Банкротство: что об этом должны знать перевозчики?
Согласно официальной статистике, число банкротств среди литовских транспортных компаний в три раза меньше, чем среди торговых компаний. Тем не менее, транспортные компании попадают в первую пятёрку предприятий, сталкивающихся с финансовым крахом. Эксперты, занимающиеся анализом ситуации в этой области, считают, что вероятность банкротств перевозчиков увеличилась. Размышлениями о том, как не допустить этой неприятной ситуации, и что делать участникам рынка, столкнувшимся с банкротирующими партнёрами, с редакцией CargoNews.lt поделился сотрудник профессионального сообщества адвокатов «Judickienė ir partneriai JUREX» Марюс Тамошюнас.
О чём говорят цифры
С января 1993 года до апреля 2016 года в Литве было объявлено о банкротстве 18 762 предприятий и 16 банков, из них в отношении 14 455 компаний (77 проц.) и 14 банков (87,5 проц.) процедура банкротства была завершена. 14 053 предприятия были ликвидированы, 186 решений о банкротстве отменены, в отношении 196 предприятий судебные разбирательства или разбирательства, проводимые во внесудебном порядке, прекращены.
В конце первой четверти нынешнего года процедура банкротства проводилась в отношении 4 319 компаний, из них 3 044 компании попали под ликвидацию, а в отношении 1 275 компаний решение о дальнейшей процедуре банкротства всё ещё было не принято. В первой четверти 2016 г. возбуждено 556 дел о банкротстве – это на 14,4 проц. больше, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Судя по данным, основным инициатором банкротств выступала «Sodra». Решением правления этого государственно учреждения было возбуждено 45,9 проц. дел о несостоятельности предприятий. Вторым наиболее активным «могильщиком» была Государственная налоговая инспекция (18,2 проц. возбуждённых дел). 15,3 проц. дел было возбуждено по требованию прочих кредиторов, 9,5 проц. – по решению руководства компаний, 8,6 проц. – по решению владельцев компаний, и 2,2 проц. – по решению сотрудников компаний.
Стоить отметить, что в последнее время в сфере возбуждения дел о банкротстве «Sodra» повысила свою активность почти в 2,5 раза. Возникает вопрос – достаточно ли у руководства этого учреждения дальновидности и терпения для того, чтобы не «отправлять на гильотину» компании, столкнувшиеся с временными финансовыми трудностями? По мнению юристов, «Sodra» подходит к этому вопросу достаточно формально: как только задолженность компании начинает расти и достигает половины балансовой стоимости её имущества – процедура банкротства инициируется автоматически.
В первой четвери 2016 г. дела о банкротстве были возбуждены, в основном, в отношении закрытых акционерных обществ (88,6 проц.) и частных предприятий (5,9 проц.). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число банкротств возросло, соответственно, на 8,9 и на 88,9 проц.
Основные причины банкротств
Как правило, процедуру банкротства в отношении несостоятельных компаний возбуждают кредиторы, когда не видят иного способа взыскать задолженность. Адвокат М. Тамошюнас отметил, что с 1-го января 2016 г. в Законе о банкротстве предприятий не осталось положения об обязанности акционеров инициировать банкротство – эта обязанность осталась только за руководителем компании, который знает о настоящем финансовом положении компании и о её возможностях выполнять свои обязательства.
«Как правило, процедура банкротства начинается спустя 3 – 6 месяцев с того момента, как у компании появились финансовые трудности. С другой стороны, бывают случаи, когда в отношении явно несостоятельной и невыполняющей своих обязательств компании дело о банкротстве может не возбуждаться несколько лет. В таких ситуациях, когда процесс начинается, администраторы банкротства очень часто выставляют иски бывшим руководителям компаний – за то, что они своевременно не обратились (или вообще не обратились) в суд по поводу возбуждения дела о банкротстве. Как правило, компания банкротирует из-за отсутствия оборотных средств, неправильного распределения денежных потоков, чрезмерно быстрого развития, рискованных обязательств по лизингу и другим формам кредита», – говорит юрист.
Эксперты считают, что новую волну банкротств среди транспортных компаний могут спровоцировать протекционистские законы Германии и Франции, касающиеся минимальной почасовой зарплаты, порядка проведения еженедельного отдыха, необходимости иметь своих представителей (во Франции) и т.д.
Кстати, согласно статистике, большинство обанкротившихся компаний составляют не новички, а компании, которые проработали на рынке 10 и более лет. На практике юристы также сталкиваются с фиктивными банкротствами, когда руководители компаний умышленно ставят себе цель списать все долги под видом банкротства. Как правило, они открывают новые предприятия, выводят туда все активы «несостоятельной» компании – и вопрос с долговыми обязательствами решён, так как новая компания не обременена долговой нагрузкой. В таких случаях кредиторы инициируют процесс по поводу умышленного банкротства – в ходе этого процесса они пытаются установить, нет ли возможности оспорить решения бывших руководителей компании, которые могли привести к неплатёжеспособности, и привлечь руководство и акционеров таких компаний к личной ответственности за выполнение обязательств обанкротившейся компании.
По словам М. Тамошюнаса, в решении вопроса о личной ответственности руководства за выполнение обязательств обанкротившейся компании, важно руководствоваться дополнениями в Гражданский кодекс, которые вступили в силу 1-го октября 2013 г. Дополнениями утверждена последовательность и порядок выполнения финансовых обязательств перед кредиторами.
«Новым является то, что руководитель компании обязан рассчитываться с кредиторами в порядке календарной очерёдности, т.е. в первую очередь погасить старейшие долги. На практике предприниматели стараются в первую очередь рассчитываться не с бывшими поставщиками, с которыми сотрудничество могло прекратиться, а с „нужными“ партнёрами – с теми, чьи услуги или товары необходимы для продолжения деятельности компании. Несмотря на то, что с точки зрения деловой практики, такая очерёдность кажется логической, в юридическом плане она является неправомерной, так как из-за нарушения очерёдности кредиторы не получают всю или часть причитающейся им суммы долга. В последнее время число исков по этому поводу существенно увеличилось», – отметил адвокат.
Процедурные хитрости
М.Тамошюнас обратил внимание на то, что очень часто кредиторы вместо того, чтобы попытаться найти способы вернуть долги в обычном порядке, сразу обращаются в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве.
«Кредиторам выгоднее подавать не обычный иск о взыскании долга, а именно заявление о возбуждении дела о банкротстве, так как это заявление на облагается гербовым сбором. Кроме того, заявление о банкротстве бывает, как правило, более эффективным – должник, узнав о таком заявлении, старается как можно скорее погасить свой долг, если только у него есть такая возможность. Иногда для того, чтобы ускорить оплату долгов, дела о банкротстве возбуждаются даже в отношении платёжеспособных компаний. Очень часто такую тактику применяют коллекторские агентства», – говорит юрист.
Что компания-должник должна предпринять для того, чтобы она могла избежать дела о банкротстве и продолжать свою деятельность, если в её отношении дело уже инициировано? По словам М. Тамошюнаса, проще всего – расплатиться с тем кредитором, который инициировал дело.
«В законе чётко сказано – как только суд получит информацию о том, что должник погасил свой долг, он обязан отклонить заявление о возбуждении дела о банкротстве. Но нужно иметь ввиду один момент: долг должен быть погашен до того, как суд первой инстанции примет решение о возбуждении дела. Если долг будет погашен после принятия этого решения, процедура банкротства будет продолжена. На практике бывают случаи, когда вслед за первым заявлением о возбуждении дела аналогичные заявления подают другие кредиторы, опасаясь того, что должник может пытаться закрыть дело, погасив свой долг лишь в отношении инициатора банкротства. В такой ситуации избежать банкротства можно лишь в том случае, если должник расплатится со всеми инициаторами этого процесса. Совет один – как можно скорее расплатиться с основным инициатором банкротства, пока к этому процессу не присоединились другие кредиторы», – объяснил адвокат.
Выход – реструктуризация или мировое соглашение
Если должник столкнулся с финансовыми трудностями, но они носят временный характер и есть надежда на то, что проблемы с бизнесом будут решены, у должника есть возможность подавать в суд заявление о применении процедуры реструктуризации. Если суд удовлетворит это заявление и заявление кредитора о возбуждении дела о банкротстве, оба дела должны рассматриваться вместе.
Какутверждает адвокат, если компания не признана неплатёжеспособной, если она не прекратила свою деятельность, и если у компании есть реальный бизнес-план по решению финансовых проблем, то на практике суды отдают предпочтение применению процедуры реструктуризации – это может избавить компанию от банкротства и создать условия для продолжения деятельности на некоторых льготных условиях.
«И всё же в данном случае следует отметить, что процедура реструктуризации и план выполенения реструктуризации будет утверждён лишь тогда, когда это одобрят те кредиторы, чьи требования составляют 2/3 требований всех кредиторов. На практике собрать такое количество кредиторов бывает довольно сложно, поэтому процессы ресктруктуризации очень редко бывают успешными», – говорит М. Тамошюнас.
Если в отношении компании возбуждено дело о банкротстве, это ещё не означает, что компания будет ликвидирована, а её имущество продано в ходе процесса. Процесс о банкротстве может быть прекращён, если должник удовлетворит требования всех кредиторов. На практике бывают случаи, когда с помощью усилий администратора банкротства удаётся вернуть незаконно переведённые активы, оспорить сделки, присудить ущерб от бывших руководителей и, таким образом, получить средства для полного удовлетворения требований кредиторов. Бывают также случаи, когда акционеры «покупают» у кредиторов их требования с целью продолжить деятельность компаний.
Если должник обанкротился, кредиторы, как правило, склонны «продать» свои требования за часть стоимости имущества (например, за 30 проц.), а не участвовать в затяжном и часто безрезультатном процессе банкротства. По данным Управления по аудиту, бухгалтерскому учёту, оценки активов и несостоятельности, в 2015 году в ходе процессов о банкротстве в среднем было удовлетворено 15,3 проц. кредиторских требований – в основном, это были требования бывших сотрудников компаний и требования налогового администратора. Если новые кредиторы не выставляют должнику «купленные со скидкой» требования или расплачиваются с другими кредиторами, процесс о банкротстве прекращается, деятельность компании восстанавливается, она избавляется от статуса банкротирующей компании, её акционеры могут назначать нового руководителя, и компания может продолжать свою деятельность без бремени задолженности.
Процедура банкротства может быть прекращена и в том случае, если в ходе процесса должник и кредиторы заключили мировое соглашение. Как и в случае реструктуризации, мировое соглашение может быть заключено, если с ним согласны те кредиторы, требования которых составляют не менее 2/3 всех кредиторских требований.
Банкротирующая компания и её кредиторы могут заключить мировое соглашение только до вступления в силу судебного решения о ликвидации компании, поэтому этот вопрос акционеры должны решить довольно оперативно. Если стороны договариваются о мировом соглашении, то в соглашение кредиторы могут включить некоторые уступки – например, снизить сумму требований, иначе их изложить и т.д.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.