В каких случаях перевозчик может избежать ответственности при неисправности транспортного средства
Грузоперевозки – процесс сложный, в этом процессе могут появиться самые разные непредвиденные обстоятельства, которые могут привести к повреждению, несвоевременной доставке или, того хуже, утрате груза. К таким обстоятельствам относится и неисправность транспортного средства. В этой публикации мы рассмотрим случаи, при которых перевозчик может быть частично или полностью освобождён от ответственности, когда она возникает из-за поломки транспортного средства.
Бремя доказательства ложится только на плечи перевозчика
В этом вопросе редакцию CargoNews.lt согласилась проконсультировать сотрудник адвокатской конторы «Jurex» адвокат Елена Цвирко. Она утверждает, что в подобной ситуации перевозчикам необходимо обратить внимание на два основных момента: первый – подача к перевозке технически исправного транспортного средства является непосредственной обязанностью перевозчика; второй – как гласит ч.3. ст.17 CMR Конвенции, перевозчик не освобождается от ответственности по причине дефектов транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки, или по вине лица, который сдал перевозчику в аренду неисправное транспортное средство. «Исходя из этого, если перевозчик хочет избежать ответственности, причиной которой стала неисправность транспортного средства, он должен изрядно постараться её не допустить. Тем более, что всё бремя доказательства обстоятельств, позволяющих освободить перевозчика от ответственности, ложится именно на плечи перевозчика», – утверждает Е. Цвирко.
По словам адвоката, перевозчик может быть частично или полностью освобождён от ответственности только в том случае, если ему удастся доказать, что причиной возникновения ответственности были обстоятельства, указанные в ч.2. ст.17 CMR Конвенции, т.е. неисправность транспортного средства появилась вследствие дефектов самого груза или других обстоятельств, избежать или предотвратить которых перевозчик не мог. Понятно, что доказать подобные обстоятельства очень сложно, но, как говорит адвокат, в свою защиту перевозчик может и должен предпринимать некоторые элементарные меры. «Если уж перевозчик попал в подобную ситуацию, то в первую очередь он должен доказать, что перед тем, как принять груз к перевозке, он тщательно проверил транспортное средство и убедился, что оно находится в технически исправном состоянии и пригодно к перевозке определённого вида груза. На словах это доказать невозможно, поэтому я настоятельно советую фиксировать результаты таких проверок в документах компании – например, в акте проверки технического состояния транспортного средства. Даже если в таком акте будут указаны только результаты наружного осмотра транспортного средства (уровня охлаждающей и тормозной жидкости, давления в шинах и т.д.), а акт будет подписан только водителем, это лучше, чем не иметь ничего. Естественно, в акте обязательно должна быть проставлена дата его составления – это прямое доказательство того, что водитель проверил автомобиль перед конкретной перевозкой», – говорит адвокат.
Груз был похищен в то время, когда водитель менял лопнувшую шину
Е. Цвирко подчеркнула, что одних только доказательств, подтверждающих, что перед принятием груза перевозчик тщательно проверил техническое состояние транспортного средства, может быть недостаточно. Перевозчик дополнительно должен доказать, что неисправность транспортного средства была обусловлена обстоятельствами, которых он не мог предусмотреть и избежать. Например, если груз был испорчен или доставлен несвоевременно из-за того, что в грузовом автомобиле лопнула шина, то перевозчик был бы освобождён от ответственности в том случае, если бы смог доказать, что шина лопнула от попавшегося на дороге острого предмета, которого водитель не заметил, и что перед началом поездки шины были в надлежащем состоянии. «Как я уже говорила, доказывать свою невиновность в суде или, по меньшей мере, перед лицом с правом требования (грузоотправителем, грузополучателем или заказчиком) придётся перевозчику, поэтому для этого он должен обзавестись всеми возможными доказательствами – сделать фотографию лопнувшей шины, в которой бы был виден тот острый предмет, который повредил шину. Желательно, чтобы на этой же фотографии (в худшем случае, на другой) был виден и номер транспортного средства, а также дата и время, в которое была сделана фотография. Ещё лучше, если эти обстоятельства будут зафиксированы в каком-нибудь документе, составленном третьими лицами (например, в акте/справке, составленном автосервисом). Теоретически подобные обстоятельства может зафиксировать и судебный пристав (в протоколе освидетельствования фактических обстоятельств), но практически – если вы находитесь в чужой стране или если инцидент произошёл в нерабочее время – такая форма фиксирования доказательств вряд ли будет доступна. Тем не менее, о том, что она есть, нужно знать», – говорит Е. Цвирко.
Кстати, подобный прецедент был и в литовской судебной практике. Перевозчик попал в очень затруднительную ситуацию – шина грузового автомобиля лопнула в тёмное время суток, водитель остановился, чтобы её заменить, но в это время на водителя было совершено нападение, а груз был похищен. В суде перевозчик пытался доказать, что груз был утрачен при непредвиденных обстоятельствах – шина лопнула не потому, что находилась в ненадлежащем состоянии, а потому, что на дороге попался острый предмет, которого в темноте водитель не заметил. К сожалению, суд решил, что груз был утрачен не потому, что лопнула шина, а потому, что для её замены водитель остановился в небезопасном месте, вследствие чего на него было совершено нападение и груз был похищен.
Непредвиденные погодные условия
Непредвиденные экстремальные погодные условия также относятся к обстоятельствам, при которых перевозчик может быть освобождён от ответственности. Но, по словам адвоката, если об экстремальных погодных условиях сообщалось в метеорологической сводке или они были возможны в определённое время года в определённой климатической зоне, то маловероятно, чтобы во избежание ответственности перевозчик мог бы на них ссылаться. «Например, в одном из дел суд постановил, что в декабре снежную пургу в Турции нельзя отнести к непредвиденным обстоятельствам, поэтому предпосылок к освобождению перевозчика от ответственности нет. Суд также подчеркнул, что если из-за климатических условий груз может быть доставлен с опозданием, перевозчик обязан либо отправиться в рейс раньше, либо отложить перевозку на другое время, либо объехать экстремальную зону по другому маршруту», – говорит Е. Цвирко.
Плохое состояние дороги тоже далеко не всегда будет считаться достаточным поводом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности. Так, в судебной практике существует мнение, что водитель не может ссылаться на состояние дорог в том или ином государстве, когда это обстоятельство используется в качестве аргумента, доказывающего неизбежную несвоевременную доставку груза. Однако, поломка оси транспортного средства может считаться неизбежным обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственности – но лишь в том случае, если поломка была вызвана глубокими трещинами или ямами в дорожном покрытии.
Скорее всего, перевозчик не будет освобождён от ответственности и в том случае, если транспортное средство испортилось не по причине внешнего воздействия.
Возможна и совместная ответственность
На практике бывали случаи, когда ущерб грузу причинялся по причине неисправности транспортного средства, а грузоотправитель, хотя и знал об этом, всё равно соглашался грузить груз в неисправную машину. Как должен решаться вопрос об ответственности в данном случае, тем более, что в CMR Конвенции на этот счёт ничего не говорится?
Е. Цвирко считает, что в такой ситуации возложить всю ответственность на перевозчика было бы несправедливо (даже с учётом того, что перевозчик несёт ответственность за исправность транспортного средства). «Однако, скорее всего, суд бы не освободил перевозчика от ответственности – в лучшем случае суд бы постановил, что ущерб возник как по вине грузоотправителя, так и по вине перевозчика (т.е. по совместной вине). Перевозчик мог бы надеяться на уменьшение доли его ответственности – например, на частичное покрытие ущерба. Но и в такой ситуации перевозчику необходимо иметь все доказательства того, что грузоотправитель знал о дефекте транспортного средства, но всё равно дал согласие на перевозку. Как и в других случаях, это обстоятельство должно быть зафиксировано в письменной форме (по меньшей мере, в электронном письме)», – говорит адвокат.
Исходя из вышесказанного, остаётся лишь отметить, что возможностей избежать ответственности из-за неисправности транспортного средства у перевозчиков, к сожалению, очень мало. Перевозчики «связаны по рукам и ногам» CMR Конвенцией, которую, кстати говоря, суды иногда истолковывают довольно странно (как в случае с заменой лопнувшей шины, когда суд решил, что перевозчик неправильно выбрал место для замены шины и поэтому утратил груз вследствие нападения, но не учёл, что перевозчик, может быть, просто не мог двигаться с лопнувшей шиной дальше и делал всё возможное, чтобы эту неисправность устранить; или когда суд посоветовал избегать экстремальных климатических условий путём одностороннего решения со стороны перевозчика отложить перевозку на другое время или отправиться в рейс раньше – не приняв во внимание тот факт, что все эти обстоятельства перевозчик обязан согласовать со своим заказчиком , иначе у него будут дополнительные проблемы). Мы не будем ставить под вопрос судебные решения. Мы лишь напомним, что все способы уменьшения ответственности находятся в руках самих перевозчиков. Им нужно быть предельно внимательными перед поездкой (проверять, насколько позволяют возможности, техническое состояние транспортного средства и точно фиксировать все заметки документально),чтобы на случай неисправности в пути они могли доказать, что отправились в рейс на исправном автомобиле, а он испортился в пути из-за непредвиденных обстоятельств.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.