Комментарий юриста: задержание транспортного средства в России как мера административной ответственности за нарушение правил международных перевозок

RUS-teise

Российская транспортная инспекция – учреждение, с сотрудниками которого сталкивается любой работающий в России перевозчик. К сожалению, практически каждый контакт с сотрудниками этой службы чреват огромными проблемами в виде задержания транспортных средств и других суровых административных наказаний. Как выполняется процедура задержания, как можно её избежать, как «амортизировать» последствия задержания? За какие нарушения правил международных перевозок в России назначаются административные наказания? Какие штрафы ожидают перевозчиков? На эти и другие вопросы редакция CargoNews.lt попросила ответить сотрудников юридической конторы «Юрвест».

Для начала – перечень основных нарушений и таблица штрафов

Свой комментарий об ответственности за нарушение правил международных грузоперевозок сотрудник юридической конторы Владимир Мальгин начинает с перечня основных нарушений. Список нарушений невелик – всего восемь позиций, однако суммы штрафов за любое из восьми нарушений впечатляют.

На первом месте – каботажные перевозки. Напомним, что каботажными перевозками считается выполнение транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком, когда место погрузки и выгрузки находится в данной стране. Перевозки внутри России (без юридических и финансовых последствий) могут выполнять только российские перевозчики – иностранным перевозчикам необходимо иметь соответствующую российскую лицензию. Недоразумения по поводу того, можно ли отнести перевозку к категории каботажа, появляются тогда, когда в ходе перевозки меняется грузополучатель, и/или место разгрузки, или когда одна часть груза выгружается в одном месте, а другая – в другом.  Очень часто российские транспортные инспекторы считают эти условия признаками каботажной перевозки и назначают перевозчикам соответствующие наказания.

В. Мальгин говорит, что в таких случаях перевозчики должны запомнить два основных момента – не закрывать 24-ю графу CMR накладной (т.е. не подтверждать факт получения груза грузополучателем), а если в ходе перевозки появилось второе место разгрузки – вносить адрес дополнительного места разгрузки в CMR накладную. «Если в ходе перевозки появилось дополнительное место разгрузки – ни в коем случае не вычёркивайте из CMR первый адрес. Внесите в CMR второй адрес и потребуйте, чтобы грузополучатель заверил его своей подписью и печатью. Важно помнить, что все дополнительные записи делаются в изначальном (и единственном) экземпляре CMR накладной.  Про второй экземпляр забудьте, это табу! Если будет второй экземпляр CMR накладной, штраф вам обеспечен. В своём листе CMR накладной грузополучатель вправе делать дополнительные записи, однако, требуйте, чтобы он их продублировал и заверил своей подписью в листе, который остаётся у перевозчика. И обязательно требуйте, чтобы грузополучатель выдал перевозчику письменное удостоверение в том, что он поменял место разгрузки или в ходе перевозки появилось дополнительное место разгрузки. CMR Конвенция это допускает, такой документ признаётся и в суде – при условии, что 24-я графа CMR накладной не закрыта», – говорит юрист.

Далее в списке нарушений находится перевозка без разрешения, перевозка с незаполненным или неправильно заполненным разрешением или перевозка без учётного талона. Учётный талон выдаёт таможенный орган при перевозке грузов без разрешения или по разрешению ЕКТМ. «Объясните своим водителям, что на ППК они должны потребовать учётный талон – в противном случае вам назначать штраф», – предупреждает юрист.

К нарушению правил международных перевозок относится также перевозка груза третьей страны без специального разрешения.

Перевозчик может быть наказан и за то, что в таможенном уведомлении нет отметки таможенного органа. На практике этот документ выдают белорусские таможенники, когда иностранные перевозчики едут в Россию транзитом через Беларусь. В таможенном уведомлении указываются нарушения, установленные белорусскими таможенниками. Его водитель обязан предъявить на ближайшем посту транспортной инспекции. Если водитель этого не сделает, он будет наказан. «Водитель обязан  ознакомиться с документами, которые ему вручили на таможне, и проверить, нет ли среди них таможенного уведомления. Может случиться так, что до того, как предъявить таможенное уведомление сотруднику российской транспортной инспекции, вам придётся устранить указанные нарушения. В противном случае вам тоже грозит штраф», – говорит В. Мальгин.

Отдельная группа – наказания за превышение допустимой массы транспортного средства и/или нагрузки на ось. В этом году появилось разграничение наказаний. «Слава Богу, кто-то понял, что не за все нарушения водителей или ответственных лиц компаний нужно наказывать одним штрафом в размере 450 000 рублей (примерно 5 933 евро), как было до сих пор», – отметил юрист.

Ниже приводим таблицу штрафов за основные нарушения правил международных грузоперевозок:

НарушениеРазмер штрафа/кому назначается

Каботажная перевозка150 000- 200 000 рублей (1 968-2 623 евро)/ водителю
Перевозка без разрешения или учётного талона100 000- 150 000 рублей (1 312-1 968 евро)/ водителю
Перевозка без специального разрешения150 000- 200 000 рублей (1 968-2 623 евро)/ водителю
Уведомление без отметки25 000- 30 000 рублей (328-393 евро) / водителю
Превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось на 2-10 %1 000- 5 000 рублей (13-65 евро) /водителю
10 000- 15 000 рублей (131-197 евро) /ответственному лицу
100 000- 150 000 рублей (1 312-1 968 евро) / юридическому лицу
Превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось на 10-20 %3 000- 4 000 рублей (39-53евро)/ водителю
25 000- 30 000 рублей (328-393 евро)/ответственному лицу
250 000- 300 000 рублей (3 279-3 935 евро)/ юридическому лицу
Превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось на 20-50 %.5 000- 10 000 рублей (65-131 евро)/ водителю, с изъятием водительского удостоверения
35 000- 40 000 рублей (459-525 евро)/ответственному лицу
350 000- 400 000 рублей (4 591-5 247 евро)/ юридическому лицу
Превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось более, чем на 50 %.7 000- 10 000 рублей (92-131 евро)/ водителю, с изъятием водительского удостоверения
45 000- 40 000 рублей (525-590 евро)/ответственному лицу
400 000- 500 000 рублей (5 247-6 559 евро)/ юридическому лицу

Что может стать основанием для задержания транспортного средства, и как «выиграть время»

Что может стать основанием для задержания транспортного средства? «Во-первых, это может быть собственно нарушение, во-вторых – наличие возбуждённого административного дела, в-третьих – наличие не устранённой причины задержания (отсутствие разрешения, учётного талона, отметки в уведомлении, незаполненное разрешение, разрешение, заполненное с нарушением правил или ошибками)», – говорит юрист.

«Даже в том случае если против вас возбуждено административное дело, но вы сумеете устранить причину задержания до того, как вам придётся в принудительном порядке эвакуировать грузовой автомобиль, транспортная инспекция будет не вправе его эвакуировать. Если вам нужно время для устранения причин задержания – имитируйте поломку транспортного средства! Для того, чтобы эвакуировать грузовой автомобиль весом в 40 тонн, транспортным инспекторам нужно будет вызвать эвакуатор.  В Москве, например, это может помочь вам выиграть примерно 3 часа», – советует В. Мальгин.

Как могла бы выглядеть имитация поломки транспортного средства? «Водитель может сказать, что автомобиль не заводится, но транспортная инспекция это легко проверит.  Для того, чтобы эта причина выглядела убедительно, в автомобиле должно быть блокирующее устройство или что-то похожее, что не позволит автомобиль завести. В любом случае водитель должен говорить уверенно, тогда у вас появятся несколько дополнительных часов для того, чтобы привести в порядок документы и избежать эвакуации», – делится секретом юрист.

При возбуждении административного дела, вам должны вручить 2 документа: протокол об административном правонарушении и определение о возбуждении административного дела.

Порядок действий при задержании автомобиля следующий: инспектор составляет протокол об административном нарушении, на его основании – определение о возбуждении административного дела. Далее он составляет протокол о задержании транспортного средства. Копия этого протокола должна быть обязательно вручена водителю.

Сколько времени занимает проверка транспортного средства?

В регламенте работы транспортной инспекции сказано, что на проверку грузового автомобиля отводится 15 минут. Однако, если инспектору покажется, что перевозчик нарушил действующее законодательство, и он примет решение о возбуждении административного дела, грузовой автомобиль может быть задержан на месяц. Точнее – задержать автомобиль более, чем на 15 минут, можно лишь в том случае, если инспектор предъявит водителю определение о возбуждении административного дела. В. Мальгин обращает внимание на то, что протокол о задержании транспортного средства должен быть составлен в присутствии водителя, водитель должен получить копию протокола. Какой бы неприятной не была данная ситуация, водитель обязан внимательно ознакомиться с содержанием протокола и удостовериться, что в протокол внесены все документы, которые он предъявил к проверке. Если какой-то документ не внесён, водитель обязан внести его своей рукой, даже в том случае, если он отказывается подписывать протокол. «Я знаю, что в 90 проц. случаев водители даже не смотрят, что написано в протоколе, а инспекторы не вносят половины предъявленных документов. Впоследствии в суде очень сложно (если не сказать – невозможно) доказать, какие документы были предъявлены к проверке», – говорит В. Мальгин. Он также подчеркнул, что водителей нужно не просто инструктировать, а «муштровать», чтобы они не терялись во время проверок и не боялись заполнять документы своими руками. Впоследствии это может стать единственным способом защиты во время судебного разбирательства.

Юристы упомянули о случаях ложного задержания транспортных средств. Водитель звонит в свою компанию и говорит, что его задержали. Естественно, руководство начинает искать причины, и выясняется, что никто транспортное средство не задерживал. Почему водитель так себя ведёт, известно лишь ему. «Факт тот, что основанием для задержания транспортного средства является протокол и определение о возбуждении административного дела. Если этих документов нет – нет и факта задержания. Поэтому если вам звонит водитель и говорит, что его задержали, но не может подтвердить это документально – вас вводят в заблуждение. Либо ваш водитель, либо инспектор, который его остановил», – говорит руководитель «Юрвест» Роман Образцов.

Перевозчики говорят, что при задержании транспортного средства ждать, пока будет составлен протокол, приходится несколько часов. К сожалению, повлиять на эту ситуацию невозможно. По словам юристов, в законодательных актах не сказано, в течение какого времени должен быть составлен этот документ. Тем не менее, в этой ситуации водитель не должен сидеть сложа руки – он должен помнить, что на обычную проверку транспортного средства сотруднику транспортной инспекции отводится 15 минут, если автомобиль простаивает дольше, для этого нужны основания. Водитель обязан потребовать их предъявить, т.е. он обязан потребовать предъявить протокол о задержании транспортного средства.

Основания и порядок выполнения задержания транспортного средства

Как уже говорилось, основаниями для задержания транспортного средства могут служить: признаки каботажной перевозки, отсутствие разрешения, учётного талона, отметки в уведомлении, незаполненное разрешение, разрешение, заполненное с нарушением правил или ошибками, превышение допустимой массы транспортного средства и/или допустимой нагрузки на ось. Задержание автомобиля выполняется в следующем порядке: путём его перемещения водителем на штрафную площадку, путём его перемещения эвакуатором на штрафную площадк или путём установки блокирующих устройств на колёса транспортного средства. В некоторых случаях водителям советуется самим доставить автомобиль на штрафную площадку – им придётся платить за сопровождение, но не нужно будет платить за эвакуатор. В. Мальгин утверждает, что на ППК ему не приходилось видеть блокирующих устройств – скорее всего, у транспортных инспекторов их просто нет.

Прекращение задержания

Эта процедура выполняется в несколько этапов. Прежде всего, должна быть устранена причина задержания. В зависимости от того, по какой причине автомобиль был задержан, компания-перевозчик либо должна доставить водителю задержанного автомобиля разрешение, либо перегрузить груз, либо прекратить перевозку. Перегруз или прекращение перевозки можно осуществить путём замены грузового автомобиля. Если груз всё же необходимо каким-то образом доставить на место разгрузки, для этого можно привлечь тягач с российскими номерами – в данном случае полуприцеп с грузом должен быть передан в аренду российской транспортной компании. Правда, это решение противоречит нормам TIR перевозок.

Далее у транспортного инспектора нужно потребовать протокол о прекращении задержания. В некоторых случаях может потребоваться отдельное письмо от имени руководства Транспортной инспекции (по словам В. Мальгина, это излюбленный бюрократами способ продлить время пребывания автомобиля на штрафной площадке). Перевозчик также должен оплатить услуги пребывания на штрафной площадке, услуги эвакуатора (если его привлекали) и уплатить штраф. Однако, важно помнить, что уплатить штраф перевозчик обязан при выезде с территории России, а не с территории штрафной площадки.  Если требования уплатить штраф выдвигается на штрафной площадке, его можно и нужно обжаловать. По словам сотрудников «Юрвест», владельцы штрафных площадок зачастую тесно связаны с транспортными инспекторами, не для кого не секрет, что транспортные инспекторы заинтересованы в «поставке клиентов» на штрафные площадки, поэтому при малейших сомнениях по поводу действий транспортного инспектора нужно обращаться к его руководству.

Возможность вернуть понесённые расходы

Литовские перевозки могут рассказать не одну историю о том, как их задерживали в России по несколько дней, иногда даже без указания причин. Могут ли они возместить расходы, понесённые вследствие незаконных действий российских транспортных инспекторов? Были ли в судах случаи разбирательства подобных дел? Юрист Дмитрий Иванов говорит, что это возможно, судебная практика по этому вопросу уже есть. По словам Д. Иванова, иск о возвращении незаконно уплаченных штрафов нужно возбуждать в отношении Транспортной инспекции. Если перевозчик сумеет обосновать свои расходы и докажет, что действия транспортного инспектора были незаконными, назначенная судом сумма будет выплачена из бюджета Российской Федерации. Более того, если перевозчик сумеет документально обосновать ущерб, понесённый вследствие принудительного простоя, он может покрыть и эти расходы.

«Как уже говорилось, иск о возвращении незаконно назначенных штрафов нужно возбуждать в отношении Транспортной инспекции. Если суд примет положительное для перевозчика решение, то Транспортная инспекция взыщет эту сумму у конкретного инспектора в порядке регресса. Если таких исков будет много, то перед тем, как назначать наказание, транспортным инспекторам придётся хорошо подумать, не вернутся ли их действия бумерангом. В этом отношении в российском праве возможностей значительно больше, чем в европейском», – говорит Р. Образцов.

С другой стороны, как утверждает В. Мальгин, в 90 проц. случаев проблемы возникают из-за неправильно заполненных документов, поэтому винить транспортных инспекторов не в чем.

Водителей и менеджеров необходимо обучать

Что, основываясь на своём опыте, могут посоветовать юристы тем перевозчикам, которые хотят предотвратить возможные административные наказания? В. Мальгин говорит, что, в первую очередь, всех сотрудников (водителей и менеджеров) необходимо обучать – даже с учётом того, что смена кадров в транспортных компаниях носит постоянный характер.

«Перед каждым рейсом инструктируйте своих водителей, как они обязаны действовать в той или иной ситуации. Тщательно проверяйте пакет документов, который вручаете своим водителям. Желательно, чтобы в офисе остались копии всех документов. Напомните водителям, что в течение 5 минут после задержания они должны связаться с руководством компании или юристом. Важно запомнить, что в таких ситуация время терять нельзя – сообщать о любой внештатной ситуации нужно немедленно. В случае изъятия документов водитель должен проверить по списку все предъявленные инспектору документы», – советует юрист.

Комментарии

Борис Горячок 2016-03-26 12:34

Спасибо. Очень нужная информация. Это ваши контакты ? 8-800-555-41-01 (звонок бесплатный) +7 911 350-72-19 (оператор МТС) +7 911 350-19-19 mail@medialuki.ru icq: 487-696-782 skype: wladimir_z

Rykmanas Valerijus 2016-03-24 19:05

Иван,это ты сейчас с кем разговаривал ??? Фирма "Юрвест" уже много лет помогает перевозчикам в этой борьбе. Я получал неоднократно бесплатную консультацию и благодаря этому выскальзывал из рук транспортников!!! А что касается нашего министерства - ну позвони им,потом расскажешь...

Ivan Voitechovic 2016-03-24 13:32

nado sprašivat konsultacyiu u ministra transporta litvy čtoby delal horošyie otnošenie z ministerstvom transporta rossi a ne u kokihto prodažnyh klerikov iurvest oni toko i zaiteresovany ograbit litovskogo perevozčika . Nenado golovu sovat samim v petliu gde tam nepoželeiut a budut atrublivat v svoiu polzu !!!


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0