Таможенный кодекс ЕАЭС: что поменялось для автоперевозчиков?

10d71edadb20e21fee88388714440e4a

С 1 января 2018 года в Евразийском экономическом союзе начал действовать общий Таможенный кодекс (ТК ЕАЭС).

Новый документ пришел на смену Таможенному кодексу Таможенного союза 2010 года и актуализировал правовую базу единого экономического пространства в сфере таможенного регулирования. В Кодексе нашли отражение ключевые моменты Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли.

Одновременно с новым кодексом в силу вступили 27 решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Они уточняют отсылочные нормы, которые содержатся в кодексе. Ряд дополнительных решений еще должны будут быть приняты в 2018 году.

Доводим до вашего сведения краткий обзор изменений, которые коснутся сферы автомобильных перевозок в связи со вступлением в силу новых норм законодательства.

Электронный обмен информацией с таможней

Обмен информацией с таможней со вступлением в силу ТК ЕАЭС должен приобрести цифровой формат. Именно электронные документы с использованием электронной цифровой подписи станут основой. Использовать бумажную декларацию можно будет только в особых случаях.

Согласно пункту 4 статьи 104 ТК ЕАЭС предоставлять документы на бумажном носителе возможно:

  • при таможенном транзите;
  • для товаров личного пользования;
  • для международных почтовых отправлений;
  • для транспортных средств международной перевозки;
  • если в качестве декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы.

Книжки МДП

Особое внимание стоит уделить книжкам МДП. Их использование относится к особым случаям, когда допускается применение бумажного носителя.

На практике международные перевозчики столкнулись с незаконными требованиями отдельных сотрудников таможенных органов по электронному оформлению транзита. Эту информацию подтверждает Международная ассоциация автомобильных перевозчиков.

В новом таможенном кодексе содержатся нормы, которые позволяют применять МДП в Евразийском экономическом союзе:

  • закреплено отсутствие необходимости предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите, если это установлено международными договорами государств-членов с третьей стороной;
  • таможенное декларирование в письменной форме допускается при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Поэтому требования об электронном документообороте в рамках процедуры таможенного транзита, в том числе по книжке МДП, носят неофициальный характер и могут игнорироваться перевозчиками.

Таможенный транзит

В целом процедура таможенного транзита не изменилась. Однако ряд новшеств все же есть.

Увеличились сроки предоставления информации в таможенные органы по завершению перевозки автотранспортом по процедуре таможенного транзита.

С момента прибытия в место доставки товара, документы необходимо передать в таможню в течение 3 часов (ранее в течение часа). В течение 8 часов после регистрации документов в таможне товар должен быть помещен на временное хранение или под процедуру таможенного декларирования (ранее в течение 3 часов).

Сертификат обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должен быть оформлен в виде электронного документа.

Таможенный кодекс ЕАЭС разрешил перевозчикам использовать временно ввезенный автомобильный транспорт для международных перевозок во внутреннем сообщении. Пункт 7 статьи 275 ТК ЕЭАС разрешает такую транспортировку в случаях если:

  • перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;
  • перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государств, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.

Предварительное декларирование при помощи ТIR-EPD

Значительные изменения коснутся предварительного декларирования. Однако на сегодняшний день еще не разработаны регламенты подачи и регистрации такой информации. Дополнительные нормы должны быть подготовлены отдельными решениями ЕЭК.

Для международных перевозчиков сохранится возможность передачи предварительной информации при помощи системы TIR-EPD, так как сообщения передаваемые с ее помощью являются «сведениями, подаваемыми в электронном виде», как того требует ТК ЕАЭС.

Автоматизация процессов

Если раньше все таможенные операции совершались только сотрудниками таможни, то со вступлением в силу ТК ЕАЭС часть операций сможет совершаться в автоматическом режиме, а именно: регистрация таможенной декларации, выпуск/отказ в выпуске/аннулирование выпуска товара.

Выбор формы таможенного контроля также может определяться автоматически без участия должностных лиц: на основании полученных данных и так называемых профилей риска.

Согласно ТК ЕАЭС максимальный срок регистрации декларации сократится в два раза — с двух часов до одного.

Также ускорится и сам процесс выпуска товаров: с момента регистрации таможенной декларации до выпуска должно пройти не более четырех часов, в случае если не были запрошены дополнительные документы в рамках контроля. Однако сохраняется норма, которая позволяет продлить срок выпуска на срок до 10 дней.

В будущем единая таможенная система избавит декларантов от необходимости по несколько раз предоставлять один и тот же документ в разные контролирующие службы. Такая норма содержится в пункте 2 статьи 80 ТК ЕАЭС. Любой документ, загруженный в базу, должен быть доступен и таможенным органам, и транспортной инспекции, и фитосанитарной и ветеринарной службам и т.д. Однако пока этот пункт требует дополнительного уточнения со стороны ЕЭК.

Правила заполнения декларации

Изменились правила заполнения декларация. Остановимся лишь на пункте об отмене обязательного предоставления документов, на основании которых была заполнена декларация.

Согласно статье 109 ТК ЕАЭС при заполнении декларации на товары и транзитной таможенной декларации в электронном виде не обязательно предоставлять документы, на основании которых они были заполнены.

Это же касается и декларации на транспортное средство, предоставленной в электронном виде (пункт 5 статья 278).

Вместе с тем документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны находиться у декларанта на момент подачи декларации. Таможня, как и ранее, может запросить подтверждающие документы. Подробный порядок и сроки прописаны в статье 325 ТК ЕАЭС.

Это лишь небольшая часть изменений, которую закрепил новый таможенный кодекс. Среди нововведений: отсрочка по уплате таможенных платежей, возможность внесения изменений в декларацию, выпуск товаров до завершения таможенного контроля, статус уполномоченного экономического оператора для всех участников рынка.

С полным текстом документа можно ознакомиться здесь .

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0