Влияние нового режима пересечения белорусско-российской границы на работу литовских перевозчиков
7-го февраля 2017 г. российская Федеральная служба безопасности (ФСБ), в обязанности которой, кроме всего прочего, входит охрана государственной границы, возобновила контроль документов физических лиц и транспортных средств на границе с Беларусью (в Смоленской, Брянской и Псковской областях). Это событие попадает в разряд исключительных, так как Россия и Беларусь являются членами «Союзного государства» и Евразийского экономического союза. До сих пор внешней границей России, отделяющей её от Европейского Союза, фактически была белорусская граница. Понять, что произошло, важно не только в политическом контексте. Литовских перевозчиков гораздо больше волнует вопрос, как разногласия между Минском и Москвой скажутся на их деятельности.
Почему на белорусско-российской границе вновь появились пункты контроля
Основная публичная версия, почему Россия решила ужесточить режим пересечения своей границы на белорусском направлении, связана с решением Беларуси отменить визовый режим для граждан 80-и стран (в том числе стран ЕС и США), прибывающих в страну на 5 дней через аэропорт Минска. В данном случае Москва, скорее всего, опасается, что в Россию, таким образом, смогут попасть нежелательные лица.
В своём комментарии специально для CargoNews.lt Посольство Российской Федерации в Литовской Республике пояснило: „В последнее время российскими компетентными органами на участке границы с Беларусью регулярно задерживались лица, не имевшие оснований для въезда в Россию и представлявшие угрозу безопасности. К тому же с 12 февраля с.г. белорусская сторона ввела пятисуточный безвизовый режим при пересечении границы в Национальном аэропорту Минск для граждан 80 государств. С учетом этого, в целях создания необходимых условий охраны государственной границы Российской Федерации приказами Федеральной службы безопасности Российской Федерации на территории Смоленской, Псковской и Брянской областей была введена пограничная зона. Для прохода погранзоны определены места и время, на въездах в нее установлены предупреждающие знаки“ (подробная информация на сайте российского посольства в Литве).
Между тем Беларусь, обвинив Москву в односторонних действиях, заявила, что никаких оснований для опасений нет, так как проверка прибывающих проводится в строгом режиме, согласованном с российскими спецслужбами. Кроме того, необоснованность российской версии о «незаконной миграции» доказывает один обыкновенный факт: о планах отказаться от визового режима для иностранных граждан президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил 9-го января 2017 года, а указы ФСБ относительно возобновления контроля на границе с Беларусью датируются 29-ым декабря 2016 года.
Поэтому действиям Кремля есть другое объяснение. Сегодня в отношении стран ЕС Москва продолжает применять контрсанкции, распространяющиеся на импорт продовольственных продуктов в Россию, и упрекает Минск в том, что тот на государственном уровне с выгодой для себя участвует в организации нелегальной торговли. В частности, в Россию из Беларуси яблок и мяса поступает больше, чем Беларусь способна произвести (что уж говорить о нашумевших «белорусских мидиях»).
Однако в эфире государственного российского ТВ-канала руководитель «Россельхознадзора» Сергей Данкверт заявил, что контроль за торговым процессом проводится с помощью системы «Аргус». Более того, он подчеркнул, что «мы («Россельхознадзор» — прим. автора) единственные, у кого пункты проверки были ещё до возврата к режиму приграничного контроля». Иными словами, «Россельхознадзору» дополнительный механизм контроля был не особо нужен.
Таким образом, на белорусско-российской границе сложилась труднообъяснимая ситуация. С точки зрения контроля за нелегальной миграцией и нелегальными поступлениями запрещённых товаров, в предпринятом Россией шаге вроде бы не было необходимости. Однако, по каким-то причинам он был предпринят. Может быть, такими действиями Россия решила тонко намекнуть на то, что в «случае необходимости» новый режим контроля на российско-белорусской границе может быть использован в качестве репрессивной меры по отношению ко всем, кто России покажется неугодным. Этот сценарий волнует литовских перевозчиков больше всего, так как они уже давно чувствуют стремление России вытеснить их с российского рынка.
Литовские перевозчики ничего хорошего не ждут
Как только Россия объявила о возврате к режиму контроля на границе с Беларусью, Арвидас Драсутавичюс, владелец транспортной компании «Egliana», высказал мнение, что новый порядок станет для перевозчиков очередной «палкой в колёсах» – по меньшей мере потому, что из-за ужесточённого контроля на перевозки придётся отводить больше времени. Кроме того, могут появиться дополнительные расходы (например, если пограничные службы потребуют выгрузить груз для досмотра), которые грузополучатели вряд ли захотят покрывать. Значит, это придётся делать перевозчикам, хотя они и без того находятся в сложной конкурентной ситуации.
В первые дни после возврата России к режиму контроля на российско-белорусской границе Сергей Лебедь, директор компании «Baltasis grifas», считал, что на ней не будет такого же тщательного досмотра как на литовско-белорусской границе, однако, он также был согласен с тем, что у литовских перевозчиков появятся дополнительные временные затраты, а это значит, что российская инициатива – не что иное, как очередная попытка за счёт вытеснения литовских перевозчиков «освободить место» для российских и белорусских транспортных компаний.
Следует отметить, что подобными настроениями перевозчики жили в первые дни после введения нового порядка. С того момента прошло чуть более месяца, поэтому важно понять, что происходит сейчас. Ассоциация литовских перевозчиков «Linava», ссылаясь на информацию российской ассоциации перевозчиков АСМАП, сообщила, что Россия намерена проводить только миграционный контроль (т.е. проверку личных документов и документов транспортных средств), а детальная проверка грузов и грузодокументов не предусмотрена. Эту информацию также подтвердило Посольство России в Литве: «Установление пограничной зоны не предусматривает пограничного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных». Кроме того, на его сайте акцентируется тот факт, что новый режим пересечения российско-белорусской границы «действует временно», пока не будут решены вышеупомянутые проблемы миграционной безопасности (хотя, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное).
Однако, как редакции CargoNews.lt рассказал один из её собеседников, транспортный руководитель в компании «Traktiras» Томаш Янушкевич, его компания, «как, скорее всего, и все остальные», уже столкнулась с проблемами на белорусско-российской границе. Основная проблема заключается именно в дополнительных затратах времени, вызванных тщательной проверкой документов (например, придирчивым изучением места погрузки). Иными словами, до досмотров дело пока не дошло, но Т. Янушкевич оптимизмом не блещет – он считает, что в будущем ситуация может только ухудшиться, так как Россия целенаправленно (точно так же, как Германия, Франция или другие западноевропейские страны) стремится повысить конкурентоспособность российских перевозчиков за счёт их коллег из-за рубежа.
Другой собеседник редакции отметил, что поездки в Россию никогда не сопровождаются чувством уверенности в том, что всё будет хорошо, так как должностные лица, на основании российских законодательных актов (которые почти каждый ППК истолковывает по-своему), могут остановить грузовой автомобиль (в особенности, если автомобиль с польскими или литовскими номерами) и тенденциозно придраться к какой-нибудь строке в грузодокументах. В дальнейшем автомобиль может быть задержан на неопределённое время, вследствие чего перевозчики могут понести огромные (для некоторых даже непосильные) убытки.
Эти слова подтвердила и ассоциация литовских перевозчиков «Linava»: «Должностные лица Российской Федерации требуют предъявлять документы (сертификаты происхождения, инвойсы, фитосанитарные, ветеринарные сертификаты и пр.), не имеющие непосредственного отношения к транспортной деятельности, и неверно истолковывают виды перевозок и разрешений. Перед тем, как въехать на территорию Российской Федерации (далее – РФ), международные перевозчики обязаны заполнить разрешения, но конкретно не указано, как заполнять разрешения, если в ходе перевозки предусмотрена дополнительная погрузка, или если перевозчик следует через территорию РФ транзитом, но забирает в РФ дополнительный груз, место назначения которого Литва. Следует отметить, что в соответствии с российским Кодексом административных правонарушений, осуществление международных автомобильных перевозок на территории РФ с незаполненным разрешением или с разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, приравнивается к перевозкам грузов без разрешений, и за это водитель может быть оштрафован на сумму от 150 000 до 200 000 рублей. В законе также предусмотрено, что в случае выявления нарушения, транспортное средство может быть задержано до устранения причины нарушения и предъявления документа об уплате штрафа. Вследствие подобных действий литовские перевозчики несут финансовые потери, связанные не только со штрафами, но и с простоями».
И сегодня никто не может в точности сказать, являются ли такие действия сотрудников российских служб желанием «заработать», или это всё же целенаправленная дискриминационная государственная политика по отношению к иностранным перевозчикам. В этой связи важную роль играет вопрос о статусе пунктов контроля на белорусско-российской границе.
Вопрос о статуте пунктов контроля на белорусско-российской границе
История этого вопроса началась в 1995 году, когда Россия и Беларусь решили отказаться от режима пограничного контроля на своих границах для граждан этих стран, однако, порядок передвижения граждан и транспортных средств из третьих стран так и не был регламентирован. Сложилась парадоксальная ситуация – с одной стороны, на белорусско-российской границе ни один ППК не имеет статуса международного пропускного пункта, а это значит, что иностранные граждане и иностранный транспорт не могут ехать в Россию через Беларусь. С другой стороны, литовские перевозчики утверждают, что они до сих пор едут в Россию через Беларусь без особых ограничений (за исключением проверки документов).
Объяснение этому парадоксу очень простое. Мария Захарова, директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России, в конце прошлого года заявила предельно ясно: «На российско-белорусской государственной границе международные пункты пропуска отсутствуют, в связи с чем пограничный контроль лиц и транспортных средств на данном участке государственной границы не осуществляется. Таким образом, оснований для пересечения российско-белорусской государственной границы гражданами третьих стран не имеется. К нарушителям могут применяться санкции в соответствии с российским законодательством».
Посольство России в Литве уточнило: «В связи с тем, что международные пункты пропуска на российско-белорусской границе отсутствуют, водители грузовых автомобилей – граждане Литовской Республики не могут въезжать в Российскую Федерацию через территорию Белоруссии. При следовании из Литвы в Россию кратчайшим маршрутом для них будет путь через Латвию. Кроме того, на его сайте акцентируется тот факт, что новый режим пересечения российско-белорусской границы «действует временно», пока не будут решены вышеупомянутые проблемы миграционной безопасности (хотя, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное)».
На сайте Министерства иностранных дел Литвы опубликована аналогичная информация: «Российская Федерация ввела ограничения для граждан Европейского Союза и третьих стран относительно въезда на территорию Российской Федерации со стороны Республики Беларусь не через международные либо двусторонние пункты пропуска. Так как на данный момент между Российской Федерацией и Республикой Беларусь не существует международных пунктов пропуска, где осуществляется контроль лиц и транспорта, пересечение белорусско-российской границы для граждан ЕС ограничено. Следование в Российскую Федерацию без ограничений осуществляется через международные пункты пропуска Латвийской Республики — Российской Федерации».
Похоже, что в заявлении М. Захаровой ключевыми являются слова: «К нарушителям могут применяться санкции в соответствии с российским законодательством». Иными словами, тот факт, что литовские перевозчики всё ещё могут ехать в Россию через ППК «Красная горка» или «Рудня», можно считать лишь знаком доброй воли со стороны российских контролирующих органов. Москва может в любой момент дать приказ строго соблюдать российское законодательство, и тогда у перевозчиков останется лишь несколько более или менее приемлемых выходов.
Что делать?
С одной стороны, можно продолжать пытаться на свой страх и риск ездить в Россию по известным маршрутам (т.е. через Беларусь), но в юридическом отношении последствия таких, по сути, неправомерных действий могут быть очень печальными. Другой вариант – ехать в Россию через Латвию, но это однозначно связано с потерей времени и, соответственно, конкурентоспособности. Хотя, как отметид руководитель компании «Stolvika» Станислав Оленкович: «Работать с российскими должностными лицами очень тяжело. В особенности сложно возить цветочную продукцию – её на границе то пропускают, то не пропускают. Мы не зря делаем большой круг и ездим через Нарву – теоретически из Литвы до Москвы, если ехать через Беларусь, будет примерно 900 км, но мы Беларусь избегаем, так как там нет никаких правил относительно того, что, начав проверку, они обязуются сделать это быстро».
Третий выход – начать активнее сотрудничать с российскими и белорусскими перевозчиками, так как они могут свободно пересекать белорусско-российскую границу. Йонас Валецкас, директор транспортной компании «Elspeda», говорит: «В Минске мы перегружаем грузы из литовских автомобилей в российские. Перегружаем, меняем тягачи или полуприцепы – чего только не делаем». С одной стороны, таким образом экономится время, но с другой, ради скорости доставки груза в жертву приносится часть рынка, к чему, предположительно, и стремятся российские власти.
Похоже, что однозначного и единственно хорошего решения в данной ситуации нет – она чревата либо правовыми последствиями, либо потерей времени, либо потерей доли рынка. Правда, можно попробовать договориться с Россией о других правилах, которые позволили бы литовским перевозчикам ездить в Россию через Беларусь – например, на предстоящей встрече Трёхстороннего совета с представителями Российской Федерации. Однако, учитывая общеполитический контекст литовско-российских отношений и ярко выраженное стремление России создать благоприятные условия работы для своих перевозчиков за счёт ущемления возможностей конкурентов, сделать это будет очень непросто (если вообще возможно).
***
Обобщая, можно констатировать, что окончательные мотивы, которые привели Россию к решению восстановить режим контроля на границе с Беларусью, так и не прояснились (даже аргумент о пресечении нелегального импорта запрещённой продовольственной продукции не выглядит достаточно убедительным). Предположительно, таким образом Россия решила создать себе инструмент, с помощью которого она могла бы ограничивать конкурентоспособность иностранных перевозчиков в пользу собственной транспортной отрасли. Литовские перевозчики, которые уже столкнулись с процедурой тщательной проверки документов на российско-белорусской границе и потерей на этом много времени, оптимизмом не блещут и считают, что в будущем ситуация будет только ухудшаться. Причём самым худшим сценарием может стать не выгрузка грузов для досмотра, а полное закрытие границы Белоруссии и России для граждан и грузов третьих стран, как это предполагает российское законодательство.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.