CMR Конвенция – «библия» для перевозчиков: знайте свои обязанности и права!

krovimass

Конвенция о договоре международной перевозки грузов (CMR Конвенция) – документ, определяющий права и обязанности участников процесса международных автомобильных перевозок. Перевозчики и экспедиторы руководствуются этим документом на протяжении более, чем 50 лет.  Этот документ очень важен в случаях, когда необходимо установить виновников возможного ущерба, причинённого в ходе перевозки грузу, его владельцу или другому лицу. С другой стороны, в Конвенции также заложена охрана прав контрагентов договора на перевозку, однако, эти тонкости иногда забываются. Что нужно знать о правах, которыми стороны договора на перевозку могут располагать в рамках CMR Конвенции?

На сегодняшний к CMR Конвенции присоединилось 55 государств. Большинство из них находится в Европе и в Азии, несколько в Африке и одно в Южной Америке. Карликовые государства – Андорра, Монако, Лихтенштейн, Сан Марино и Ватикан – не являются членами этой конвенции. Государства-участники CMR Конвенции заключают договоры на международные автомобильные грузоперевозки, руководствуясь положениями данной Конвенции и национальным законодательством. В данном смысле Литва не является исключением.

Обязанности и права перевозчиков или экспедиторов, когда грузоперевозки осуществляются на территории Литвы, регламентируют два законодательных акта – CMR Конвенция и Гражданский кодекс (ГК) Литвы. Адвокат Юстас Янкаускас, консультировавший редакцию CargoNews.lt по этим вопросам, отметил, что в договоре на перевозку стороны могут договориться о взаимных правах и обязанностях, однако, договорённости не должны противоречить законодательным актам. Важно, чтобы при заключении взаимных договорённостей ни одна из сторон не была освобождена от ответственности, поскольку такое соглашение будет противоречить положениям CMR Конвенции.

В случаях, когда грузоперевозки осуществляются по международным маршрутам, права и обязанности перевозчиков или экспедиторов регламентируют три законодательных акта – ГК Литвы (в таком объёме, в каком возможный правовой спор относится к юрисдикции Литвы), CMR Конвенция и Правила международной торговли (англ. INCOTERMS).

Обязанности перевозчика и экспедитора

Основные обязанности перевозчика перечислены в ст. 8  CMR Конвенции. От перевозчика требуется, чтобы при принятии груза он проверил точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки. Если такой возможности у перевозчика нет, он должен внести обоснованные оговорки в CMR накладную.

В случае, если по каким-либо причинам у перевозчика нет возможности выполнять условия договора, он обязан запросить инструкцию у лица, имеющего права распоряжаться грузом (о том, кто и в каких случаях является таким лицом, говорится в ст.12 CMR Конвенции). Если же у перевозчика нет и этой возможности (запросить инструкции), он обязан предпринять такие действия, которые представляются ему наиболее подходящими в интересах лица, имеющего право распоряжаться грузом.  Адвокат подчеркнул, что во всех случаях перевозчик обязан быть предельно внимательным и обращаться с вверенным ему грузом так, чтобы груз на место разгрузки был доставлен вовремя и в надлежащем состоянии.

Основная обязанность экспедитора сводится к надлежащему хранению вверенных ему документов до полного окончания перевозки (т.е. до доставки груза получателю). Другие обязанности экспедитора регулирует ГК и договор на экспедирование грузов. К обязанностям экспедитора относится обязанность организовать грузоперевозку на подобранном экспедитором или заказчиком виде транспорта по согласованному с заказчиком маршруту; обязанность от своего имени или от имени заказчика заключать договоры на перевозку; обязанность обеспечить своевременную погрузку, отправку и разгрузку.  В отличие от перевозчика, экспедитор имеет право привлекать к осуществлению перевозки третьих лиц, однако, это не освобождает его от ответственности перед заказчиков.

Права перевозчика и их защита

Скорее всего, самым основным и самым важным для перевозчика правом является возможность не брать на себя ответственность за утрату и повреждение груза, за несвоевременную доставку груза в случае, если это случилось не по вине перевозчика. Однако, не всё так просто. Ю. Янкаускас обратил внимание на то, что в таком случае перевозчик будет обязан доказать, что упомянутые обстоятельства появились либо вследствие вины или указаний лица, имеющего право распоряжаться грузом, либо вследствие дефектов груза, либо вследствие других факторов, которых перевозчик не мог предвидеть. Согласно положениям CMR Конвенции, перевозчик также может рассчитывать на освобождение от ответственности в случае, если груз был утрачен или повреждён вследствие особо опасных обстоятельств. Таких обстоятельств всего шесть: перевозка груза с использованием открытых или некрытых транспортных средств, если такое использование было специально оговорено и указано в накладной; перевозка грузов с отсутствием или повреждением упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной их упаковке; перевозка грузов с перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя; перевозка грузов, по своей природе подверженных полной или частичной гибели или повреждению, в частности, подверженных поломке, ржавению, внезапному гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов; перевозка грузов с недостаточной или неудовлетворительной маркировкой или нумерацией грузовых мест; перевозка животных.

В CMR Конвенции предусмотрены и другие права перевозчика – в частности, право потребовать покрыть расходы, связанные с запросом инструкций или выполнением полученных инструкций, если эти расходы не были следствием его собственной вины, право выгрузить груз за счёт лица, имеющего право распоряжаться грузом, если на это были получены инструкции. Однако, и эти права в некоторой степени ограничены – адвокат подчеркнул, что в подобных случаях перевозчик будет обязан взять на себя ответственность за хранение груза. В некоторых случаях перевозчик имеет право реализовать груз, не ожидая инструкций от лица, имеющего право распоряжаться грузом, если груз является скоропортящимся, или если того требует его состояние, или же если хранение груза влечет за собой расходы, слишком высокие по сравнению с его стоимостью.

В Конвенции также говорится о ещё одном праве перевозчика, вероятность воспользоваться которым очень невелика, но юридически она существует. В данном случае речь идёт о перевозке опасных грузов, о характере которых перевозчик не был надлежащим образом осведомлён (т.е. перевозчику не был точно указан характер представляемой этими грузами опасности, и не была предоставлена информация, какие необходимые меры предосторожности перевозчик обязан предпринять).  В таких случаях перевозчик имеет право в любой момент и в любом месте выгрузить, уничтожить или обезвредить такие грузы без всякого возмещения убытков. Ответственность за все расходы и убытки, вызванные передачей этих грузов к перевозке и осуществлением перевозки таких грузов, понесёт грузоотправитель.

Подача неверной информации непростительна

Следует отметить, что любая неверная информация создаёт проблемы не только в ходе осуществления перевозок опасных грузов. В CMR Конвенции чётко сказано, что правильное оформление сопроводительных документов входит в прямые обязанности грузоотправителя. Перед тем, как передать груз в распоряжение перевозчика, грузоотправитель обязан правильно оформить CMR накладную, прикрепить к накладной все другие необходимые сопроводительные документы, вручить весь пакет документов перевозчику и предоставить ему другую необходимую информацию для выполнения таможенных или иных процедур. Перевозчик не обязан проверять достоверность и полноту вручённых грузоотправителем документов. Если из-за содержащейся в пакете документов информации у перевозчика возникнут проблемы, он будет вправе потребовать у грузоотправителя возместить ущерб, который может быть причинён отсутствием, недостаточностью или  неправильностью этих документов и сведений (за исключением случаев вины перевозчика).

Кроме того, перевозчик вправе требовать у грузоотправителя возместить расходы, которые появились не по вине перевозчика, а вследствие запроса и выполнения инструкций грузоотправителя – например, если грузоотправитель дал инструкцию доставить груз по другому адресу, если в CMR накладной, составленной грузоотправителем, был неверно указан адрес доставки и т.д., и из-за этих и подобных действий грузоотправителя у перевозчика появились дополнительные расходы.

Пределы ответственности перевозчика и экспедитора

В частности, ответственность перевозчика за повреждённый или утраченный груз сводится к сумме нанесённого ущерба. В свою очередь, эта сумма привязана к стоимости груза. В Конвенции говорится, что размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза на месте и во время принятия его к перевозке.

Важно и то, что предусмотренная Конвенцией финансовая ответственность перевозчика ограничена до 8,33 SDR (специальных прав заимствования) за 1 недостающий килограмм веса брутто. Курс SDR объявляет Банк Литвы в соответствии с информацией Международного валютного фонда. Например, если 26-ого февраля перевозчик принял к перевозке груз весом в 1,5 тонны, и по каким-то причинам 1 тонна груза была повреждена, то перевозчику придётся покрыть ущерб в размере 6539,88 евро (( 1000 кг * 8,33*0,7851(  курс SDR в евро по состоянию на 26-ое февраля) = 6539,88 евро). Юрист подчеркнул, что компенсация не может превышать суммы, которую перевозчик был бы обязан возместить в случае полной утраты груза, когда вследствие повреждения обесценился весь перевозимый груз, или суммы, которую перевозчик был бы обязан возместить в случае частичной утраты груза, когда вследствие повреждения обесценилась часть перевозимого груза. Исключением из этих правил считаются случаи, если перед отправкой груза грузоотправитель указал конкретную стоимость груза (она может быть больше, чем фактический размер ущерба) или если ущерб грузу был причинён вследствие преднамеренных действий перевозчика.

Ответственность экспедитора за возможный ущерб

Как уже говорилось, ответственность экспедитора по отношению к заказчику установлена в Гражданском кодексе Литвы. Объём экспедиторских услуг зависит от содержания конкретного договора на экспедирование грузов. Экспедитор может выступать в качестве представителя заказчика; перевозчика, непосредственно не выполняющего перевозку; перевозчика, непосредственно выполняющего перевозку. Во всех случаях экспедитор несёт ответственность за надлежащее выполнение условий договора. В ГК говорится, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных условий экспедитор отвечает в порядке, установленном договором. Правда, у этого правила может быть исключение – исключение в том случае, если экспедитор докажет, что договор на экспедирование был нарушен потому, что свои договорные обязательства не выполнил или выполнил ненадлежащим образом привлечённый к перевозке перевозчик. Иными словами, в таких случаях экспедитор несёт ответственность перед заказчиком на тех же основаниях и по тем же правилам, по которым перевозчик несёт ответственность по отношению к экспедитору. Аналогичные границы ответственности экспедитора установлены в Образцовых правилах экспедирования грузов, утверждённых Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (FIATA).

Совет – будьте предельно точными

На вопрос, что можно посоветовать контрагентам, заключающим договор на перевозку или договор на экспедирование, Ю. Янкаускас ответил, что совет один – предельная точность в содержании и формулировках. В любом договоре есть такие основные разделы, как «Предмет договора», «Права и обязанности сторон», «Порядок решения споров», «Заключительные условия». Никакой велосипед изобретать не нужно – чем точнее сформулированы правила выполнения договора, тем легче их соблюдать. В разделе «Предмет договора» следует указать такую информацию, какой груз передаётся/принимается к перевозке, в каком точно месте он будет передан к перевозке и куда точно должен быть доставлен. Если заключается договор на перевозку, то перевозчику советуется обратиться к грузоотправителю за подробной информацией о грузе и соответствующими инструкциями (в особенности, если в силу специфики груза перевозчику может понадобится дополнительное оборудование). Подобную информацию можно включить в раздел «Права и обязанности сторон». Кроме того, в любой договор необходимо включить стоимость перевозки и стоимость груза (данная информация может быть очень полезной в случае утраты или повреждения груза). Что касается стоимости перевозки, желательно, чтобы в договоре было указано, на каком основании она рассчитана (за пройденные километры, за время, потраченное на осуществление перевозки и т.д.). Кроме того, желательно, чтобы в договоре на перевозку были выделены возможные платежи (таможенные пошлины, дорожные сборы, другие дополнительные платежи), с указанием этой информации в накладной. Следует отметить, что стороны могут включить в договор любые другие важные для них условия. В особенности это касается договоров на экспедирование – как уже говорилось, это один из основных документов, определяющих ответственность экспедитора, поэтому возможные проблемы или, наоборот, безоблачная жизнь экспедитора во многом зависит от содержания договора на экспедирование. В любом случае важно помнить, что дополнительные условия договора не могут противоречить положениям CMR Конвенции, Гражданскому кодексу и другим законодательным актам, регулирующим транспортную деятельность.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 59
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о деталях и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-11-12 1 100
0