Какое влияние оказывают водители из третьих стран на литовский транспортный рынок (I)

Background of passport stamps on white

Нехватка водителей грузового транспорта в Литве чувствуется уже давно, поэтому литовские перевозчики в массовом порядке принимают на работу водителей из третьих стран. Этот процесс наблюдается в течение нескольких лет, следовательно, иностранные водители начинают занимать на литовском транспортном рынке определённое место. Однако, деловое сообщество относится к этому процессу далеко неоднозначно, поэтому редакция CargoNews.lt решила разобраться в его ключевых моментах.

Редакция поднимала этот вопрос, по меньшей мере, дважды – в 2013 году, когда транспортные компании делали лишь первые шаги в этом направлении, и буквально год тому назад, когда трудоустройство водителей из третьих стран приобрело широкий размах. С момента нашей последней публикации прошёл год, но ситуация с востребованностью водителей практически не изменилась – многие литовские транспортные компании продолжают жаловаться на нехватку водителей. По подсчётам ассоциации «Linava», в течение года литовские перевозчики могли бы принять на работу 7-8 тыс. новых водителей, но и это количество новых сотрудников могло бы только лишь в некоторой степени сократить, но не полностью ликвидировать дефицит рабочей силы. По данным профсоюза работников грузового транспорта «Solidarumas» («Солидарность»), на рынке не хватает почти 5000 водителей.

Поэтому неудивительно, что иммиграция именно представителей этой профессии стала не просто единичным явлением, а чёткой тенденцией и огромным ресурсом рабочей силы для литовских транспортных компаний. Дело в том, что литовских водителей не хватает из-за демографического кризиса, низкой популярности этой профессии в рядах молодого поколения и, конечно же, гораздо более привлекательных условий труда в странах Западной Европы (Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах), где спрос на этих специалистов также огромный. В настояшее время основными странами-«поставщиками» водителей для литовских транспортных компаний являются Украина и Беларусь (кстати, нехватка водителей начинает чувствоваться  и в этих странах).

Правила трудоустройства водителей из третьих стран в Литве

О том, насколько остро у литовских перевозчиков стоит вопрос с нехваткой водителей, говорит информация литовской Биржи труда (БТ). В списке наиболее востребованных профессий, составленном на II-е полугодие 2017 года, оказались и водители-международники. Это значит, что на представителей этой профессии распространяются упрощённые правила приёма на работу, утверждённые 1-го января 2007 г. – иностранным водителям на надо обращаться на Биржу труда с просьбой выдать разрешение на работу, им достаточно заключить трудовой договор с работодателем, а работодатель обязан его зарегистрировать в территориальном отделении БТ не позднее, чем в течение 1 месяца с момента получения новым сотрудником трудовой визы или не позднее, чем в течение 2 месяцев с момента получения новым сотрудником временного вида на жительство. По мнению БТ, такой порядок позволяет водителям чаще и легче менять место работы.

Национальная рабочая виза (виза типа «D») представителям приоритетных профессий выдаётся сроком до 4 месяцев. Если представители приоритетных профессий (в том числе и водители) хотят получить национальную рабочую визу сроком до 12 месяцев, им не нужно делать перерыв в работе на 90 дней (в отличие от других иностранных специалистов) – для этого они должны проработать в Литве не менее 3 месяцев и иметь документы, подтверждающие этот факт (справку из Государственной налоговой инспекции и/или Фонда государственного социального страхования «SoDra»).

В то же время следует отметить, что одновременно с поправками к ст. 35 Закона о правовом положении иностранных граждан в Литве был расширен перечень оснований об отказе выдать или изменить условия разрешения на временное проживание иностранного гражданина в Литве. В перечне появились дополнительные требования (как для иностранного сотрудника, так и для его работодателя), касающиеся возможной подделки документов и обстоятельств пребывания в Литве (например, фиктивных браков, фиктивных предприятий), неуплаты налогов и невыполнения других финансовых обязательств, штрафов работодателю за нелегальные условия труда или за разрешение нелегально работать гражданам из третьих стран и т.д. (с полной редакцией документа на литовском языке можно ознакомиться здесь).

Иными словами, Литва старается создать благоприятные условия для трудоустройства и проживания иностранных граждан в Литве, в особенности, если наше государство нуждается в представителях определённых профессий. Одновременно законодательные органы следят за тем, чтобы этот процесс был под контролем, и чтобы ни местные работодатели, ни иностранные сотрудники не злоупотребляли существующим порядком. Если провести параллель с политикой крупных западноевропейских держав, то там подобный процесс называют «социальным демпингом», и говорить о каких-либо льготных условиях трудоустройства иностранцев не приходится…

Позиция «Linava»

В комментарии об отношении к трудоустройству водителей из третьих стран представители «Linava» отметили: «Каждый конкретный случай нужно рассматривать в индивидуальном порядке, однако, в целом наше отношение к этому процессу положительное. На это указывают цифры – в Литве водителями-международниками работают примерно 10 тыс. граждан из третьих стран. Некоторые члены ассоциации очень довольны работой таких сотрудников. Необходимо понимать, что в литовском транспортном секторе водители из третьих стран не конкурируют с местными водителями, а заполняют свободные рабочие места, которые не может заполнить литовский рынок труда. Благодаря этому процессу литовский транспортный сектор может оставаться на своих позициях и конкурировать с иностранными перевозчиками».

Одновременно ассоциация подчеркнула: «И граждане Литвы, и иностранные граждане получают одинаковые доходы – в соответствии с их квалификацией, географией перевозок, опытом (если иностранному водителю предложат непривлекательные условия, он пойдёт работать в ту компанию, которая предложит стандартные условия). Нужно не забывать, что работая в Литве, иностранные водители платят налоги литовскому государству и получают социальные гарантии, которыми, как правило, не пользуются – они либо бывают в рейсах, либо проводят отпуск в своих странах. Таким образом, иностранные водители не являются какой-то обузой – наоборот, они приносят большую пользу».

В трудоустройстве водителей из третьих стран «Linava» видит большое положительное значение для литовского транспортного сектора и литовской экономики в целом, поэтому продолжает интенсивно сотрудничать с государственными учреждениями, чтобы процесс трудоустройства иностранцев был ещё более благоприятным.

В свою очередь Департамент миграции отметил: «Ассоциация „Linava“ неоднократно обращалась к руководству департамента с просьбой ускорить выдачу национальных виз и временного вида на жительство иностранным водителям. В настоящее время самой большой проблемой в этой области является нехватка человеческих ресурсов. Количество заявлений на выдачу виз и вида на жительство выросло настолько, что департамент не в силах его обработать и выдать документы в установленные сроки. В настоящее время идёт подготовка изменений к законодательству, чтобы визы можно было выдавать в более краткие сроки. Одновременно разрабатываются новые технологические решения. Мы надеемся, что в совокупности эти меры помогут решить сложившуюся проблему».

Кстати, совсем недавно (7-го сентября) усилиями «Linava» Министерство внутренних дел Литвы выделило два дополнительных сотрудника исключительно на выдачу виз гражданам из третьих стран. Также следует отметить, что по инициативе ассоциации были пересмотрены законодательные акты, касающиеся замены водительского удостоверения. Литовские власти приняли решение, что тем гражданам из третьих стран, которые получили литовскую визу или временный вид на жительство в Литве на основании трудового договора, менять имеющееся водительское удостоверение на удостоверение литовского образца необязательно. Обязательная замена удостоверения необходима в случае, если литовская виза или временный вид на жительство в Литве были выданы не на основании трудового договора.

Ассоциация также тесно сотрудничает с литовскими дипломатами. Так, например, в посольство Литвы в Украине без предварительной регистрации за визой сроком до 12 месяцев могут обращаться граждане из третьих стран, у которых уже есть национальная виза типа «D» (сроком на 4 месяца) – заявления таких граждан будут рассматриваться в ускоренном порядке. По словам Римантаса Шегжды, торгового атташе Литвы в Украине, «количество обращений за национальной визой резко возросло. Очень часто литовские транспортные компании спрашивают об украинских компаниях, занимающихся трудоустройством водителей. Я им помогаю как могу. Посольство доверяет ассоциации „Linava“, поэтому старается поучаствовать и помочь при обращениях за визами для водителей. В последнее время, после встречи руководства ассоциации с руководителями посольства, я не слышал, чтобы в этом вопросе возникали какие-то проблемы».

В целом ассоциации благодарна всем государственным учреждениям, которые откликаются на просьбы перевозчиков и стараются либерализировать систему трудоустройства граждан из третьих стран в Литве, однако, отмечает, что одновременно необходим резкий качественный скачок, так как в системе ещё существует множество административных барьеров (таких, как подача информации в «бумажном» виде, несмотря на то, что вся аналогичная информация имеется в базах данных государственных учреждений; дупликация одной и той же информации для различный институций и т.п.). По мнению «Linava», все эти бюрократические препятствия необходимо упразднить, и в этом может помочь переход на единую государственную электронную систему с общей базой данных для всех государственных учреждений.

Можно сказать, что к приходу водителей из третьих стран на литовский транспортный рынок «Linava» относится положительно. Более того, ассоциация активно участвует в ускорении этого процесса и рассматривает возможность организовать систематическое трудоустройство таких водителей в литовских транспортных компаниях (безусловно, с предварительной проверкой квалификации кандидатов). Тем не менее, редакции CargoNews.lt было интересно узнать мнение самих перевозчиков.

Что думают перевозчики

Насчёт трудоустройства водителей из третьих стран у перевозчиков были разные мнения. С одной стороны, считается, что удобнее принимать на работу местного водителя, так как процесс его трудоустройства не связан с дополнительными бюрократическими требованиями и не отнимает много времени и средств. Кроме того, поиск иностранного водителя проводится «на расстоянии», а это значит, что у работодателя нет возможности сразу же проверить профессиональные навыки (бывают случаи, когда выясняется, что потенциальный кандидат вообще никогда не сидел за рулём грузового автомобиля) и биографию потенциального сотрудника.  Также нельзя забывать, что иностранных водителей порой бывает трудно убедить в том, что они будут работать в соответствии с литовским трудовым законодательством, поэтому при выборе транспортной компании они ведут себя очень осторожно, и «водительское радио», которое иногда передаёт необъективную информацию, в таких случаях служит не самую лучшую службу. Наконец, не на последнем месте стоит и вопрос  о владении местным  языком.

Компания может проводить поиск иностранного сотрудника самостоятельно (например, на специализированных интернет-порталах по трудоустройству) или с помощью посредников в Литве или за рубежом. Только надо иметь ввиду, что посредники в большинстве случаев стремятся к собственной выгоде, кроме того, их бизнес и роль в процессе поиска сотрудника не всегда носит прозрачный характер, поэтому могут возникнуть различные недоразумения, усугубляющие дальнейшее общение и возможное сотрудничество между работодателем и сотрудником.

Поэтому неудивительно, что, как утверждает «Linava», работодатель зачастую будет отдавать предпочтение гражданину Литвы, так как процедура его трудоустройства не создаёт особых проблем, кроме того, привлечь к ответственности литовского водителя гораздо легче, чем иностранного. Как уже говорилось, «Linava» собирается заняться систематическим трудоустройством иностранных водителей в Литве (с одновременным проведением квалификационных проверок кандидатов), однако, далее начнут действовать факторы цены и качества, а в особенности – востребованности, из-за которой в последнее время число иностранных водителей в литовских транспортных компаниях (в особенности в крупных, которые даже готовы вкладывать свои средства в дополнительное обучение новичков) растёт не то что быстрыми, а ударными темпами.

Представители транспортной компании «Baltic transline» нам сказали, что водители из третьих стран составляют примерно две трети общего штата водителей. В большинстве это водители из Украины и Беларуси, однако, среди них есть также казахи, грузины, армяне и даже филиппинцы. «Мы вынуждены принимать на работу иностранных водителей потому, что наш рынок труда не может обеспечить нашу компанию необходимым штатом местных водителей. Для того, чтобы мы были конкурентоспособными, нам необходимо искать водителей в других странах. Кроме того, мы работаем над расширением деятельности нашей компании, поэтому проблему с нехваткой водителей может решить только трудоустройство водителей из третьих стран». В комментарии о качестве работы иностранных водителей представители компании отметили: «У одних работа спорится, у других как когда, некоторым водителям требуется помощь со стороны администрации, пока они, так сказать, войдут в суть дела. Но мы можем порадоваться тому, что все они прилагают усилия и стараются как можно быстрее понять все тонкости нашей работы и стать сильной частью нашей компании».

Томас Юргелявичюс, директор транспортной компании «Hegelmann Transporte», отметил: «Hegelmann Transporte – международная компания, наши подразделения находятся в Германии, Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Чехии, Румынии, Испании. Мы не разделяем наших сотрудников по принципу национальности. У нас интернациональный коллектив, мы принимаем на работу как граждан ЕС, так и граждан из третьих стран. Мы постоянно расширяем наш транспортный парк, поэтому водители нам тоже требуются постоянно. В первую очередь мы обращаем внимание на их опыт и профессиональные навыки. Со своей стороны мы регулярно проводим обучения и, таким образом, вносим свою лепту в уровень качества работы водителей».

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что водители из третьих стран – очень привлекательный источник рабочей силы. Даже несмотря на то, что их трудно найти, трудно проверить на квалификацию и  относительно трудно принять на работу, они на сегодняшний день являются одним из основных залогов конкурентного преимущества литовских транспортных компаний как в Литве, так и за рубежом.

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0