Дефицит литовских водителей облегчит трудоустройство граждан из третьих стран

Angry Truck Driver

Местные литовские водители исчезают словно динозавры. Транспортный сектор, как и государство в целом, оказался под сильным воздействием миграции рабочей силы. Вот уже несколько лет, как литовские перевозчики «импортируют» необходимых сотрудников из России, Беларуси и Украины. Водители из этих стран соответствуют потребностям перевозчиков, однако, юридическая сторона их трудоустройства – твёрдый орешек. Тем не менее, новые законодательные акты должны упростить процедуру трудоустройства граждан из третьих стран.

Литовские водители давно поняли, какие возможности открываются перед ними в других странах Европейского Союза. Несмотря на то, что в Литве средняя зарплата водителей во все времена была довольно приличной, литовские водители быстро почувствовали, что в странах Западной Европы не только большие зарплаты, но и совсем другое отношение к социальным гарантиям сотрудников. Начнём с того, что пять лет работы в ЕС даёт сотруднику право на пенсию, которая, согласитесь, на западе намного солиднее, чем в Литве.

Местным водителям не хватаем мотивации?

Дефицит водителей европейские перевозчики почувствовали более десяти лет тому назад. Всем известно, что рынок – это саморегулирующийся механизм. Если где-то появится спрос, то его мгновенно заполнит предложение, появившееся из любой страны. К сожалению, на литовском транспортном рынке этот закон не сработал: его ограничили общеевропейские и литовские механизмы по защите рынка труда.

На сегодняшний день литовские перевозчики с большим энтузиазмом занимаются поиском сотрудников из Беларуси и Украины. Однако, все они непременно сталкиваются с очень сложной процедурой трудоустройства. Для того, чтобы понять, насколько всё сложно, достаточно взглянуть на список документов, необходимых для принятия на работу сотрудника из третьей страны (список документов на литовском языке находится на сайте «Linava», в разделе «Трудоустройство иностранных граждан»). Количество необходимых документов может превратить план трудоустроить сотрудника из другой страны в несбыточную мечту и заставить вернуться к поиску местных водителей. С другой стороны – что мешает трудоустраивать местных водителей? Непривлекательная, с точки зрения водителей, зарплата, или что-то другое?

«Как показывает практика, в Литве наблюдается острый дефицит водителей-международников. По данным Биржи труда, в этом году в Литве было трудоустроено 13 000 иностранных граждан, из них 87 проц. были приняты на работу в качестве водителей грузового транспорта. Насколько я понимаю, в Литве без работы остаются те водители, у которых нет мотивации. Они сами не хотят работать, а работодателям такие сотрудники тоже не нужны. Между тем молодёжь со „свежими“ правами идёт нарасхват, у молодых водителей есть возможность выбирать место работы. Вопрос зарплаты актуален в любой сфере, но всё же водители относятся к категории высокооплачиваемых сотрудников.  К сожалению, их постоянно не хватает – несмотря на то, что работодатели водителей мотивируют новыми автомобилями, разного рода надбавками и т.д.», – говорит президент «Linava» Эрландас Микенас.

«Крёстный путь» в борьбе за 11 тыс. рабочих мест

Как уже говорилось, в настоящее время водители являются наиболее часто трудоустраиваемой в Литве категорией граждан из третьих стран. На сегодняшний день водителями-дальнобойщиками работает 11 тыс. иностранцев. Это значит, что литовские перевозчики создали 11 тыс. потенциальных (и хорошо оплачиваемых) рабочих мест. Однако, для того, чтобы создать эти рабочие места и продолжать создавать новые, перевозчикам приходится проходить настоящие «крёстные пути». Единственная государственная помощь выражается в том, что в списках Биржи труда водители числятся как представители востребованной профессии, и это помогает перевозчикам экономить время (примерно месяц), необходимое для улаживания всех формальностей.

Однако, по словам Э. Микенаса, процесс трудоустройства граждан из третьих стран всё ещё требует особого внимания. «На сегодняшний день это очень долгий, и, на наш взгляд, сложный процесс с множеством необоснованных требований.  Работодателям и водителям приходится обивать пороги различных государственных учреждений, иметь кучу документов и их копий. Эта волокита влечёт другую проблему – мы не можем конкурировать с другими странами. В качестве примера можно привести Польшу, где процесс трудоустройства таких водителей занимает не более месяца. Для многих водителей такой срок более приемлем и привлекателен, поэтому вполне понятно, что водители отправятся в ту страну, где они быстрее начнут работать», – говорит президент «Linava».

В соответствии с действующим законодательством, водитель из третьей страны получает рабочую визу на год. Год спустя он может обращаться за видом на жительство в Литве – это разрешение действительно в течение двух лет. По словам Э. Микенаса, в ближайшее время должна быть принята новая редакция Закона о правовом положении иностранных граждан в Литве. «Согласно новым правилам, иностранные граждане смогут одновременно получить рабочую визу и вид на жительство. Я надеюсь, что это поможет ускорить процесс трудоустройства. В новой редакции Закона предусмотрена возможность обращения сотрудника за рабочей визой в посольство Литвы в той стране, где он проживает. Также предусмотрена возможность получить документы из Департамента миграции не только в форме личного присутствия, но и с помощью работодателя или его уполномоченного лица. В данном случае в качестве представителя работодателя могла бы выступить ассоциация „Linava“. Таким образом, сроки трудоустройства иностранных граждан должны сократиться» – говорит Э. Микенас.

Ассоциация уже предприняла некоторые шаги по ускорению этого процесса. На адрес Министерства внутренних дел Литвы направлены предложения по сокращению сроков выдачи разрешений на жительство, уменьшению количества необходимых документов, расширению штата сотрудников в подразделениях Департамента миграции, а также предложение по учреждению службы «одного окна» для оформления документов. Перевозчики с этой проблемой борются не менее десяти лет, но ощутимых результатов, к сожалению, всё ещё нет.

Водители из третьих стран – рабочая сила, о которой мечтают литовские перевозчики?

В то время, как местных водителей не хватает, компании (в особенности крупные) заполняют эту нишу водителями из восточноевропейских стран. Одни перевозчики боятся этих водителей как огня, и рассказывают страшные истории о пропавших без вести (вместе с автомобилями и деньгами компаний) белорусских водителях, другие ни на что не жалуются. По словам тех, кто не клянёт судьбу, наткнуться на пьющего, неадекватного или безответственного водителя можно и в Литве. Главное, чтобы работодатель знал, как распознавать таких «сотрудников», и умел делать правильный выбор.

Однако, суметь подобрать сотрудника «на расстоянии», когда нет возможности пригласить его на собеседование в офис и проверить документы – это задача, требующая особых способностей. Как перевозчики решают эту задачу? Руководитель компании «Tranita» говорит, что он всегда руководствуется личными рекомендациями. Десять лет тому назад компания приняла на работу первого белорусского водителя. Он предложил принять на работу его брата, но в итоге всё закончилось тем, что из нескольких десятков сотрудников в компании остался один литовский водитель. Стаж его работы в компании – примерно двадцать лет. Перевозчик утверждает, что водители без рекомендаций могут преподнести не один неприятный сюрприз. Поэтому новичков из Беларуси он принимает на работу на тех же условиях, что и неопытных литовских водителей – они отправляются в рейсы с опытными водителями в качестве учеников.

Крупные компании, которым постоянно нужны новые водители, всех новых сотрудников отправляют на обучение в специализированные центры. Там водители проходят курс теоретического и практического обучения и получают оценку навыков.

Вполне понятно, что в нынешних условиях литовским перевозчикам без рабочей силы из третьих стран не обойтись. Поэтому они учатся привыкать к новым правилам игры. Новая редакция Закона о правовом положении иностранных граждан, которая вступит в силу в 2017 году, должна поправить ситуацию. К сожалению, не настолько, как этого хотелось бы представителям транспортной отрасли, ощущающим массовый дефицит сотрудников.

Вопрос, почему местный рынок не способен подготовить необходимое число водителей и устроить их на работу на высокооплачиваемые (в литовском контексте) места, остаётся открытым. Небольшие, по сравнению со странами Западной Европы, заработки?.. Плохие условия труда?.. Что ещё?..

Комментарии

Сергей Фоменко 2021-06-18 12:40

https://sinoptik.ua/

Александр Осьмак 2017-05-10 10:45

http://biz.nv.ua/experts/greshchenko/tak-li-vredny-osobye-uslovija-142970.html


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 59
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0