Европейские министры договорились по поводу директивы о командируемых сотрудниках
В понедельник, 23-го октября, министрам по вопросам социальной политики стран-членов ЕС удалось найти компромисс в области применения Директивы о командируемых сотрудниках. Решение несомненно отразится на условиях работы всех специалистов, которые будут направляться на работу в страны-члены Сообщества. Что касается перевозчиков, то Литве и другим недовольным директивой странам удалось добиться лишь того, чтобы директива не распространялась на транзитные перевозки.
Позиция ассоциации и литовского правительства не менялась с самого начала – Директива о командировании сотрудников не должна распространяться на международный автомобильный транспорт. Несколько недель тому назад ассоциация «Linava» совместно с другими ассоциациями автомобильного транспорта, которые представляли интересы 17-и стран-членов ЕС, подписали совместную декларацию о нераспространении положений Директивы на международные автомобильные операции. На уровне ассоциаций нам удалось достигнуть соглашения о том, что Директива не может применяться в отношении водителей-международников, которые ежедневно (или даже ежечасно) работают в различных странах ЕС. Распространение положений Директивы на этих сотрудников означало бы дополнительное административное бремя, которое дня небольших и средних транспортных компаний было бы непосильным.
К вчерашнему решению Совета мы относимся с некоторой осторожностью. В компромиссом предложении предусмотрено, что деятельность командируемых представителей транспортного сектора должен регулировать специальный законодательный акт. 31-го мая 2017 года Комиссия представила специальный акт (lex specialis) относительно применения Директивы к работникам автомобильного транспорта. Согласно этому предложению, на водителей-международников должны распространяться национальные законодательные акты (акты принимающей командируемого сотрудника страны) в области заработной платы и ежегодного отпуска. При каботажных перевозках (когда погрузка и разгрузка осуществляется в одной и той же стране) эти требования должны действовать с первого дня командировки, при международных перевозках – с третьего дня командировки в течение одного календарного месяца.
Скорее всего, Комиссия надеялась, что этот lex specialis и будет тем компромиссным предложением, с которым согласятся «новые» и «старые» члены ЕС. К сожалению, это предложение (насчёт начисления минимальной национальной зарплаты с первого дня каботажной перевозки и с третьего дня международной перевозки) включает в себя абсолютно несущественные оговорки, которые никак не смогут уменьшить потенциально огромное административное бремя.
Если вернуться к оценке и возможным последствиям этого решения Совета для работы литовских перевозчиков, то однозначной оценки у нас пока нет. На сегодняшний день ни блок «новых» членов (которые высказывались против применения этой Директивы к работникам международного автомобильного транспорта), ни «старые» страны-члены (которые хотели, чтоб Директива применялась без каких-либо исключений) своих целей не добились. Многое будет зависеть от дальнейших обсуждений lex specialis в Транспортном совете и в Транспортном комитете Европейского Парламента.
Договором о вступлении Литвы в ЕС было предусмотрено, что ограничения в области транспорта будут постепенно уменьшаться, и в определённое время их вообще не останется. Исходя из этого, перевозчики планировали и осуществляли свои инвестиции – как оказалось, на сегодняшний день они повисли в полной неизвестности. Протекционистские законы и другие ограничения тормозят развитие бизнеса, создают множество искусственных административных барьеров и дополнительных финансовых затрат. Для небольших и средних транспортных компаний, у которых нет необходимых финансовых и административных ресурсов, это вот уже несколько лет продолжающееся ограничение доступа на западноевропейский рынок может означать сворачивание или даже полное закрытие деятельности.
Ассоциация «Linava» считает, что всё это ведёт к развалу единого европейского транспортного рынка. Говорить о том, что будет дальше, очень трудно. Нас ждёт дисбаланс всего транспортного сектора, скачок цен и падение конкурентоспособности европейского бизнеса в целом.
Пользуясь возможностью, ассоциация «Linava» выражает благодарность правительству Литвы, Министерству социальной защиты и труда, Министерству транспорта и коммуникаций, а также Постоянному представительству Литвы в ЕС, которые, несмотря на огромное давление со стороны старожил ЕС, не отступили от принципиальной позиции и активно отстаивали интересы литовского автомобильного транспорта. Надеемся, что впредь, при таком же тесном сотрудничестве с государственными учреждениями и их активном участии в переговорах по вопросам «Пакета мобильности» и так называемого lex specialis, мы сумеем добиться благоприятного для Литвы результата.
Ниже приводим перечень законодательных актов, которым противоречат протекционистские законы отдельных европейских стран и Директива о командировании сотрудников:
- Договор об учреждении Европейского сообщества (Рим, 1957 г.) – в нём утверждена обязанность всех стран-участниц обеспечить свободное передвижение транспортных услуг во всех странах-участницах ЕС;
- Договор о вступлении Литвы в ЕС (2004 г.) – в нём предусмотрено полное открытие европейского транспортного рынка для литовских перевозчиков в течение 5 лет с момента вступления Литвы в Сообщество;
- Белая книга (2011 г.) – в ней предусмотрено, что к 2020 году должны быть устранены все препятствия, мешающие предоставлять транспортные услуги на всей территории ЕС, и образоваться открытый для всех членов ЕС транспортный рынок.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.