Особенности перевозок ценных грузов

?????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Бывают случаи, когда перевозчикам приходится осуществлять перевозки ценных или особо ценных грузов. В таких случаях встаёт вопрос о сопровождении. Большинство перевозчиков знает, что такое сопровождение (на языке транспортников это называется конвоем), но не все знают, что эта процедура связана с важными аспектами – такими, как географией перевозки, статусом перевозчика, субъектом сопровождения, страховыми и таможенными сборами и т.д.  Редакция CargoNews.lt решила разобраться в этих тонкостях, чтобы перевозчики, которые никогда не сталкивались с подобными ситуациями, были к ним готовы.

В ст. 23 «Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением TIR книжек»  (TIR Конвенции) говорится: «Таможенные службы не вправе требовать, чтобы сопровождение транспортных средств, автопоездов или контейнеров по территориям отдельных стран выполнялось за счёт перевозчика, за исключением особых случаев» (текст конвенции на русском языке находится здесь). Следовательно, необходимо разобраться, какие «особые случаи» имеются ввиду. В ст. 8 той же Конвенции говорится: «Каждая из Договаривающихся сторон устанавливает максимальную сумму, которую может потребовать за каждую TIR книжку у гарантирующей ассоциации». Гарантирующая ассоциация – это ассоциация, которую таможенная служба Договаривающейся стороны признала в качестве органа обеспечения для лиц, использующих TIR книжки. Эта сумма может меняться – в конце 2016 года она составляла 60 тыс. евро. Если сумма таможенных сборов превышает этот предел, или если таможенники подозревают, что перевозчик не сможет безопасно доставить груз на место назначения, они могут потребовать, чтобы груз сопровождался. Однако, сопровождения можно избежать, если перевозчик дополнительно застрахует груз, или если перевозчик наделён статусом Уполномоченного экономического оператора (как правило, таким статусом обладают только крупные компании).

В этой связи следует отметить, что после того, как редакция CargoNews.lt обратилась с вопросом насчёт сопровождения в литовскую ГДТИ, службу дорожной полиции и Таможенный департамент,сотрудники этих учреждений не сразу поняли, о чём идёт речь – в Европейском Союзе при перевозках ценных и/или дорогостоящих грузов приоритетным считается вариант дополнительного страхования, а не сопровождения (за исключением перевозок специфических негабаритных грузов, о которых редакция CargoNews.lt уже писала, и перевозки которых регламентируются в п. 11. Ст.20 Дорожного закона). Следующий вопрос – где можно приобрести этот дополнительный страховой полис? Оказывается, в каждой стране подобной «гарантирующей организацией» является определённый страховой субъект. В Литве это страховая компания UAB «Lamantinas». На сайте этой компании говорится: «Наша основная деятельность – страхование ответственности при выполнении таможенных процедур. В сегменте этого вида страхования нам принадлежит основная доля рынка, и в будущем мы надеемся сохранить эту позицию» (т.е. фактически это компания-монополист).

Всё было бы ничего, но дело в том, что если с грузом что-нибудь случится, «гарантирующая организация» («Lamantinas»), конечно, заплатит все необходимые таможенные пошлины, но затем потребует их у перевозчика. Таким образом, выбор у перевозчика небольшой: 1) покупать дополнительный страховой полис; 2) организовывать сопровождение; 3) выполнять перевозки в соответствии со стандартами безопасности FSR/ТTSR, разработанными TAPA (Ассоциацией по защите перевозимых грузов).

Скупой платит дважды

Конечно, самое простое решение – дополнительная страховка без гарантий от «Lamantinas». Но нужно иметь ввиду, что если груз пропадёт, то перевозчику придётся долго объясняться с заказчиком и со страховой компанией, что, как и почему (и не факт, что всё закончится удачно для перевозчика). Одновременно грузоотправитель тоже окажется не в самом приятном положении – из-за недоставки груза он может потерять репутацию надёжного делового партнёра, а это значит, что его место займут конкуренты, которые денег на безопасность не пожалели.

В этой связи следует не забывать и такой немаловажный момент, как безопасность водителей. Дарюс Бивайнис, руководитель Отдела страхования грузов, техники и гарантий в компании «Ergo Lietuva», отметил, что некоторые страны представляют особую опасность: долгое время самым опасным для наших перевозчиков регионом считалась Южная Италия, но в последние годы обладательницей этого «титула» стала Великобритания, где в нынешнем году случаев ограблений литовских грузовых автомобилей зафиксировано примерно в пять раз больше, чем в прошлом году.

«К сожалению, перевозчики сталкиваются не только с финансовыми убытками, но и с нападениями на водителей, когда преступники пытаются завладеть грузами силой. В особенности подобными нападениями отличается Великобритания. В Италии и во Франции тоже бывают случаи, когда водители подвергаются нападениям во время отдыха – преступники отравляют спящих водителей газом через открытые окна автомобилей», – говорит эксперт. Поэтому ничего странного, что некоторые компании (такие, как голландская «Reining Transport») решают покидать небезопасные рынки. «Я не хочу, чтобы кто-то погиб или получил телесные повреждения», – заявил руководитель этой компании. Сообщается, что в течение пяти последних лет в Европе подверглись нападениям 8 тыс. водителей грузовых автомобилей, и это число постоянно растёт. Поиском решения этой проблемы занялась даже Европейская Комиссия.

Казалось бы, всё ясно – нужно нанимать сопровождение. Однако, и тут не всё так просто – и государственная, и частная услуга сопровождения стоит недёшево (например, с тарифами государственной службы сопровожденя  в Беларуси можно ознакомиться здесь).

Дополнительные сложности появляются тогда, когда сопровождение необходимо на территориях нескольких государств – к сожалению, ни в Европейском Союзе, ни в Евроазиатском экономическом союзе единых служб сопровождения нет, поэтому за этой государственной услугой нужно обращаться в каждую отдельную страну. Привлечение частной компании тоже не спасёт, так как частная служба одной страны может не иметь разрешения на ношение оружия в другой стране (разве только у частной службы в определённой стране будет свой филиал, но такие случаи довольно редки).

На помощь может прийти TAPA (англ. Transported Asset Protection Association) – ассоциация, которая выдаёт сертификаты, подтверждающие, что перевозчик выполняет безопасные перевозки. Эти сертификаты действительны в более чем 40 странах (ниже на снимке приводится часть конкретного сертификата со списком некоторых стран). Сертификаты разделяются на два типа (подробная информация на русском языке находится здесь): FSR (англ. Freight Security Requirements) – стандарт по безопасности перевозимых грузов и TSR (англ. Trucking Security Requirements) – стандарт по безопасности грузовых автомобилей.

tapa šalys

Получить эти сертификаты нелегко. Процесс состоит из двух частей. Первая – подготовка к стандартизации. На этой стадии перевозчик должен выполнить все требования TAPA (как скоро перевозчик это сделает, зависит только от него). На второй стадии TAPA решает, насколько кандидат соответствует стандартам (это процесс может затянуться на год). Кроме того, сертификаты выдаются не «пожизненно», а на определённое время (одной компании, с которой общалась редакция CargoNews.lt, сертификат TSR был выдан чуть более чем на два с половиной года). TAPA постоянно следит за соответствием стандартам, поэтому компании, которые хотят получить эти сертификаты и в последствии их не нарушать, очень часто нанимают отдельного сотрудника (или даже компанию), который следит за выполнением требований.

Конечно, если перевозчик сталкивается с необходимостью доставки ценных грузов (в первую очередь, акцизных товаров, электронных и ювелирных изделий, драгоценных металлов, изделий под всемирно известными товарными знаками и т.д.) эпизодически, ему, скорее всего, не стоит мучиться и вкладывать большие деньги в сертификаты TAPA – в таких случаях проще заказать сопровождение. Но если перевозчик занимается перевозками подобных товаров часто или, более того, хочет специализироваться на таких перевозках (что означает принадлежность к «высшей лиге» и совсем другой порядок заработка), ему целесообразно сотрудничать с TAPA. Как показала практика, преступникам легче справиться с вооружённой охраной, чем пытаться ограбить грузовой автомобиль, оборудованный и отслеживаемый по стандартам этой ассоциации.

Естественно, услуги перевозчика, у которого есть сертификат TAPA, будут стоить на 15-30 проц. дороже, но это в любом случае дешевле, чем нанимать сопровождение (в особенности, если нужно пройти большое расстояние, или если маршрут перевозки проходит через несколько стран). Наконец, если грузоотправитель хочет застраховать груз дополнительно и просит об этом перевозчика, то перевозчику с сертификатом TAPA страховка обойдётся дешевле.

Правда, клиенты, которые расположены на бывшем советском пространстве, зачастую мыслят старомодно – они больше доверяют вооружённым охранникам, а не современным технологиям. И всё же если они хотят сэкономить, то могут прибегать к услугам таможенных перевозчиков   – на территории России, Беларуси и Казахстана этот статут позволяет осуществлять перевозки без сопровождения и дополнительных гарантий на выполнение таможенных обязанностей даже в том случае, если стоимость груза превышает 60 тыс. евро. Однако, проблема в том, что для того, чтобы получить статус таможенного перевозчика, необходимо потратить много времени и денег, кроме того, этим статусом наделяются исключительно юридические резиденты указанных стран.

Рассказывает перевозчик

Для того, чтобы, как говорится, получить комментарий из первых уст, редакция CargoNews.lt обратилась в компанию «H. Essers» (компания была создана в 1982 году и, помимо всего прочего, занимается перевозками ценных (англ. High Value Theft Targeted Cargo) грузов из Западной Европы в страны СНГ). Виктор Самойленко, руководитель литовского филиала этой компании (UAB «H. Essers Vilnius») в интервью с редакцией сказал: «В последнее время заказчики всё больше задумываются о безопасности грузов. Это связано не только с последствиями миграционного кризиса, но и с деятельностью организованных преступных группировок в таких странах, как Германия, Италия, Польша. Перевозчикам не даёт покоя вопрос – что делать? Покупать дополнительные страховки, но в случае беды погрязнуть в долгих и тяжёлых разбирательствах со страховщиками и заказчиками? Нанимать сопровождение? – но оно будет очень дорогим, если придётся проехать большое расстояние. Наша компания решила пойти по другому пути – мы постарались и получили сертификаты TAPA (FSR и TSR). Мы также обладаем статусом таможенного перевозчика».

По словам В. Самойленко, сотрудничество с TAPA может сэкономить заказчику немало денег (мы не сказали, что за сертификатами TAPA могут обращаться не только перевозчики, но и владельцы логистических терминалов, складов, производители дорогостоящих и/или чувствительных товаров – таких, как фармацевтические препараты, продукты питания и одежда для розничной торговли или высокотехнологичные товары и оборудование – электроника, автозапчасти и т.д.). В. Самойленко считает, что технологические стандарты защиты грузовых автомобилей, разработанные TAPA, намного надёжнее непредсказуемого человеческого фактора, который присутствует при сопровождении. Таким образом, необходимость в сопровождении отпадает.

«Главное – превенция. Как известно, скупой платит дважды. Репутация перевозчика или грузоотправителя, утраченная вследствие недоставленного груза, стоит значительно дороже, чем долгосрочные инвестиции», – подчеркнул руководитель «H. Essers Vilnius».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0