В бизнесе растут задолженности и число банкротств: как это отражается на транспортном секторе?

Pinigu-nera

В нынешнем году «среда обитания» литовских предпринимателей стала подавать тревожные сигналы: статистика говорит о том, что количество судебных исков, предметом которых являются споры в той или иной деловой среде, достигло рекордного уровня, одновременно выросла задолженность деловых структур и увеличилось число банкротств юридических лиц. Должны ли эти сигналы вызывать беспокойство перевозчиков?

Литовская промышленность, торговля, сельское хозяйство и другие отрасли экономики в немалой степени зависят от состояния и деятельности предприятий транспортно-логистической сферы (и наоборот). С одной стороны, огромная конкуренция среди перевозчиков позволяет выигрывать предприятиям, пользующимся услугами транспортных компаний. С другой стороны, плохое «финансовое здоровье» заказчиков или их склонность к решению проблем в судебном порядке может означать для перевозчиков повышенный риск.

На основании информации, представленной Национальной администрацией судов Литвы и UAB «Creditinfo Lietuva», сотрудники профессионального сообщества адвокатов «Judickienė ir partneriai Jurex» провели анализ деятельности литовских судов и кредитоспособности частных компаний. Результаты этого исследования предупреждают о повышенной опасности деловых рисков.

Тревожные признаки

Во-первых, в нынешнем году значительно выросла сумма задолженности предпринимательских структур. Если в 2015 году задолженность составила 1,42 млрд евро, то в первом полугодии 2016 года эта сумма достигла 1,08 млрд евро. В списке крупнейших должников – строительные компании (31 проц.), компании по продаже недвижимости (19 проц.), компании из сферы оптовой и розничной торговли (16 проц.), предприятия перерабатывающей промышленности (13 проц.). Правда, основную часть (87 проц.) задолженности этих компаний составляют обязательства перед финансовыми учреждениями. В некоторой степени это могло бы успокоить перевозчиков, однако, нужно не забывать, что компании из числа крупнейших должников (в особенности – торговые компании и предприятия перерабатывающей промышленности) являются основными заказчиками транспортных компаний.

Другой тревожный признак – число банкротств. В первом полугодии 2016 года число банкротств, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось на 29 проц. Большинство дел заведено в отношении предприятий оптовой и розничной торговли (30 проц.), строительных компаний (13 проц.), предприятий перерабатывающей промышленности (11 проц.), компаний из области административной деятельности и сферы обслуживания (9 проц.), а также компаний, предоставляющих транспортные и складские услуги (9 проц.).

Юргита Юдицкене, руководящий партнёр «Jurex», говорит, что обычно рост числа банкротств сигнализирует о смене экономического цикла или о приближающемся экономическом застое. «С другой стороны, мы в своей практике видим, что возбуждение дел о банкротстве и активное участие в таких делах становится эффективным способом защиты прав кредиторов. Отношение предпринимателей к банкротству тоже меняется: те, кто хотят вернуть хоть какую-то часть своего долга, принимают активное участие в процедуре и контролируют работу администратора, а не пассивно наблюдают за ходом дела», – говорит адвокат.

Литовские предприниматели любят участвовать в судебных процессах

Ю. Юдицкене обратила внимание на то, что что количество судебных исков, предметом которых являются споры в той или иной деловой среде, достигло рекордного уровня. В этом году число таких дел может превысить 200 000 – если такое случится, то это будет самый высокий показатель с 2010 года. По сравнению с Латвией и Эстонией, количество исков в Литве превышает статистику этих стран в несколько раз. По словам адвоката, в Эстонии (в первом полугодии 2016 года в суды этой страны поступило 15 000 дел) существует традиция регулировать деловые споры в форме мирного соглашения. Между тем в Латвии (в первом полугодии 2016 года в суды этой страны поступило 20 000 дел) предпринимателей от судебного разбирательства останавливает слишком долгая продолжительность процессов. В отличие от Литвы, количество гражданских дел в этих двух соседних странах сократилось на 3-4 проц.

Адвокат предполагает, что в будущем году на рост числа подобных дел может повлиять новый Трудовой кодекс, в котором в отношении работодателей предусмотрено много новых требований.

Литовские предприниматели не склонны решать судебные дела в форме мирных соглашений – это ещё одна характерная черта наших предпринимателей (наряду со стремлением к судебным разбирательствам).  В первом полугодии 2016 года число мирных соглашений составило всего лишь 2,5 проц. всех рассмотренных дел.

Можно порадоваться тому, что иски в отношении экспедиторских компаний относятся к числу довольно редких дел. В этом году их было на 33 проц. меньше, чем в прошлом году. Ю. Юдицкене объясняет эту тенденцию тем, что применение положений CMR Конвенции и гражданского права в судебной практике уже установилось, и остаётся всё меньше ситуаций, которые бы спорящим сторонам хотелось решать в судебном порядке.

Перевозчики чувствуют себя уверенно

Транспорт, как часть сферы услуг, удары рынка чувствует одним из первых.  Успели ли почувствовать литовские перевозчики и экспедиторы те сигналы, о которых говорят юристы? Об этом редакция CargoNews.lt спросила у нескольких перевозчиков и экспедиторов, и они в один голос ответили, что какой-то нестабильности со стороны клиентов не чувствуется. Вполне понятно, что никто не станет говорить о возможных проблемах своих клиентов, по меньшей мере, из этических соображений. Что касается представителей крупных компаний, то подобные вопросы показались им непонятными или неактуальными.

Администраторы транспортной биржи Cargo.LT утверждают, что несмотря на то, что в конце каждого года количество неоплаченных счетов систематически увеличивается, ситуация с взаиморасчётами между клиентами биржи остаётся стабильной.

Некоторые транспортники считают, что перевозчики, работающие на рынке в настоящее время, пережили не один кризис, и у них есть достаточно навыков для того, чтобы совладать с последствиями кризисов. Несмотря на то, что цены на транспортные услуги балансируют на грани здравого смысла, нынешняя ситуация им не кажется угрожающей. Некоторые перевозчики считают, что снижающиеся заработки начнут «выкашивать» небольшие экспедиторские компании, которые берут на себя большой риск, но при этом зарабатывают относительно мало. По мнению собеседников редакции, предположительное снижение платёжеспособности заказчиков и увеличение числа банкротств не представляют такой опасности, как дорожающая нефть, трудности с поиском грузов или падающая стоимость услуг.

Изложенные факты позволяют делать вывод, что тревожные сигналы, о которых говорили юристы, литовских перевозчиков ещё не коснулись. Однако, при выборе новых партнёров нужно учесть, что задержки с оплатой вполне возможны.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0