(Не)лёгкая жизнь перевозчиков на микроавтобусах

Fast moving truck on asphalt road

Несмотря на то, что на рынке грузоперевозок доминирует крупнотоннажный коммерческий транспорт, есть определённая ниша, которую занимают перевозчики на микроавтобусах. Владельцы так называемых «фур» предъявляют претензии к перевозчикам на микроавтобусах, утверждая, что им жить легче, что расходы у них меньше, а прибыль больше. В ответ владельцы грузовых микроавтобусов заявляют, что они не отнимают кусок хлеба у владельцев крупнотоннажных автомобилей, а дополняют их деятельность.

Условия бизнеса перевозок на микроавтобусах

По данным «Regitra», на 1-ое января 2016 года в Литве было зарегистрировано 52 157 грузовых автомобилей класса N1 (с общей массой до 3,5 тонн). По сравнению с 2015 годом, в 2016 году количество таких автомобилей увеличилось на 3,04 проц. В других европейских странах количество автомобилей этой категории также возрастает. На фоне возрастающей популярности услуг коммерческих микроавтобусов в европейском масштабе, эта тенденция кажется вполне естественной. Большое количество микроавтобусов работает в часы пик в центрах крупных городов, развитие электронной торговли также оказало влияние на рост популярности грузоперевозок на этом виде транспорта.

Зачастую крупных перевозчиков возмущает то, что для того, чтобы начать грузоперевозки на микроавтобусах, их владельцам не нужно приобретать соответствующие разрешения или лицензии, не нужно сдавать экзамены на получение сертификатов о профессиональной квалификации. Достаточно открыть предприятие, указать вид его деятельности –транспортные услуги. Эту информацию подтвердила сотрудник Государственной дорожно-транспортной инспекции. К водителям коммерческих микроавтобусов не применяются требования о соблюдении режима труда и отдыха, о минимальной европейской почасовой зарплате.

Более того – если для выполнения международных перевозок, например, в Россию владельцы «фур» должны иметь разрешения, то автомобили грузоподъёмностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн могут ехать свободно. Для пересечения границы им достаточно CMR накладной, экспортной декларации и инвойса.

Конечно, у такой довольно свободной деятельности есть и своя отрицательная сторона. По словам Повиласа Монкуса, владельца частного предприятия, занимающегося перевозками на микроавтобусах, в Литве барьеры входа на рынок сравнительно низкие,  поэтому появляется большое количество маленьких компаний. Такие предприятия не только обостряют конкуренцию, продавая свои услуги по демпинговым ценам, но из-за отсутствия квалифицированных сотрудников портят репутацию этого сегмента в глазах потенциальных клиентов. П. Монкус ищет заказы на транспортных биржах, таких, как Cargo.LT, через партнёров, по рекомендациям и т.д.  Для таких компаний очень важна репутация, рейтинг, положительные отзывы клиентов. Для того, чтобы компания могла предоставить своим клиентам как можно больше гарантий, П. Монкус застраховывает свою деятельность CMR страхованием. Точно также поступают и другие перевозчики, работающие на автомобилях категории N1, которые серьёзно относятся к своему делу.

Контроль

Нельзя сказать, что государство совсем не контролирует перевозки на микроавтобусах. При остановке этих транспортных средств сотрудники соответствующих органов проверяют, уплачены ли дорожные сборы, имеется ли страховка. Кроме того, в Германии, Бельгии и большинстве других стран Европейского Союза сотрудники транспортной инспекции и дорожной полиции требуют предъявить заполненные от руки бланки учёта режима труда и отдыха, в которых должно быть указано, когда и сколько километров водитель проехал. В Германии этот документ обязателен, и его заполнение проверяется очень строго. В других странах к наличию этого документа должностные лица относятся более снисходительно. Также проверяется общая допустимая масса микроавтобуса – она не должна превышать 3,5 тонн. Если есть перевес – его нужно выгрузить, движение с перевесом запрещено.

Преимущества перевозок на микроавтобусах

Если груз заказчика небольшой, и доставка не срочная, такой груз можно везти в качестве сборного груза на крупнотоннажном грузовом автомобиле или на микроавтобусе. Стоимость перевозки и сроки доставки будут очень похожими. Но если груз нужно доставить в центр какого-нибудь крупного европейского города, или доставить очень срочно, тогда без микроавтобуса не обойтись. В данном случае перевозка будет стоить относительно дороже. Иногда клиенты удивляются, что перевозка на микроавтобусе общей массой до 3,5 тонн стоит лишь на 50 проц. меньше, чем перевозка на «фуре».

Преимущество микроавтобусов заключается не только в мобильности, но и в скорости движения. Перевозчики на микроавтобусах обязуются проехать большую часть Европы за 24 часа, доехать до Великобритании – за 36 часов, до Испании – за 48 часов. Такая скорость доставки достигается за счёт более высокой допустимой скорости движения – если позволяют погодные условия и дорожные знаки, микроавтобусы могут ехать на скорости 140 км/ч. Кроме того, на водителей микроавтобусов не распространяется официальный регламент режима труда и отдыха. Но это не означает, что у водителей микроавтобусов нет никакого режима. По словам П. Монкуса, все компании-старожилы этого рынка инструктируют своих водителей, когда и как они должны работать, а когда отдыхать. Несмотря на то, что строгого государственного регулирования в этой области нет, любая ответственная компания устанавливает собственные правила работы с водителями и обеспечивает, чтобы водители работали безопасно.  К сожалению, есть и такие компании, которые стремясь к прибыли, «гонят» своих водителей. «За 10 часов можно проехать 1000 километров.  Далее начинается опасное вождение. Опытные руководители не допускают такого пренебрежительного отношения к своим сотрудникам и к безопасности. Никто не хочет накликать беду. Если усталый водитель совершит аварию, то работодателю придётся взять на себя ответственность и выплачивать компенсацию его семье. Поэтому мы стараемся рассчитывать сроки доставки в разумных пределах, исходя из безопасной скорости движения и режима труда и отдыха водителя», – говорит П. Монкус. Кроме того, любая ответственная компания оборудует свои микроавтобусы средствами для отслеживания местонахождения автомобилей. Компания следит за тем, где находится автомобиль, на какой скорости он движется, как долго работает водитель, какой расход топлива и т.д. Если руководитель компании считает, что водитель работает слишком долго, он связывается с ним и даёт команду остановиться на отдых.

П. Монкус также подчеркнул, что его сотрудники помогают правильно погрузить груз, что очень важно при перевозке бьющихся, хрупких предметов (например, стекла или антикварной мебели). В крупнотоннажные грузовые автомобили обычно грузы грузятся уже упакованные по определённым правилам (в упаковках, на паллетах).  Микроавтобусы нередко везут специфические грузы, которые сам перевозчик помогает упаковать и безопасно поместить в микроавтобус. Он гарантирует, что груз не намокнет под дождем или от снега.

В заключение можно сказать, что в настоящее время начать деятельность по перевозкам на микроавтобусах несложно. Однако, институции Европейского Союза планируют внести изменения в регламент этого рода деятельности. По информации, которой располагает Гинтарас Расмаслаускас, секретарь по транспортной политике Союза литовских перевозчиков, проект нового регламента планируется представить на рассмотрение в начале 2017 года. Пока неизвестно, будет ли он распространяться на все без исключения транспортные средства, или только на транспортные средства с определённой массой. П. Монкус поддерживает эту инициативу ЕС, так как он считает, что регулирование перевозок на микроавтобусах должно очистить переполненный рынок от так называемых «табуреточных» перевозчиков, т.е. от ненадёжных и неопытных предпринимателей. Такие перевозчики очень часто занимаются перевозкой контрабанды. От подобной деятельности заказчики несут значительные убытки, а добросовестные перевозчики страдают от потери доверия со стороны клиентов к транспортному сегменту в целом. Поэтому было бы целесообразно создать законодательные барьеры, чтобы к этой деятельности допускались только проверенные предприниматели. Таким образом, со временем на рынке останутся только те перевозчики, которые будут работать надёжно, безопасно и качественно.

Комментарии

Aleksandr Spizavka 2016-11-06 18:52

В Латвии и для микроавтобусов необходимо иметь такую же лицензию как для грузовиков и получить лицензионную карточку на каждую машину. Правда стоит она немного дешевле, чем для грузовиков.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено новым китайским предложением)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-09-26 1 307
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 60
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 215
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 234
0