Невидимые неисправности грузовых осей: что нужно знать, чтобы неисправностей не было?
Оси – это одни из тех узлов грузового транспортного средства, которым приходится выдерживать всю сложность условий работы грузового автомобиля. Возрастающая мощность двигателей и средняя скорость движения грузовых автомобилей неизбежно сказываются на работе подвески – появляется опасность того, что некоторые узлы могут не выдержать повышенных нагрузок и выйти из строя. Однако, специалисты утверждают, что в настоящее время неисправности в осях наблюдаются довольно редко.
Потенциальные покупатели особое внимание обращают на оси подержанных грузовых автомобилей. Не для кого не секрет, что это довольно уязвимый и дорогостоящий в плане ремонта узел. Если к вышесказанному (мощным двигателям и относительно высокой скорости движения) добавить предельно допустимые (иногда даже превышаемые) нагрузки на оси, движение по неровным дорогам – получится «эффективный рецепт» по уничтожению подвески.
Неисправности невооружённым глазом не видны
У каждой оси тягача или полуприцепа – свои «беды»: передняя подвеска тягача страдает, в основном, от «переутомления» движущихся частей рулевого механизма. На переднюю ось тягача приходится довольно большая нагрузка (фактическая – 4-5 тонн, максимально допустимая – 7-8 тонн). С другой стороны, эта нагрузка довольно постоянная. Колебания в нагрузке на переднюю ось тягача происходят за счёт изменений в количестве содержимого топливных баков. Между тем нагрузка на ведущую ось зависит от нагрузки на седло, которая напрямую связана с весом груза. Именно ведущая ось больше всего страдает от перевеса, иногда достигающего 11-13 тонн (в зависимости от комплектации автомобиля). Кроме того, этот сложный в конструктивном отношении узел подвергается и другим испытаниям: от грубых манипуляций мощностью двигателя может сломаться редуктор и устройство для блокировки дифференциала. Вайдас Швабаускас, руководитель автосервиса «Skuba», говорит, что вероятность неисправностей не зависит от марки или модели грузового автомобиля – как правило, подвески грузовых автомобилей страдают от грубых действий водителей.
Неисправности в ведущей оси трудно установить даже профессионалу: на плохое состояние редуктора указывают посторонние звуки, однако, В. Швабаускас говорит, что в наше время их можно устранить с помощью специальной жидкости, заливаемой в редуктор (при условии, если это единственный недостаток). Между тем как возможные ремонтные работы требуют значительных затрат, так как ремонт редуктора новых грузовых автомобилей практически невозможен. Например, если неисправности появляются в сателлитах редуктора, то, как правило, приходится покупать новый редуктор, а он стоит примерно 3 – 5 тыс. евро. Однако, специалисты отмечают, что редуктор – это надёжный и довольно долговечный узел, поэтому неисправности редуктора встречаются сравнительно редко.
Артурас Йокубаускас, руководитель автосервиса «Volvo Lietuva» в Каунасе, говорит, что на износ редуктора указывают хлопья в редукторном масле, которые удалить с помощью обыкновенной замены масла невозможно.
К сожалению, определить неисправности осей методом внешнего осмотра практически невозможно. В некоторых случаях на состояние подвески могут указывать шины: неравномерный продольный износ шин может означать проблемы с геометрией подвески, а неравномерный износ по периметру шин может указывать на износ амортизаторов. В. Швабаускас отметил, что очень часто владельцы подержанных грузовых автомобилей выставляют их на продажу с шинами, как он выразился, «собранными по разным углам», поэтому вряд ли по ним можно судить о техническом состоянии конкретного автомобиля. Так или иначе, но любые недостатки в подвеске можно определить только с помощью специального оборудования.
Превышение допустимых нагрузок – ещё один враг
Самые большие нагрузки приходятся на оси прицепов. По словам. А Йокубаускаса, от перегрузок оси прицепов иногда даже лопаются – это практически единственный случай, когда поломку оси можно определить визуально. Другие возможные проблемы могут возникнуть, когда нужно менять осевые подшипники вместе со втулками. Как правило, при замене втулок повреждается нарезка, её реставрировать очень сложно. В таких случаях приходится менять всю ось.
Безусловно, интенсивная эксплуатация грузового автомобиля оказывает влияние на техническое состояние других систем, в частности, на тормозную систему и подшипники колёс. По словам А. Йокубаускаса, опытные водители знают, что о выходящих из строя подшипниках можно судить по постороннему шуму, который они издают. Как правило, проверка состояния подшипников проводится на специальных стендах. Руководитель автосервиса напомнил, что подшипники не выходят из строя внезапно. Для того, чтобы заметить и устранить любую неисправность, нужно своевременно выполнять техосмотр. В противном случае подшипники разрушатся и выведут из строя не только ступицу колеса, но и всю ведущую ось.
Поддержка технического состояния осей – обязанность владельцев грузовых автомобилей
Эксперты утверждают, что в настоящее время плохое техническое состояние осей становится всё более редким явлением. По словам А. Йокубаускаса, этот прогресс достигается за счёт использования современных электронных систем, предохраняющих отдельные узлы грузовых автомобилей от перегрузок. В частности, электронные системы используются в контроле над работой редуктора и механизма блокировки дифференциала. Электронные системы работают так, что они просто не допускают поломок этих механизмов. «Возможно, водителей раздражают горящие на приборной панели сигнальные лампочки. Однако, они не загораются без причины. Электронные системы заставляют водителей и владельцев грузовых автомобилей содержать транспортные средства в надлежащем состоянии», – говорит А. Йокубаускас.
Электроника электроникой, но человеческого участия в профилактических проверках грузовых автомобилей никто не отменял. В Швабаускас уверен, что техническое состояние транспортного средства и срок его службы напрямую зависит от того, как к этому относится его владелец. Если владелец будет соблюдать правила эксплуатации и вовремя проводить техобслуживание, то автомобиль будет служить ему верой и правдой. По мнению В. Швабаускаса, большинство неисправностей является результатом небрежного отношения к автомобилю и, к сожалению, всё ещё распространённого мнения, что «если в автомобиль можно погрузить одну тонну, то почему бы не погрузить три?». В таких случаях производитель вряд ли виноват.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.