Спор с лизинговой компанией: когда договор можно отложить в сторону?

Close up business man signing contract making a deal, classic business

При заключении лизингового договора все мы надеемся, что в документе, подготовленном лизинговой компанией, продуманы рецепты на все случаи жизни. Однако, бывают ситуации, когда лица, пользующиеся услугой лизинга, вступают в правовой спор с лизинговой компанией. Редакция CargoNews.lt решила разобраться, с чем связаны подобные ситуации, и какие возможности у недовольной стороны повернуть исход спора в свою пользу.

Лизинговая компания – это пиявка, питающаяся кровью своих клиентов, которая буквально на следующий день, как только клиент опоздает с лизинговым взносом, готова содрать с него три шкуры и отобрать всё принадлежащее ей имущество, не останавливаясь даже перед условиями договора!

Сегодня в Литве такой «страшилкой» никого не напугать: наш рынок лизинговых услуг давно сложился и приобрёл цивилизованные очертания, а ответы на любые правовые вопросы можно найти в договорах, в Гражданском кодексе или в судебной практике. Юристы, с которыми беседовала редакция CargoNews.lt, утверждают, что споры, возникающие между лизинговыми компании и их клиентами, имеют логическую основу, проходят цивилизованно и без каких-либо «глубоких» юридических интерпретаций.

Ещё раз: ИЗУЧАЙТЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА!

Альбертас Бута, сотрудник адвокатской конторы «Verum», говорит, что большая вероятность правового спора возникает тогда, когда лицо, предоставляющее услугу лизинга, одновременно является и продавцом объекта лизингового договора. В таких случаях, если покупатель решает, что его покупка не соответствует предусмотренным требованиям и по этому поводу выражает претензии продавцу, в эпицентре спора оказывается и лизинговый договор. А. Бута вспомнил случай, когда инициатором подобного спора был перевозчик, который приобрёл в лизинг охранное оборудование для своего транспортного парка. Однако, по словам юриста, подобные дела не представляют ничего особенного, и их исход не создаёт предпосылок для далеко идущих дидактических выводов, за исключением одного – договор нужно читать, причём очень внимательно…

Внимательно читать даже несмотря на то, что лизинговые договоры зачастую бывают шаблонными, с ограниченными возможностями что-либо в них изменить. Как бы там ни было, но условия лизинговых договоров необходимо соблюдать – наивно надеяться на то, что на нарушения договоров лизинговые компании будут смотреть сквозь пальцы. Поэтому все юристы в один голос утверждают, что перед тем, как заключать лизинговый договор, его необходимо показать специалистам, чтобы они могли грамотно объяснить вытекающие из договора обязательства и последствия за их несоблюдение.

Просрочка лизингового взноса

Это наиболее частое нарушение лизингового договора. К нему могут привести халатность, затруднительная финансовая ситуация, а иногда даже и злостное поведение. Как бы там ни было, но если лизинговая компания не получит лизинговый взнос в установленный срок, она тут же напомнит об этом своему неисполнительному клиенту – как правило, со ссылкой на возможные санкции.

Юристы утверждают, что в такой ситуации развитие событий можно повернуть в благоприятную для себя сторону – для этого необходимо активно заняться «менеджментом» назревающего спора. Арнас Палюкенас, сотрудник адвокатской конторы «Paliukėnas ir partneriai», утверждает, что у лизингополучателя, если только он активно возмётся за защиту своих интересов, всегда есть возможность добиться того, чтобы имущество, приобретённое в лизинг, не ушло из рук в течение нескольких дней. «Для лизингополучателя это самый худший сценарий – лизинговая компания сошлётся на существенное нарушение договора, прервёт лизинговый договор, заберёт приобретённое в лизинг имущество и потребует заплатить неустойку», – говорит адвокат.

Чтобы этого не случилось, у лизингополучателя есть право подыскивать покупателя на приобретённое в лизинг имущество, только в таком случае выручка от продажи имущества должна быть больше, чем сумма невыплаченных лизинговых взносов. Насколько больше, будет известно по графику выплаты лизинговых взносов, составленному лизинговой компанией.

«В любом случае лизингополучатель имеет право и возможность добиваться того, чтобы имущество, приобретённое в лизинг, не отнималось лизинговой компанией на следующий день после просрочки со взносом. Приобретённый в лизинг грузовой автомобиль – это необходимое орудие труда, с помощью которого перевозчик зарабатывает деньги, в том числе и на лизинговые взносы. Если перевозчика лишь этого орудия труда, то он не сможет продолжать свою деятельность, следовательно, у него не будет средств на лизинговые взносы. Крайний исход – перевозчик начнёт увольнять сотрудников или, того хуже, будет вынужден закрыть транспортную компанию. Такая ситуация невыгодна ни перевозчику, ни лизинговой компании», – говорит адвокат. По его словам, бывают случаи, когда должники лизинговых компаний пользуются приобретённым в лизинг имуществом по несколько месяцев – это говорит о том, что компромиссы, пусть даже достигнутые тяжёлым путём, возможны. А внезапное лишение имущества – ситуация, которой можно (и нужно) избежать.

Неожиданные последствия просроченного взноса

Правда, всё вышесказанное не означает, что взносы можно не платить с лёгкой руки! Адвокат привёл в пример другую ситуацию, которая, как правило, оборачивается сложными спорами между лизинговой компанией и её клиентами. Он имел ввиду страховое происшествие, в котором участвует транспортное средство, приобретённое в лизинг.

Если такое транспортное средство пострадало в ДТП, оно, как правило, отправляется в ремонтные мастерские. Мастерские, в свою очередь, выполняют ремонт на деньги, полученные в качестве страховой выплаты. Всё бы ничего, да только в данном случае правомерным владельцем транспортного средства является лизинговая компания. «Если клиент опаздывал с лизинговыми взносами, лизинговая компания требует, чтобы страховая компания перевела страховую выплату на её счёт, а не на счёт ремонтных мастерских. Страховая компания так и поступает, ремонтные мастерские проводят ремонт, но отремонтированный автомобиль вполне правомерно задерживают (т.е. не возвращают ни лизинговой компании, ни перевозчику) до тех пор, пока не получат оплату за ремонт», – говорит А. Палюкенас.  Тут как в шахматах – все оказываются в пате: лизинговая компания ждёт погашения задолженности, ремонтные мастерские ждут оплату за выполненную работу, а перевозчик не может ни расплатиться, ни продолжать работать. По словам адвоката, подобные ситуации – довольно частое явление, и выкрутиться из них бывает довольно трудно. Как ни странно, но «крайними» в таких ситуациях оказываются ремонтные мастерские, поэтому адвокат советует не принимать повреждённый лизинговый автомобиль на ремонт до тех пор, пока мастерские не получат предоплату или гарантийное письмо.

Как в такой ситуации быть лизингополучателю? Единственный совет – погасить все долги и ползти на коленях в лизинговую компанию с просьбой перевести страховую выплату на счёт ремонтных мастерских и продолжить честное сотрудничество.

В споре лизингополучатель может надеяться на поддержку

А. Палюкенас отметил, что при возникновении правового спора между лизинговой компанией и её клиентом, в суде слабой стороной будет выступать лизингополучатель, т.е. в первую очередь будут учитываться его интересы, а не интересы лизинговой компании. Это вполне понятно – ведь условия договора диктуют хорошо подготовленные профессионалы, у клиента зачастую даже нет возможности их изменить или как-то на них повлиять.

Адвокат А. Бута обратил внимание на то, что в спорах нередко возникает вопрос о том, насколько существенным (или несущественным) нарушением лизингового договора считается неуплата очередного лизингового взноса. Точнее – можно ли считать, что пропущенная уплата взноса автоматически отменяет действие лизингового договора. Ответ на этот вопрос определяет дальнейший ход дела.

Важно знать, что в судебной практике установилось положение о том, что лизингополучатель имеет право на возврат лизинговых взносов даже в том случае, если лизинговый договор прерывается по его вине. Безусловно, в деталях, позволяющих вынести такое решение, разбирается суд.

Если лизингополучателем является физическое лицо, то в спорах появляется ещё один нюанс: договор о лизинге откладывается в сторону, а на его место встаёт вопрос о правах потребителей. А. Палюкенас подчеркнул, что в таких случаях суд будет определять, не противоречат ли условия договора о лизинге (в целом или какая-то часть) Закону о защите прав потребителей.

Кошмар перевозчика – конфискация автомобиля

При работе на грузовых автомобилях, приобретённых в лизинг, далеко не на последнем месте стоит такая угроза, как конфискация автомобиля. В Кодексе административных нарушений предусмотрено несколько случаев, при которых можно применять эту крайнюю меру. В большинстве из них конфискация транспортного средства носит диспозитивный характер (т.е. она может и не применяться), однако, в ч.3 ст. 427 КоАН говорится о случае, когда конфискация транспортного средства должна применяться в обязательном порядке. Этот случай – управление транспортными средствами, находясь в состоянии алкогольного опьянения и/или под воздействием психотропных веществ.

А теперь давайте представим себе ситуацию, когда подержанный, но всё ещё довольно новый грузовой автомобиль, приобретённый в лизинг, попадает под конфискацию потому, что его водителя во второй (это важно!) раз поймали за рулём «с запашком». Ведь, скорее всего, работодатель (он же лизингополучатель) этого «горе-водителя» о первом нарушении даже не догадывался. Вряд ли в Литве найдётся такой водитель, который при устройстве на работу в транспортную компанию будет размахивать перед глазами её руководителя справкой из МВД о том, что он был задержан за пьяное вождение. Что уж говорить о водителях из Украины или Беларуси…

Подобное «наследство» садиться за руль вашим потом и кровью отрабатываемого грузового автомобиля, делает повторное нарушение – и всё, конфискация! Тем более, что конфискация грузового автомобиля предусмотрена не только за вождение в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием психотропных веществ, но и при действительной судимости за преступную деятельность, совершённую будучи за рулём в указанных состояниях.

Это самый тяжёлый, если не сказать, кошмарный случай, который может произойти с перевозчиком. Ему остаётся лишь проглотить горькую пилюлю, надеяться на понимание со стороны лизинговой компании и верить в то, что провинившийся водитель как-то сумеет возместить хоть часть причинённого ущерба. Для небольшой транспортной компании подобная ситуация может означать прямой путь к банкротству.

По словам А. Палюкенаса, руководители некоторых транспортных компаний готовят себя к таким случаям – они распределяют имущество и обязательства между несколькими компаниями. Такие решения позволяют обезопасить компанию и её имущество от различных неприятных сюрпризов.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0