприниматели могли вплотную конкурировать с поляками.

В ходе беседы, когда обсуждалось дальнейшее развитие торгово-экономических отношений между востоком и западом, был затронут вопрос о возможностях Литвы воспользоваться преимуществами китайского проекта «Один пояс, один путь» (англ. One Belt One Road Initiative). По мнению А. Берташюса, географическое положение Литвы не настолько хорошее, чтобы Литва могла претендовать на статус стратегически важного транзитного узла («окончание пути»), однако, даже и при таком раскладе сил необходимо всеми способами повышать конкурентоспособность литовского транспортного сектора – например, пытаться на государственном уровне заключить договор о грузоперевозках с каким-нибудь китайским регионом и при этом убедить потенциальных китайских партнёров в том, что грузоперевозки через Литву принесут им экономическую выгоду. С другой стороны, такие моменты, как повышение акциза на дизельное топливо и постоянные очереди на литовско-белорусской границе никак не способствуют улучшению ситуации, и эти вопросы, по мнению А. Берташюса, гораздо важнее последствий проводимой Брюсселем транспортной политики в отношении восточноевропейских перевозчиков.

По мнению руководителя «Rhenus Svoris», государство должно повышать свои доходы за счёт оптимизации своей деятельности, а не за счёт усиления налогового бремени и «похорон» важных реформ (кстати, принятие нового Трудового кодекса А. Берташюс не относит к успешным достижениям). Одновременно он отметил, что литовские предприниматели активно сотрудничают с таможней по вопросу повышения пропускной способности пунктов пограничного контроля, и в этом плане уже берут на себя некоторые функции таможенников с помощью статуса «экономического оператора». Однако, этих действий недостаточно – необходимо расширять пограничную инфраструктуру. По меньшей мере настолько, чтобы оформленные грузовые автомобили могли элементарно пересечь границу без дополнительных задержек.

В конце мероприятия был затронут и политический аспект деловых отношений с Россией. Не затронуть этот вопрос было невозможно, так как буквально накануне «делового завтрака» премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис выступил с инициативой активизировать диалог с Москвой. На этот счёт А. Берташюс предложил смириться с реальностью обоюдосторонних санкций и призвал к более решительной защите литовских национальных интересов, так как, по его словам, «Кремль сделал всё что мог/что хотел сделать». С одной стороны, да, но с другой всегда существует риск того, что «позиция силы» в отношении России может привести к противоположному результату, и раньше или позже Россия станет ещё более агрессивной, а не сговорчивой.

Высказанные А. Берташюсом  мысли позволяют думать о том, что настоящее и будущее литовского транспортного сектора выглядит не настолько плохо, как может показаться на первый взгляд. Да, условия работы сложные, но объёмы международной торговли растут, а это значит, что вместе с ними возрастёт спрос на транспортные услуги. В этой ситуации государство обязано делать всё, чтобы литовская транспортно-логистическая среда была максимально благоприятной для международных грузоперевозок, и повышать, а не понижать конкурентоспособность нашего транспортного сектора.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (условия, переходный период и проблемы в Румынии)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-01-17 1 984
0
no_drivers

Интервью водителя грузовика о работе в литовской компании

Здесь (оригинал на итальянском) / здесь (русская версия) — интервью водителя грузовика из третьей страны о работе, как можно понять, в литовской компании. Много интересных деталей, но стоит учитывать то, что это только версия водителя.

2025-01-09 86
0
The Flag of Latvia waving in the wind with a clear blue sky.

О требовании декларирования в Латвии транспортных средств, зарегистрированных в третьих государствах, для участия в дорожном движении

Генеральное консульство Республики Беларусь в Даугавпилсе на основании информации, представленной латвийским государственным акционерным обществом «Дирекция безопасности дорожного движения», известило Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о том, что начиная с 1 января 2025 г. к участию в дорожном движении в Латвии будут допущены только те транспортные средства, зарегистрированные в третьих странах, которые были задекларированы в электронных услугах государственного АО «Дирекция безопасности дорожного движения» (CSDD).

2025-01-03 98
0