Отправляемся в Россию: как подготовиться к таможенному досмотру?
С своё время Джон Леннон пел о мире, в котором не будет государств и границ. Эта идея перевозчикам могла бы понравиться, потому что без государств и границ не было бы и таможен. Если на пространстве Европейского Союза о границах и таможнях можно забыть, то поездки в Россию постоянно об этом напоминают. Одна из самых сложных для перевозчиков процедур – таможенный досмотр. Вашему вниманию – советы российских юристов, как подготовиться к этой неприятной процедуре.
Таможенный досмотр — действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтированием или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Согласно российскому законодательству, под таможенный досмотр попадают не все пересекающие границу транспортные средства. Таможенный досмотр проводится выборочно. Выбор транспортных средств, которые попадут под таможенный досмотр, проводится с помощью специальной программы – так называемой системы управления рисками. Это автоматизированная система, она способна обрабатывать данные, связанные со страной регистрации транспортного средства, грузом, грузоотправителем, перевозчиком и т.д. На основании обработанной информации система определяет, какое транспортное средство должно пройти таможенный досмотр. Для перевозчиков это та «зона риска», которой они не могут управлять.
К сожалению, перевозчики не могут избежать таможенного досмотра и в том случае, если заявление на такую проверку поступило от декларанта. Как правило, заявления декларантов в большинстве случаев удовлетворяются.
Однако, есть и такая «зона риска», которой перевозчики в некоторой степени могут управлять. В данном случае мы имеем ввиду таможенный досмотр, начатый по инициативе сотрудника таможни. Перевозчики должны знать, что для такой проверки необходимо весомое основание – конкретные замечания по поводу транспортных или грузовых документов, содержания груза и других профилей риска. Чтобы избежать этой проверки, перевозчики обязаны удостовериться в том, что имеющиеся документы и внесённая в них информация не дают основания направлять транспортное средство на таможенный досмотр.
К чему должен быть готов перевозчик в процессе досмотра?
Таможенный досмотр может проводиться на территории таможенного поста или на складе временного хранения (СВХ). Как правило, основным местом является территория таможенного поста. На СВХ грузовой автомобиль чаще всего направляется «по техническим причинам» – например, если на таможенном посту не хватает места или если нужно провести досмотр рефрижератора.
В Таможенном кодексе Российской Федерации говорится, что расходы, связанные с проведением таможенного досмотра, обязан оплатить субъект, попавший под досмотр. Иными словами, перевозчик должен быть готов к тому, что у него появятся дополнительные расходы, связанные с разгрузкой и повторной погрузкой. К сожалению, отказаться от этой обязанности перевозчик не может.
Если, в силу специфики груза, таможенный досмотр (разгрузка) не может быть осуществлён на территории таможенного поста, сотрудники таможни обязаны предложить другое место. Тут у перевозчика появляются некоторые права – он может не согласиться с предложенным местом, ссылаясь на то, что у него, например, ограниченные возможности оплатить разгрузку или пребывание грузового автомобиля на платной площадке, и вправе привлечь к разгрузке других, нежели предложили таможенники, исполнителей (грузчиков), или выполнить разгрузку своими силами. Однако, перед тем, как воспользоваться этими правами, перевозчик должен убедиться в том, что его действия помогут сократить непредвиденные расходы и затраты времени – в противном случае он рискует не только продлить время вынужденного простоя, но и попасть в немилость к таможеннику.
Как правило, для того, чтобы убедиться в том, что перевозчик доедет то места досмотра (если это СВХ), таможенники предлагают конвой. Юристы утверждают, что в данном случае конвой необходим лишь для того, чтобы наблюдать, как транспортное средство движется к месту досмотра. Для этого достаточно одного таможенника, который может сесть в кабину грузового автомобиля и выполнять свои функции непосредственно в кабине. В том случае, если таможенники настаивают на конвое (это платная услуга), перевозчик вправе заявить, что у него нет на это средств или написать заявление с вопросом, на каком основании он обязан пользоваться коммерческой услугой.
При досмотре в обязанность перевозчика входит предъявление груза к досмотру, выполнение требований таможни и оплата связанных с досмотром расходов. С другой стороны, перевозчик вправе присутствовать при досмотре и делать свои замечания о ходе досмотра. Если перевозчик на досмотр не допускается, это считается нарушением его прав, и перевозчик должен сделать соответствующее замечание в документах досмотра. Прямой отказ от подписи в акте досмотра юристы считают плохой идеей – написать слова «не согласен» недостаточно, своё несогласие перевозчик должен подкрепить весомыми аргументами.
Перевозчик также должен знать, что вместе с принятием решения о проведении досмотра, таможня обязана не только предъявить список необходимых процедур, но и сообщить об их выполнении. Решение о проведении досмотра (в письменном виде) таможенник обязан предоставить водителю в течение 30 минут. Водитель обязан его подписать. Между тем, водитель и перевозчик вправе потребовать устное объяснение (включая объяснение по телефону). По возможности, эту информацию необходимо записать на диктофон или другое устройство, так как в последствии она может пригодиться для выяснения причин, по которым автомобиль задержался на таможне.
У перевозчика также есть право потребовать письменное объяснение по поводу проведения досмотра. В этом случае таможня ответит в течение 30 дней. Этот срок вряд ли поможет решить проблемы непосредственно на таможне, однако, письменный документ может помочь избежать подобных проблем в будущем.
Сроки досмотра и уловки таможенников
В российском таможенном законодательстве определены сроки выпуска товаров и сроки проведения таможенного досмотра. Не вдаваясь в подробности (хотя сроки между собой тесно связаны), в этой публикации остановимся на сроках таможенного досмотра.
Как уже говорилось, решение о проведении таможенного досмотра должно быть вручено представителю перевозчика в течение 30 минут с момента его принятия. Таможенный досмотр должен быть закончен не позднее, чем на следующий рабочий день с момента предъявления груза к досмотру. Если таможенный пост работает круглосуточно – то не позднее, чем в течение 24 часов с момента предъявления груза к досмотру. Кроме того, сроки выполнения таможенного досмотра не должны превышать сроков выпуска товаров – в зависимости от ситуации, это может быть 1 рабочий день с момента регистрации товарной декларации, 10 дней в предусмотренных законом случаях (например, если необходимо выполнить экспертизу груза), или более 10 дней, если есть необходимость разделения груза.
И тут российские таможенники прибегают к различным уловкам: они вскрывают грузовой отсек, осматривают его и заявляют, что груз необходимо разделить по наименованиям. Это означает, что одними сутками перевозчик не отделается, так как вместо сроков таможенного досмотра будут применяться сроки выпуска товаров. А выпуск товаров может быть приостановлен до тех пор, пока груз не будет выгружен. По словам российских юристов, такую практику поддерживают российские правоохранительные органы, поэтому бороться с ней очень трудно. Выходом из подобной ситуации может быть заявление перевозчика с просьбой разрешить выгрузить груз на СВХ и обязательством заплатить за услуги хранения, разгрузки и т.д..
Иногда таможенники прибегают к другой уловке: они предлагают подписать заявление об отсрочке разделения груза на 10 дней. Если водитель подпишет это заявление, можно не сомневаться, что в течение 10 дней груз никто осматривать не будет. Остаётся одно – писать письмо с указанием, что, якобы, «водитель ошибся, перевозчик готов предъявить товар к разделению, просим указать место, где можно выгрузиться». Подобные «молитвы» могут помочь сократить срок досмотра.
Юристы также предупреждают и о том, что российские таможенники любят ещё один трюк: они заявляют, что, якобы, досмотр должна завершить та смена, которая его начала. Это незаконное требование, поэтому в таких случаях нужно звонить начальникам таможенных постов и сообщать о произволе сотрудников.
Практические советы по сокращению сроков досмотра
Рекомендации по сокращению сроков досмотра довольно просты. Во-первых, необходимо взаимодействовать с грузовладельцем – у него нужно получить все необходимые сведения о товаре и предоставить их таможне.
Во-вторых, не поддаваться на вышеупомянутые уловки – нельзя подписывать заявление о разделении товара, нельзя соглашаться с принудительным конвоем.
В-третьих – не медлить с заключением договора на разгрузку, так как это неизбежная процедура досмотра, и любое промедление будет стоить времени и денег.
В-четвёртых – не бояться вписывать замечания в акт досмотра. В будущем они могут помочь в решении возможных споров.
В-пятых – нужно помнить, что водитель, который не проявит разумную инициативу, пойдёт на досмотр последним. А в это время транспортный менеджер будет обзванивать все таможенные посты в тщетной попытке выяснить, почему автомобиль задержали. Поэтому регулярно обучайте своих водителей и объясняйте им, что грамотное прохождение досмотра, как любой другой таможенной процедуры, входит в их прямые обязанности.
Публикация подготовлена с помощью сотрудников юридической компании «Юрвест»
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.