Перевозчики стучатся в «Linava» с вопросом об изменении стоимости TIR книжек
1-го июля Международный союз автомобильного транспорт (IRU) объявил о некоторых изменениях в ценообразовании TIR книжек. Литовские перевозчики неоднократно слышали о том, что IRU планирует снизить стоимость TIR книжек, однако, не могут дождаться соотвествующих шагов со стороны национальной ассоциации «Linava». Между тем руководство ассоциации от комментариев на эту тему отказалось.
Решением президиума IRU, с 1-го июля 2016 г. в обороте будут 6-страничные и 14-страничные TIR книжки. Издательство 4-страничных и 20-станичных книжек прекращается, однако, все национальные ассоциации смогут продавать их до тех пор, пока не кончится запас этих книжек. С 1-го июля также появились изменения в дизайне книже – на обложке проставлен новый логотип IRU с тремя накладывающимися друг на друга буквами в трёх оттенках серого цвета. Есть и другие изменения, но они не существенные. Цвета страниц остались прежними.
Одновременно с изменением дизайна, руководство IRU внесло изменения в ценообразование TIR книжек. Накануне публикации этой статьи пресс-секретарь IRU редакции CargoNews.lt подтвердил, что стоимость книжек изменилась, но не уточнил, насколько. На сайте БАМАП (ассоциации белорусских перевозчиков) говорится, что 6-страничная TIR книжка будет стоить столько же, сколько раньше стоила 4-страничная. Обращаем внимание, что это информация белорусской ассоциации.
Напоминаем, что по поручению Экономической комиссии ООН, издательством и распространением TIR книжек занимается IRU. Во всех странах, которые присоединились к TIR Конвенции, эту деятельность проводят национальные ассоциации перевозчиков – они приобретают TIR книжки у IRU за установленную (одинаковую для всех стран) сумму, а потом продают их членам своих ассоциаций. О том, как проходила продажа TIR книжек по странам в 2015 году, можно судить по данной таблице. Следует учесть, что стоимость книжек, которые продают национальные ассоциации, выражена в швейцарских франках (и она постоянно пересчитывается в зависимости от курса франков), а цены в таблице приведены в долларах США по курсу на 1-е марта 2015 г.
Литва – посередине
Для большинства ассоциаций продажа TIR книжек является очень важным, можно сказать, основным источником дохода. Поэтому вполне понятно, что ассоциации стараются продавать книжки как можно дороже. Однако, такая позиция идёт вразрез с интересами перевозчиков – перевозчики стараются сокращать транспортные расходы (плата за TIR книжку – одна из статей этих расходов). В 2015 г. установленная IRU стоимость продажи TIR книжек был следующей: 26,61 доллар (24,17 евро) – за 4-страничную книжку и 61,84 доллара (56,15 евро) за 6-страничную книжку.
Перевозчики таких крупных стран, как Польша и Турция, платили за TIR книжки сравнительно мало – в Польше 4-странична книжка стоила 35,51 евро, в Турции – 32,43 евро. В прошлом году за 4-страничну TIR книжку меньше всех платили белорусские перевозчики (30,46 евро).
Больше всех платили шведские перевозчики – все форматы TIR книжек в Швеции стоили 198,04 евро. Второй самой «дорогой» страной в прошлом году была Эстония – эстонским перевозчикам пришлось платить по 94,18 евро.
Литва в этом списке находится приблизительно посередине: 4-страничные книжки «Linava» продавала своим членам за 45,41 евро. Меньше, чем литовские перевозчики (за исключением турецких, польских и белорусских коллег), за TIR книжки платили латвийские, молдавские, российские, сербские, словенские, украинские и македонские перевозчики.
Эта таблица говорит о том, что в продаже TIR книжек, как в любой другой публично доступной услуге, нет и не должно быть никаких коммерческих тайн. Окончательная стоимость «национальной» TIR книжки зависит от стоимости, установленной IRU, административных издержек и наценки, применяемой национальной ассоциацией. Можно предположить, что в Швеции и Эстонии TIR книжек выдаётся мало, поэтому административные издержки велики (соотвественно, это отражется на вышеприведённой стоимости). Между тем литовские перевозчики считаются одними из наиболее активных пользователей TIR книжек ( по объёму продаж «Linava» находится на 5-6 месте), но почему-то этот момент не отражается на стоимости книжек – в настоящее время (как и в прошлом году) 4-страничная книжка стоит 46,20 евро.
Перевозчики пытаются напомнить о предвыборных обещаниях
Мечисловас Атрошкявичюс, член «Linava» и председатель Союза литовских перевозчиков, утверждает, что , по его подсчётам, «Linava» продаёт TIR книжки с наценкой примерно в 68 проц. Он собрал подписи более 20 перевозчиков и направил руководству ассоциации заявление с требованием немедленно снизить стоимость TIR книжек до такой суммы, где наценка составляла бы не более 20 проц. ( как предлагала ревизионная комиссия). «Мы согласны с выводом ревизионной комиссии, где говорится, что доходы, полученные от продажи TIR книжек, ассоциация использует не только для удовлетворения потребностей перевозчиков, поэтому требуем, чтобы перевозчики, учавствующие в TIR системе, могли купить TIR книжки по справедливой цене», –говорится в заявлении, адресованном президенту Эрландасу Микенасу.
М. Атрошкявичюс говорит, что на каждом конгрессе он слышит о планах ассоциации снизить стоимость TIR книжек, однако, эти планы ограничиваются словами, поэтому он решил проявить инициативу и ускорить их реализацию.
«О том, что стоимость TIR книжек должна снизится с 1-го июля нынешнего года, мы знали ещё в декабре прошлого года. О планируемом снижении стоимости книжек президент ассоциации заявил на весеннем конгрессе. Почему сейчас, когда IRU снизил официальную стоимость, наша ассоциация этого не сделала? Почитайте, что говорилось в предвыборных обещаниях нынешнего руководства – там были такие громкие слова, как „борьба за интересы бедных перевозчиков“! Что изменилось? Руководство решило, что цены снижать не стоит?», – возмущается бывший член президиума «Linava». Он утверждает, что отлично знает, из чего состоит стоимость TIR книжки, и при подсчёте наценки, которую применяет ассоциация, мог ошибиться, в крайнем случае, на половину евро. Он убеждён, что в Литве TIR книжка должна стоить примерно 30 евро.
За комментарием по этому вопросу редакция CargoNews.lt обратилась и к руководству «Linava». Однако, выяснилось, что руководители ассоциации не могут или не хотят отвечать на этот вопрос. Поэтому, как и М. Атрошкявичюс, редакция может лишь предлопагать о позиции и планах руководителей «Linava». Или искать информацию в альтернативных источниках.
Всё, чем редакция располагает на сегодняшний день – это информацией о том, что БАМАП объявил о снижении суммы страхового взноса. Учитывая, что страховой взнос – одна из составляющих стоимости TIR книжки, можно считать (хотя и косвенно), что белорусские перевозчики за TIR книжки будут платить меньше. К сожалению, ни в IRU, ни ассоциациях перевозчиков соседних стран редакции CargoNews.lt не подтвердили, что стоимость TIR книжек уменьшилась. В IRU ответили дипломатически – «были изменения». С другой стороны, на последнем конгрессе президент «Linava» упомянул, что IRU снизил стоимость TIR книжки примерно на 2,3 евро, на эту же сумму снизилась сумма страхового взноса, поэтому себестоимость TIR книжки должна была уменьшится примерно на 4,5 евро.
В результате склазывается впечатление, что теоретическая возможность снизить стоимость TIR книжек тщательно скрывается от основных пользователей – перевозчиков. Остаётся надеяться, что руководство «Linava» найдёт в себе силы ответить на вопросы перевозчиков.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.