Отправляемся в Россию: особенности перевозок по ATA Carnet
Недавно на форуме Cargo.LT перевозчики поделились своим опытом перевозок в Россию по ATA Carnet. Оказывается, российские таможенники начали требовать (дополнительно к ATA Carnet) разрешения на перевозку грузов третьих стран. Редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться, что произошло – в России появились новые требования, или таможенники занимаются произвольной интерпретацией существующих правил? И почему по ATA Carnet в Россию нельзя въезжать из Беларуси?
Начнём с выяснения, что такое ATA Carnet. Аббревиатура «ATA» расшифровывается как «временный ввоз» (франц. «Admission Temporaire», англ. «Temporary Admission»). ATA Carnet – это международный документ, используемый в качестве таможенной декларации при помещении товаров (кроме транспортных средств) под режим временного вывоза. Правила использования ATA Carnet устанавливает Всемирная таможенная организация и Международная торговая палата. Наличие ATA Carnet говорит о том, что на перевозимые по этому документу товары распространяется международная гарантия, которая в случае нарушения выполнения установленных для перевозок этого типа процедур, обеспечивает уплату возможных таможенных пошлин и налога на импорт. Преимущества ATA Carnet заключаются в том, что этот документ упрощает ввоз товаров за границу сроком до 1 года: не приходится платить ввозную пошлину, за границей не надо оформлять доверенность и переводить документы на иностранный язык, документы оформляются бесплатно, не требуются услуги брокера, временно ввезенные товары можно продать (но только при участии таможни).
На сегодняшний день в системе ATA участвует 61 государство, подписавшее Конвенцию о временном ввозе (так называемую «Стамбульскую конвенцию»). Среди них – все страны-члены ЕС (ЕС рассматривается как одно государство), а также Россия. ATA Carnet используется для перевозок таких категорий товаров, как различные коммерческие образцы, выставочное и профессиональное оборудование. По ATA Carnet можно перемещать практически все категории товаров, за исключением скоропортящихся продуктов. В большинстве случаев товары, перевозимые по ATA Carnet, было бы правильнее называть «имуществом», так как этот документ оформляется на перевозку компьютеров, фотографического и кинооборудования, музыкальных инструментов, ювелирных изделий, хирургического и стоматологического оборудование, самолетов, одежды, исторических музейных реликвий, балетных костюмов и т.д.
ATA Carnet, точно также как TIR Carnet, предназначен для упрощённого выполнения таможенных процедур. В чём различие этих документов? Как говорилось ранее, на международном уровне правила выдачи и оформления ATA Carnet регулирует Всемирная таможенная организация и Международная торговая палата ( соответственно, на национальном уровне – национальные торгово-промышленные палаты), аналогичные правила TIR Carnet – Международный союз автомобильного транспорта (IRU) и национальные ассоциации перевозчиков. Это первое. Второе – по ATA Carnet oсуществляется перевозка товаров, не подлежащих реализации в стране временного ввоза (поэтому временный ввоз таких товаров не облагается пошлинами), между тем как по TIR Carnet перевозятся товары, которые после оформления таможенных процедур выпускаются в свободный оборот (соответственно, наличие TIR Carnet гарантирует уплату пошлин и других платежей). Третье – срок действия ATA Carnet ограничен 1 годом ( за это время перевозчик может неоднократно выезжать за границу с товарами определённых категорий), в то время как TIR Carnet оформляется на каждую отдельную перевозку.
Литовские перевозчики – читайте российско-литовское соглашение от 1993 года!
В комментариях к вопросам участников форума Cargo.LT, юристы отметили, что система ATA не регулирует систему выдачи международных разрешений . Это документ, который уведомляет таможенный орган о том, что ввезённый товар планируется к обратному вывозу с территории России после его использования на территории России (т.е. товар не будет реализован на территории России). По сути, это документ, позволяющий осуществить ускоренное оформление временного ввоза товаров. В некоторых случаях АТА Carnet может быть документом, дающим право на международную перевозку грузов некоторых видов товаров без разрешения.
По словам юристов, перевозчики должны внимательно ознакомиться с литовско-российским «Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном сообщении» (от 17.11.1993).
В соответствии с Соглашением, литовские перевозчики без разрешения по АТА Carnet могут осуществлять, в основном, лишь двусторонние перевозки. Перечень товаров, которые можно перевозить без разрешения, указан в ст.7 данного Соглашения.
Юристы отметили, что российские суды и транспортная инспекция не признают перевозок грузов третьих стран, не указанных в ст. 7 литовско-российского соглашения, без соответствующего разрешения.
Поэтому для того, не попасть на границе в неприятную ситуацию, перевозчики должны выучить наизусть ст. 7 Соглашения и быть уверены в том, что без трёхстороннего разрешения они везут именно те товары, которые указаны в этой статье. Тогда им будет легче задать российским контролирующим органам встречный вопрос, на каком основании у них требуют трёхстороннее разрешение.
Российские особенности перевозок по ATA Carnet
Специфика перевозок в Россию по ATA Carnet охватывает и другие моменты, которые перевозчики должны знать. ATA Carnet не принимается в качестве транзитного документа, если на территорию Таможенного союза груз будет ввезён с территории Беларуси.
Юристы подчеркнули, что это ограничение относится к нерезидентам Таможенного союза. Данная проблема заключается в том, что в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, декларантом товаров может выступать только резидент Таможенного союза. Есть исключения (декларирование личных вещей, наличие представительств в РФ, и др.), но они не влияют на общую ситуацию. Особые правила установлены только для процедуры таможенного транзита. Здесь декларантом могут выступать перевозчики. Однако, для процедуры временного ввоза исключения не предусмотрены.
Несмотря на то, что ATA Carnet можно использовать как для декларирования процедуры временного ввоза, так и процедуры таможенного транзита (если товар предназначен для другой страны либо если временный ввоз будет оформлен на внутреннем таможенном посту), белорусское законодательство предусматривает иное. В постановлении Главного таможенного комитета Беларуси № 13 (от 09.06.2015) установлено, что ATA Carnet нельзя использовать для таможенного транзита до прибытия на таможенный орган другого государства-члена Евразийского экономического союза. Это означает, что, например, перевозчик-резидент Европейского Союза, направляющийся в Россию транзитом через Беларусь, не может оформить в Беларуси ни временный ввоз (так как не является резидентом Таможенного союза), ни таможенный транзит (так как таможенный орган назначения в данном случае находится в России).
Таким образом, формально проблема кроется в белорусском законодательстве. Скорее всего, такая ситуация сложилась потому, что торгово-промышленные палаты Беларуси и России в своё время не согласовали вопрос о распределении ответственности за обеспечение транзита при таких перевозках.
Более того – перевозчики должны знать, что ATA Carnet принимается к оформлению не на всех российских таможенных постах. Если перевозчик с ATA Carnet заехал на пост, который не вправе принимать этот документ к оформлению, он будет направлен на ближайший пост, который вправе его оформлять. Незнание этой информации может привести к дополнительным затратам времени со всеми вытекающими последствиями (простоями, несвоевременной доставкой и т.д.) Поэтому всем перевозчикам советуем ознакомиться со списком таможенных постов, уполномоченных принимать к оформлению ATA Carnet – он находится на сайте Федеральной таможенной службы России.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.