Почему растёт стоимость страховых услуг, или о чём умалчивают страховые компании
В памяти многих владельцев автомобилей 2017 год запомнится как год резкого подорожания страховых услуг. Правда, ещё в 2016 году страховщики предупреждали, что страховые взносы увеличатся. По предварительным подсчётам, стоимость полиса ОСАГО должна была повыситься на 25-30 проц. Похоже, что прогнозы оправдались. Но даже сейчас, когда рынок вроде бы смирился с этим резким скачком цен, не перестают ходить разговоры о том, что это не конец.
Необъяснимый скачок цен вызвал массу вопросов как у владельцев легковых автомобилей, так и у владельцев грузового транспорта. Перевозчики не заставили себя ждать, и в апреле нынешнего организовали на улицах столицы театрализованный пикет, во время которого открыто выражали своё недовольство резким повышением стоимости страховых полисов и пытались обратить внимание страховых компаний на то, что подобная политика может задушить весь сектор грузоперевозок. На что представители страховых компаний ответили расплывчатыми заявлениями о том, что страхование грузового транспорта приносит им одни только убытки, а на величину страховых взносов влияет рост числа дорожно-транспортных происшествий, общее обновление транспортного парка (за счёт новых дорогостоящих автомобилей), соответственно, увеличение затрат на ремонт новых дорогостоящих автомобилей, и как следствие всего этого – увеличение сумм страховых выплат.
Так как дискуссии и споры по этому вопросу не утихают почти год, а ряды недовольных перевозчиков уверенно растут, редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться этой темой и побеседовать с компаниями, которые находятся по разные стороны баррикад. К сожалению, когда мы попытались пообщаться со страховщиками, нас настигло первое разочарование…
Страховщики оградились стеной молчания
В попытке понять, что же всё-таки происходит на рынке страховых услуг, редакция CargoNews.lt обратилась ко всем страховым компаниям, которые занимаются страхованием транспортных средств, с просьбой прокомментировать дальнейшее развитие событий в плане стоимости страховых услуг и обстоятельства, определившие такой резкий скачок цен.
Некоторые компании просто посчитали ненужным отвечать на вопросы редакции, а ответы остальных были примерно одинаковыми.
Джюгас Шаулис, руководитель департамента по маркетингу в страховой компании «If»:
«Для выяснения причин, как и почему изменилась стоимость страховых услуг и как менялась динамика убытков, связанных со страхованием автомобилей, настоятельно советую обратиться в Литовскую ассоциацию страховщиков. Там вам смогут предоставить обобщённый комментарий о всём страховом рынке. Также у них точно есть вся статистика страховых случаев, она неоднократно оглашалась. Мы не можем предоставить комментарий насчёт стоимости страховых услуг в будущем, так как подобные комментарии запрещены Советом по конкуренции».
Редакция, как ей посоветовали, связалась с Литовской ассоциацией страховщиков, однако, ответ этого учреждения нас в прямом смысле слова шокировал. Приводим дословный перевод ответа.
Ева Нарашкявичюте-Кубиле, Литовская ассоциация страховщиков:
«Сообщаем, что Литовская ассоциация страховщиков не накапливает информацию о стоимость страховых услуг, так как это могло бы противоречить конкурентному праву. Также мы предоставляем информацию и анализ только средствам массовой информации и журналистам, представляющим эти средства, государственным учреждениям и организациям, которые защищают общественный интерес. Пользователей страховых услуг – физических лиц – мы консультируем по конкретным вопросам предоставляемого им страхования.
Упоминаемый вами портал www.cargonews.lt является интернет-страницей частной логистической компании, поэтому в своей практике мы не консультируем бизнес-предприятия».
Напрашивается вывод, что у страховых компаний, которые в один момент резко повысили цены на свои услуги, нет чёткой аргументации своих действий, поэтому они пытаются играть в пинг-понг и либо передают «право ответа» одна другой, либо вообще отказываются от комментариев, прикрываясь формальными причинами. А самое интересное, что главная контролирующая инстанция – Банк Литвы – просьбу прокомментировать ситуацию тоже проигнорировал.
Между тем литовская дорожная полиция, к которой мы обратились с просьбой предоставить статистику дорожно-транспортных происшествий (весной нынешнего года официально все страховщики ссылались на то, что повышение цен обусловлено возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий), и литовские перевозчики были настроены куда более дружелюбно. Так как страховщики от комментариев отказались, мы попробуем сделать выводы сами и поделимся предположениями перевозчиков.
Статистика дорожно-транспортных происшествий
При анализе статистики ДТП необходимо разделить все учётные происшествия и только те, в которых участвовал коммерческий транспорт. Похоже, что страховщики, когда ссылались на возросшее количество ДТП, этого не сделали, а просто взяли «сухие» цифры из статистики ГДТИ. Получилось, что в 2016 году в Литве произошло 3289 учётных происшествий, а в 2015 году – чуть меньше (3033).
В этой публикации мы не будем вдаваться в статистические подробности трагических последствий ДТП – в данном случае нас больше всего интересуют цифры, с помощью которых можно подкрепить или опровергнуть аргументацию страховщиков, когда они говорят, что грузовой транспорт стал чаще попадать в ДТП, поэтому перевозчиков нужно усмирить повышением стоимости страховых полисов. Похоже, что информация, которую нам предоставила литовская дорожная полиция, полностью зачёркивает этот аргумент.
Категория >3.5 < 12 тонн | 2016 01.01.-12.31. . | 2017.01.01-10.24. | Разница% |
---|---|---|---|
Общее количество учётных происшествий (с гибелью и/или телесными провреждениями людей) | 36 | 25 | -31 |
- погибло | 5 | 3 | -40 |
- получили телесные повреждения | 52 | 33 | -37 |
- из них по вине водителей | 16 | 12 | -25 |
- погибло | - | - | - |
- получили телесные повреждения | 21 | 15 | -29 |
Количество техническиx происшествий | 193 | 154 | -20 |
В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ | 229 | 179 | -22 |
Категория > 12 тонн | 2016 01.01.-12.31. . | 2017.01.01-10.24. | Разница % |
---|---|---|---|
Общее количество учётных происшествий (с гибелью и/или телесными провреждениями людей) | 139 | 130 | -6 |
- погибло | 22 | 26 | +18 |
- получили телесные повреждения | 149 | 166 | +11 |
- из них по вине водителей | 68 | 48 | -29 |
- погибло | 2 | 1 | -50 |
- получили телесные повреждения | 66 | 63 | -5 |
Количество техническиx происшествий | 846 | 678 | -20 |
В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ | 985 | 808 | -18 |
Не нужно быть одарённым математиком чтобы понять, что официальная статистика дорожно-транспортных происшествий с участием коммерческого транспорта на корню идёт в разрез с заявлениями страховщиков о том, что стоимость страховых полисов их вынудил поднимать якобы рост числа страховых случаев – у нас есть полный повод в этом сомневаться. Тогда в чём же причина? На этот счёт у литовских перевозчиков есть своё «неудобное» мнение.
Перевозчики о росте стоимости страховых услуг: это месть страховщиков
По словам представителей Союза литовских перевозчиков (СЛП), с которыми беседовала редакция CargoNews.lt, такой резкий скачок цен на страховые услуги – не что иное, как…месть страховых компаний. В СЛП нам сказали, что было время, когда перевозчики, пытаясь уберечься от недобросовестных водителей, участвовали в профессиональном чате, где в защиту репутации и имущества (не только собственного, но и чужого) делились информацией о потенциально «опасных» водителях. Сейчас, по их мнению, аналогичным делом занимаются страховые компании – страховщики завели собственные «чёрные списки» для «неудобных» транспортных компаний.
Не для кого ни секрет, что страхователь и страховщик не всегда сходятся в едином мнении, когда дело доходит до определения ответственности или выплаты страховых выплат. Очень часто такие ситуации решаются в суде. Так вот – если, по словам перевозчиков, страховая компания проигрывает дело, то выигравшая сторона (т.е. перевозчик) сразу вносится в «чёрный список» и стоимость страхового полиса искусственно завышается. А чтобы контролирующие учреждения ничего не заподозрили, все страховщики предлагают примерно одинаковую завышенную цену. Это предположение подтверждает и статистика СЛП – рост стоимости страховых услуг для транспортных компаний, которые не вступали в конфликт со страховщиками, был минимальным, но для тех, которые выиграли судебные дела, стоимость страховых полисов возросла в несколько раз (и даже больше).
Порядковый номер компании | Стоимость страховки в 2016 г., евро | Стоимость страховки в 2017 г., евро | Примечания |
---|---|---|---|
1 | 1200 | 1300 | Без происшествий |
2 | 1200 | 1400 | Небольшие происшествия |
3 | 800 | 1200 | Без происшествий |
4 | 2000 | 7000 | Решили не страховаться |
5 | 3000 | 1700 | Поменяли страховую компанию |
6 | 1100 | 1200 | Без происшествий |
7 | 4100 | 6400 | Несколько происшествий |
8 | 1600 | 10 000 | Перевели компанию в другую страну |
По словам перевозчиков, при нынешней ситуации, если компания хочет сохранить свой бизнес, перевод компании в другую страну зачастую становится единственным решением. Для справки: в Эстонии, например, страховка одного тягача на год стоит от 700 евро (когда компания платить всю сумму сразу) до 900 евро (когда компания выплачивает страховку по частям). В Польше страховка одного тягача на год стоит фиксированные 900 евро.
Конечно, решение перевести бизнес в другую страну приемлемо не для всех, поэтому в настоящее время СЛП с помощью юристов готовит абсолютно новую редакцию Закона ОСАГО – по словам представителей СЛП, новый закон обеспечит равноправные и честные условия сотрудничества не только для перевозчиков, но и для владельцев легковых автомобилей и тех же страховщиков. Законопроект будет передан на рассмотрение в Сейм, а всё остальное будет зависеть от воли избранников народа – смогут ли водители и перевозчики легче вздохнуть, или им и дальше придётся в вынужденном порядке регистрировать компании за границей, а тем временем страховщики без-каких либо аргументов, когда им заблагорассудится, будут продолжать повышать стоимость услуг и таким образом «одевать усмирительную рубашку» на компании, которые решились им противостоять.
В любом случае вопрос стоимости страхования транспортных средств остаётся открытым, поэтому можно ждать продолжения истории…
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.