Французские препятствия: что изменится в работе перевозчиков с 1-го июля?
Пресловутый «закон Макрона» принят французским правительством с целью активно развивать экономический потенциал страны. Однако, благородные цели касаются лишь французских субъектов хозяйствования – всем остальным они сулят ад в виде бюрократической волокиты, увеличения расходов и жёстких штрафов за несоблюдение требований закона. Несмотря на давление со стороны различных национальных и международных организаций, «закон Макрона» вступил в силу 1-го июля 2016 года.
Своё название закон получил от имени Эммануэля Макрона, министра экономики, промышленности и цифровых технологий Франции. Этот молодой политик с большим усердием принялся за спасение французской экономики, однако, многие считают, что его решения идут вразрез с требованиями Европейского Союза. В руководящие органы ЕС поступило не одно обращение по поводу того, насколько «закон Макрона» соотвестсвует общеевропейскому законодательству, однако, никакой конкретики на этот счёт пока нет.
Что касается транспортной отрасли, то «закон Макрона» распространяется на каботажные перевозки и пассажирские перевозки на территории Франции, а также на перевозки во Францию/из Франции, когда получатель транспортных услуг зарегистрирован или работает во Франции. Можно добавить, что в данных случаях закон распространяется на все «весовые категории» транспортных средств.
Однако, новый порядок не коснётся транзитных перевозчиков и частных предпринимателей, а также компаний, которые сами не предоставляют транспортные услуги, а лишь пользуются услугами перевозчиков для перевозок своей продукции.
Накануне вступления закона в силу, руководство IRU потребовало приостановить действие этого законодательного акта. Список вопросов, касающихся нового положения, IRU направило французскому правительству год тому назад, но ответа нет до сих пор. Точно также на сегодняшний день нет заключения Европейской Комиссии по поводу соответствия германского и французского законодательства общеевропейскому праву.
Новые правила командировок
Следствием применений новых требований станут возросшие эксплуатационные расходы и дополнительные бюрократические препятствия.
Недавно французские власти объявили о командировочных сертификатах (они заменят бывшие командировочные декларации). Сертификаты будут действительны не более 6 месяцев, в течение этого времени их можно будет использовать на неограниченное количество перевозок. В сертификатах должна быть указана следующая информация: информация о компании и её владельцах, форма социального страхования, а также информация о водителях – зарплата (брутто), надбавки к зарплате и даже премии. Кроме всего прочего, работодатель обязан сам определить, к какому французскому разряду зарплат относится зарплата его сотрудника (водителя).
С формой командировочного сертификата (на французском языке) можно ознакомиться здесь.
Командировочный сертификат нужно заполнять в двух экземплярах – один вручается водителю (и должен храниться в автомобиле), другой должен находиться либо у представителя перевозчика во Франции, либо в той французской компании, куда в командировку направляется сотрудник. Второй экземпляр сертификата желательно хранить и в электронной форме – на случай, если его потребуют официальные учреждения.
Требования к работе представителя перевозчика
Каждая компания-перевозчик обязана иметь во Франции своего представителя. Его функция – поддерживать связь с французскими властями. Представитель обязан работать всё время, на которое его утвердило руководство компании, и ещё 18 месяцев с момента последней командировки одного из сотрудников компании. Всё это время на руках у представителя должна быть куча документов: все командировочные сертификаты, расчётные листы (с доказательством выплаты минимальной французской почасовой зарплаты), приказ руководства компании о назначении на пост представителя, копия коллективного договора (когда это нужно).
Что касается водителей, то во время проверок они должны иметь при себе командировочный сертификат (с переводом на французский язык), трудовой договор (для этого документа перевод не требуется) и договор об обеспечении сотрудника. Если командировка осуществляется на условиях вторичных трудовых договоров (т.е. между компаниями, входящими в группу компаний) или на условиях временного трудового договора, то в этих случаях переводы договоров на французский язык будут обязательными. В инструкциях к применению командировочных сертификатов говорится, что перевод может выполнять несертифицированный переводчик.
В официальных французских сообщениях отмечается, что до начала июля в стране действовало «правило восьми дней», согласно которому, декларировать командировку в целях каботажной перевозки, продолжительностью менее, чем 8 дней, было необязательно. Сейчас это правило отменили.
Состав и тарифы зарплаты
Установленная во Франции зарплата состоит из минимального тарифа, доплат за сверхурочную работу и установленных в законодательстве или коллективных договорах надбавок.
Под минимальный тариф (9,68 евро в час) попадают водители, которые работают на транспортных средствах общей массой до 11 тонн (в том числе и на транспортных средствах общей массой менее 3,5 тонн). Водители, которые работают на транспортных средствах общей массой в 11 – 19 тонн, должны получать 9,71 евро в час, а те, кто работает на транспортных средствах общей массой более 19 тонн – 9,73 евро в час. Кроме того, водителям «особо высокой квалификации» полагается 10 евро в час.
Все тарифы зарплаты (на английском языке) находятся здесь.
В законе также предусмотрена ещё одна дополнительная надбавка – за стаж работы. Она рассчитывается в соответствии с французским законодательством в области оплаты труда сотрудников транспортной отрасли. И это ещё не всё – нужно учесть, что количество отпускных дней во Франции больше, чем в Литве, и за сверхурочную работу французские работодатели платят больше, чем литовские.
Французы решили, что перевозчики, занимающиеся пассажирскими перевозками, должны зарабатывать больше своих коллег, занимающихся грузовыми перевозками. Минимальная почасовая зарплата пассажирских перевозчиков составит от 10,1076 до 10,6445 евро.
Эти требования будут действительны только на территории Франции. Однако, в законе не сказано, как должен быть определён факт въезда и выезда из страны, поэтому перевозчики должны быть готовы к тому, что при малейших подозрениях они будут вынуждены доказывать и эти обстоятельства.
Быть представителем может кто угодно
Новое законодательство никак не регламентирует форму представительства во Франции. Ясно лишь то, что представителем может быть как юридическое, так и физическое лицо, представитель должен находиться во Франции и выполнять свои обязанности. За невыполнение обязанностей никакие санкции не предусмотрены, однако, возможна гражданско-правовая ответственность перед компанией, которая назначила представителя. В свою очередь, компания, назначившая представителя, может понести административную или уголовную ответственность в случае, если в работе представителя будут допущены нарушения. При необходимости, перевозчики могут менять своих представителей, однако бывшие представители обязаны продолжать выполнение своих обязанностей в течение 18 месяцев со дня последней командировки по распоряжению компании.
Перевозчикам, которые ищут представителей во Франции, советуем поинтересоваться услугами французской Ассоциации международного автомобильного транспорта (AFTRI). «AFTRI services» предлагает услуги по хранению документов и возможному представительству. В Литве услуги представительства предоставляет ассоциация «Linava» и некоторые частные организации (например, «Easytrip»). Правда, перед тем, как выбрать представителя, советуем сравнить условия представительства и стоимость этих услуг.
Штрафные санкции
За несоблюдение новых требований перевозчиков ожидают штрафные санкции. За отсутствие или неправильное оформление командировочных документов установлен штраф в размере 750 евро. За отсутствие трудового договора установлен штраф в размере 450 евро. Правда, не указано, кто будет обязан оплачивать эти штрафы – водитель (на месте выявления нарушений) или компания.
За отсутствие представителя перевозчику грозит штраф в размере 2000 евро за каждого сотрудника (водителя) компании. Общая сумма штрафов на одну компанию не может превышать 500 000 евро.
Кроме того – за серьёзное или повторное нарушение порядка командирования сотрудников французские должностные лица будут вправе приостановить перевозку. Однако, это действие возможно на основании приказа, в котором должны быть указаны нарушения и сроки их устранения. Скорее всего, санкция в виде приостановки перевозки будет применяться в исключительных случаях.
Интересная деталь – в тех случаях, когда командировка является составной частью международной перевозки, или когда ни одна сторона договора не зарегистрирована во Франции, французские государственные учреждения вправе обратиться к получателю услуги с требованием предоставить информацию о налогообложении сотрудников, условиях их проживания и возможных нарушениях трудового законодательства. Если получатель услуг откажется предоставить такую информацию, он будет признан солидарно ответственным за совершённое нарушение. Такое требование заставит французских заказчиков очень тщательно подбирать перевозчиков.
Угроза выживанию восточноевропейских перевозчиков
Похоже, что французский «Loi Macron» оказался безжалостнее немецкого «MiLoG». В немецком законе и тариф почасовой зарплаты меньше, и нет требований о дополнительных выплатах, предусмотренных в коллективных договорах. Кроме того, немцы не требуют у перевозчиков иметь своих представителей в Германии и возить в кабинах автомобилей пакет дополнительных необходимых документов.
Можно предположить, что «закон Макрона» в первую очередь ударит по небольшим компаниям – у них может не хватить финансовых и организационных ресурсов на содержание собственного представителя и оформление необходимых документов на французском языке (напомним, документы нужно оформлять отдельно на каждый рейс). Конкурентоспособность небольших перевозчиков ослабят и увеличившиеся эксплуатационные расходы.
Несмотря на то, что многие страны выразили свою озабоченность насчёт содержания и возможных последствий применения «закона Макрона» (некоторые из них обратились в Европейскую Комиссию с просьбой дать заключение по поводу соответствия французского законодательства общеевропейскому праву), французское правительство дало этому закону «зелёный свет». Формально закон вступил в силу 1-го июля 2016 года, однако, французское правительство сделало «дипломатический реверанс», и предложило контролирующим органам «учесть тот факт, что эти формальности являются новыми». Что эти слова будут означать в жизни, в ближайшее время расскажут водители, работающие во Франции.
«Закон Макрона», точно также, как немецкий «MiLoG», является подтверждением того, что старожилы Европейского Союза стремятся изгнать «дешёвых» восточноевропейских перевозчиков со своих рынков. Не удивительно, если подобные стремления появятся и у правительств других стран ЕС. Защитить от таких протекционистских законов может лишь вмешательство Брюсселя – да и только в том случае, если Брюссель признает эти законы не соответствующими общеевропейскому законодательству. Как показала жизнь, Брюссель с заключениями не спешит – вопрос о «MiLoG» Европейская Комиссия рассматривает с мая 2015 года. В ближайшее время каботажные перевозки могут полностью оказаться в руках местных западноевропейских перевозчиков. На языке шахмат это означает, что польским, венгерским, румынским, болгарским, литовским и другим восточноевропейским перевозчикам будет объявлен шах.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.