Защита грузов от потерь или повреждения: всегда ли можно надеяться на CMR страхование?

krovimass

Ваш груз – небольшая коробка, которую вы планируете отправить на грузовом автомобиле в качестве сборного груза? Какие меры нужно предпринять для того, чтобы ваш груз был предохранён от повреждения или кражи?  Достаточно ли убедиться, что у перевозчика есть CMR страховка, и она покроет возможный ущерб, или нужно подумать об отдельном страховании груза?

Во-первых, необходимо разобраться в сути этих видов страхования. CMR страхование охватывает ответственность перевозчика перед грузовладельцем. Иными словами, этот вид страхования защищает интересы перевозчика. Если во время перевозки груз будет повреждён или утрачен, и в связи с этим грузовладелец предъявит перевозчику претензию, то при наличии CMR страховки ущерб, причинённый грузовладельцу, покроет страховая компания. Без наличия CMR страховки ущерб придётся покрывать перевозчику из своего кармана.

Страхование груза, как следует из названия, охватывает страхование конкретного груза. Этот вид страхования защищает интересы грузовладельца. Кроме того, этот вид страхования обеспечивает гораздо более широкую страховую защиту, и позволяет избежать нежелательных ситуаций в разбирательстве гражданской ответственности между грузовладельцем с одной стороны, и перевозчиками, экспедиторами, складскими рабочими или, более того, с преступниками – с другой.

CMR страховка– в качестве альтернативы

Тем, кто не хочет иметь дополнительных хлопот, однозначно советуем страховать свой груз. Во-первых, не придётся тратить время на выяснение номера и содержания страхового полиса перевозчика или экспедитора. Во-вторых, не придётся участвовать в неприятных процедурах доказательства ущерба. Страховой брокер Вилюс Росинас, специализирующийся в области CMR страхования, подчеркнул, что недостаточно узнать лишь номер страхового полиса – его обязательно нужно проверить в страховой компании.  Довольно часто выясняется, что владелец полиса не заплатил страховые взносы или не соблюдает других условий страховки. В таких случаях его страховой полис недействителен.

Однако, если грузовладелец не желает дополнительно застраховать свой груз, полис страхования гражданской ответственности перевозчика может быть альтернативным решением. Как уже говорилось, этот полис покроет ущерб грузовладельца, но только в том случае, если груз будет повреждён или утрачен в процессе перевозки (т.е. по вине перевозчика). К сожалению, если вину перевозчика доказать не удастся, страховой случай не попадёт под действие CMR страховки, и за возмещением ущерба придётся обращаться непосредственно к тому лицу, которое будет признано виновным в причинении ущерба. Определить виновное в причинении ущерба лицо может только суд.

CMR страховка будет недействительна также в том случае, если будет доказано, что ущерб возник вследствие преднамеренных действий перевозчика или его грубой неосторожности. Эти обстоятельства являются дополнительными причинами, из-за которых грузовладельцу не следует слепо полагаться на CMR страховку.

Дополнительное страхование груза удобно и в том смысле, что в случае причинения ущерба, грузовладелец напрямую получает компенсацию от страховой компании. В свою очередь, страховая компания в порядке регресса возвращает выплаченные по страховке средства у непосредственного виновника.

CMR страховка покроет ущерб, который был причинён грузу вследствие дорожно-транспортного происшествия, пожара, слишком низкой или слишком высокой температуры, повреждений от влаги, похищения транспортного средства вместе с грузом. Перевозчикам важно знать, что CMR страховка покрывает также тот ущерб, который третьим лицам причинил груз (например, разлившееся агрессивное химическое вещество, упавшие коробки и т.д.)

Как рассчитывается размер ущерба

При наличии CMR страховки, размер ущерба определяется по-разному. Как правило, расчёт ущерба производится на основании стоимости груза в момент его принятия к перевозке. Такой метод не позволяет искусственно увеличивать размер ущерба за счёт таможенных платежей или транспортных расходов.

Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки. Если такой информации нет – то на основании текущей рыночной цены. Если такая информация тоже отсутствует – то на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Стоимость груза также можно определить на основании документов, выданных на месте погрузки (по инвойсу). Этот метод используется не только в Литве, но и в международной практике.

Кроме того, в CMR конвенции предусмотрено, что максимальный размер ответственности перевозчика не может превышать 8,33 СПЗ (Специальных прав заимствования, англ. SDR) за каждый недостающий килограмм веса брутто (т.е. с упаковкой) или 920 СПЗ за одно недостающее грузовое место. СПЗ – это условная денежная единица, курс которой «привязан» к четырём основным валютам: евро, доллару США, фунту стерлингов и йене. На сегодняшний день 1 СПЗ составляет 1,26 евро. Это значит, что ответственность перевозчика за 1 кг повреждённого или утраченного груза не может превышать 10,50 евро, а за 1 единицу грузового места – 1 159,20 евро.

При определении размера ущерба необходимо учитывать одну немаловажную деталь: перевозчик обязан возместить лишь тот ущерб, который будет доказан грузовладельцем, но не максимальную сумму. Для того, чтобы получить компенсацию на основании CMR страховки, ущерб необходимо доказать. Это значит, что суд должен установить не только содержание и объём ущерба, но и виновника, который его причинил. Иными словами, перевозчик не должен брать на себя вину заранее, это должен определить суд.

Если ущерб превышает установленный CMR Конвенцией предел

Как быть в тех случаях, если установленного CMR Конвенцией предела для возмещения ущерба недостаточно? Напомним, что положение CMR Конвенции применяется тога, когда в CMR накладной стоимость груза не указана. Если же в накладной стоит отметка об «особо ценном грузе», и указана стоимость груза, страховая компания (с условием, что ущерб грузу был причинён по вине перевозчика) обязана выплатит компенсацию на основании стоимости груза – об этом говорится в 24-й статье CMR Конвенции. А 26-я статья гласит, что «отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.».

Страховой брокер В. Росинас отметил, что, например, немецкие компании требуют, чтобы у перевозчиков, работающих в Германии, были специальные страховые полисы, в которых размер ответственности превышает 8,33 СПЗ.

Возмещение ущерба по CMR страховке

Так что же делать, если ваш груз, который вы дополнительно не застраховали, прибыл на место назначения в повреждённом виде, или вообще не прибыл?

В. Росинас говорит, что в таких случаях в адрес перевозчика или экспедитора (в зависимости от того, у кого вы заказывали услугу перевозки) необходимо направить претензию. О полученной претензии ваш «обидчик» обязан сообщить страховой компании. Далее всё относительно просто – если ущерб попадёт в определение «страхового случая», страховая компания должна будет выплатить вам компенсацию.

Как определить, будет ли достаточно положиться на CMR страховку перевозчика, или всё же следует застраховать свой груз дополнительно? В. Росинас говорит, что такие моменты, как надёжность и многолетний опыт работы перевозчика, а также благоприятные условия страхования (перечень рисков, включённых в страховой полис, и размер страховых сумм) должны повысить доверие к CMR страхованию.

Следует отметить и некоторые другие нюансы – в частности, вопрос об ущербе, который был причинён грузу в момент погрузки.  В некоторых случаях этот ущерб может не попадать в рамки ответственности перевозчика. Чисто формально, перевозка начинается с того момента, как груз был полностью погружен в транспортное средство, а заканчивается тогда, когда груз был полностью отделён от транспортного средства. С учётом этих нюансов, необходимо удостовериться, что условия CMR страховки распространяются в том числе и на процесс погрузки/разгрузки.

Скорее всего, наши читатели уже поняли, что на фоне тонкостей, касающихся CMR страхования, элементарное страхование груза выглядит более привлекательно. Собеседник CargoNews.lt  отметил, что  обычно этот вид страхования стоит недорого – от нескольких десятых долей процента до нескольких процентов от общей стоимости груза. Окончательная стоимость этого вида страховки зависит от маршрута перевозки, номенклатуры груза, типа транспортного средства, возможного количества перегрузов, суммы франшизы, общей стоимости груза и варианта страховой защиты. Например, одноразовая страховка груза весом в 50 кг и общей стоимостью в 1000 евро (допустим, что это детские игрушки), с условием, что из Вильнюса в Берлин груз поедет как сборный, может стоить 30 – 70 евро. Это сугубо ориентировочный пример – страховой брокер подчеркнул, что любая страховка носит индивидуальный характер, поэтому одной, универсальной для всех, стоимости страховки груза быть не может.

Так или иначе, но для тех, кто не хочет тратить время и нервы на доказательства и не всегда приятное общение с перевозчиками и экспедиторами, советуем выбирать страховку груза. Она, по крайней мере, защищает интересы грузовладельца. Правда, и в этом случае необходимо внимательно прочесть текст, написанный мелкими буквами!

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0