Что нужно знать о грузоперевозках в страны Азии: Казахстан
Казахстан – огромная и во всех отношениях богатая страна, поэтому вполне естественно, что она всё больше и больше привлекает литовских перевозчиков. Редакция CargoNews.lt решила выяснить, к каким вызовам и неожиданностям нужно быть готовыми при осуществлении перевозок в эту далёкую страну. Об этом нам рассказал руководитель транспортной компании «VTV GROUP» Вайтодас Слапшис.
Какой наиболее удобный маршрут следования в Казахстан?
Мы возим в Казахстан в основном сборные грузы, поэтому для того, чтобы заполнить полуприцеп, нам необходимо отправляться за грузами по нескольким адресам. Водители говорят, что при осуществлении перевозок из Литвы лучше всего пересекать казахстанскую границу через ППК Петухово, Троицк или Маштаково – по словам водителей, дороги от этих ППК, ведущие к главным городам, довольно неплохие.
Какие документы необходимы при осуществлении грузоперевозок в Казахстан?
С 1-го января 2017 года граждане Литвы могут отправляться в Казахстан без визы. Время безвизового пребывания в Казахстане – до 30 дней. Кстати, визы никогда не требовались гражданам России и Беларуси.
Что касается страхового полиса, то «зелёная карта», выданная в Литве, в Казахстане недействительна, поэтому нужно приготовиться к тому, что вам придётся покупать отдельный страховой полис. Он, как правило, выдаётся на неделю, на 2 недели или на месяц. Водители покупают эти полисы при пересечении казахстанской границы. Стоимость полиса на 1 транспортное средство – примерно 100 евро.
Как правило, европейские перевозчики едут в Казахстан по TIR-Carnet, а возвращаются по декларации. Обратных грузов из Казахстана в Литву практически не бывает – причиной тому политика выдачи разрешений. В данном случае я имею ввиду разрешения на перевозки грузов из третьих стран, которые действительны только в том случае, если груз из Казахстана поедет в ту страну, в которой зарегистрирован грузоотправитель изначального груза. Изменится ли существующий порядок, я не знаю, поэтому при возвращении из Казахстана мы, как правило, берём обратные грузы в России. Трёхсторонних разрешений в Казахстан очень мало. Порядок их выдачи довольно своеобразный. Как заявляют официальные источники, порядок выдачи трёхсторонних казахстанских разрешений ежегодно совершенствуется, но на сегодняшний день реальность такова, что страной грузоотправителя считается не та страна, в которой осуществлялась погрузка, а та страна, в которой товар (груз) был произведён и в которой зарегистрирован грузоотправитель. Из Литвы по двустороннему разрешению можно ехать тогда, когда груз имеет литовское происхождение, или когда груз прибыл в Литву через порт Клайпеда, и в CMR накладной стоит соответствующая отметка порта. В противном случае можно столкнуться с огромными неприятностями – казахстанские таможенники беспощадные, с ними не поспоришь. За использование ненадлежащего типа разрешения можно заработать штраф в размере до 5000 евро. Более того – после уплаты штрафа вам всё равно придётся предъявить надлежащее разрешение (прим. редакции – в ст.43 постановления правительства Республики Казахстан № 923 говорится, что разрешение действительно на один рейс из третьей страны «А» в Казахстан и обратно исключительно в ТУ ЖЕ страну «А». При обратной грузоперевозке из Казахстана в другую третью страну (НЕ в страну «А») необходимо отдельное разрешение). Разрешения выдаёт Государственная дорожно-транспортная инспекция. С подробностями порядка выдачи казахстанских разрешений (на литовском языке) можно ознакомиться здесь.
Существует ли какая-то специфика пересечения пунктов пограничного контроля?
Что касается пересечения границы, то никаких проблем или задержек нет – Казахстан входит в состав Таможенного союза. Серьёзные проверки бывают только при пересечении российской границы. При прохождении российско-казахстанской границы таможенники проверяют документы и визуально осматривают автомобиль. Если у них вопросов нет, то автомобиль сразу же пропускают. Если возникают подозрения, автомобиль могут проверить более тщательно, однако, какой-либо неприязни к литовским перевозчикам нет. Тщательные проверки автомобилей выполняются выборочно. Что касается очередей, то, как и на других границах, их предугадать невозможно – бывают случаи, когда на границе стоят всего лишь несколько автомобилей, но бывает и так, что автомобилей накапливается значительно больше.
Что можете сказать о казахстанских дорогах и о работе дорожной полиции?
Состояние основных магистралей значительно улучшается. По-видимому, власти поняли, что хорошие дороги привлекают иностранных перевозчиков, поэтому взялись их ремонтировать. А вот милиция осталась такой же, как в советские времена. Милиционеры очень придирчивые, к тому же за любое даже самое малое превышение скорости или другое нарушение ПДД требуют взятки. К счастью, в Казахстане успешно циркулируют российские рубли, поэтому большинство «вопросов» можно решить за 100-200 рублей. На дорогах можно встретить и представителей местной ГДТИ, однако, они не занимаются проверками режима труда и отдыха. В обязанности сотрудников ГДТИ входит весогабаритная проверка автомобиля и проверка документов. Сотрудники ГДТИ тоже иногда придираются, однако, «грабителями» являются именно милиционеры. Случаев бандитизма, какие встречались в конце прошлого века, нет, но иногда можно столкнуться с «официальными рэкетирами» или, как они сами себя называют, «службами охраны». Представители этих «служб» могут просто к вам подъехать и потребовать заплатить за «охрану» – стандартная ставка 1000 тенге (3-4 доллара США). В случае отказа вам могут порезать тент или сорвать пломбы. С другой стороны, с подобной «охраной» перевозчики сталкиваются не каждый день. На платных площадках, которых три года назад ещё не было, есть своя охрана. В отдельных случаях можно остановиться на отдых даже на обочинах – случаев нападений водители не припоминают. Своего рода компенсацией за поведение местных милицейских можно считать ещё более дешёвое, чем в России или Беларуси, топливо, только нужно не забывать, что топливо в Казахстане – исключительно летнее. По словам водителей, в зимнее время дизельное топливо может замёрзнуть даже на АЗС, поэтому зимой при поездках в Казахстан нужно позаботиться о добавках, которые не позволяют дизельному топливу замёрзнуть. Сеть АЗС в Казахстане развита довольно хорошо, только нужно помнить, что в некоторых регионах действуют ограничения на приобретение топлива. Расплатиться за топливо можно в любой удобной форме – наличными, банковскими или топливными карточками.
Что можете сказать о связи в Казахстане? Как скоро можно вызвать помощь в случае неисправности автомобиля?
Как правило, наши водители покупают карточки местных мобильных операторов, поэтому проблем со связью у нас нет. Мобильная связь работает отлично, водителям всегда можно дозвониться. Система GPS тоже работает безупречно, поэтому мы в компании всегда знаем, где наши автомобили и куда они едут (прим. редакции – созвониться с водителями можно даже по интернету). Что касается ремонта, то нужно настроиться на то, что ремонт будет дороже чем у нас. Правда, мелкие неисправности можно устранить в небольших частных автосервисах – их довольно много. Но при серьёзных неисправностях вам придётся буксировать автомобиль до ближайшего крупного города (иногда 500-600 километров). Запчасти, как правило, китайские, потому что Китай совсем рядом, но пока они придут, вам иногда придётся подождать день или два. Но, как я уже говорил, к литовским перевозчикам казахи относятся довольно дружелюбно.
Как часто вам приходится слышать о проблемах литовских перевозчиков в Казахстане?
Мне приходилось слышать о трёх случаях, когда были проблемы с перевозками грузов третьих стран. Казахстанские таможенники, которые проверяли грузы и документы, были полностью уверены, что перевозчики предъявили не те разрешения, которые требовались для перевозки конкретных грузов. В одном случае перевозчику удалось доказать, что он прав, и после 3 суток простоя ему позволили ехать дальше. В остальных случаях перевозчикам пришлось заплатить штрафы и впоследствии предъявить таможенникам надлежащие разрешения – только тогда им разрешили переехать границу. Больше информации о проблемах с грузами или водителями мы не получали.
С подробностями о случаях назначения и суммах штрафов можно ознакомиться здесь.
Есть ещё один момент, на который должны обратить внимание иностранные перевозчики: недавно казахстанская таможня успешно интегрировала свою систему в систему TIR-EPD (систему предварительного электронного декларирования, разработанную IRU). С 30-ого ноября нынешнего года использование этой системы обязательно при любых грузоперевозках, осуществляемых в Казахстан по TIR процедуре.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.