Суточные для водителей-дальнобойщиков: какова цена фискальной близорукости?
Лидеры транспортного сообщества уже давно публично говорят о мрачных прогнозах на будущее транспортной отрасли. В течение двух последних лет литовским перевозчикам приходилось бороться за восстановление потерь на российском рынке (80 проц. литовских транспортных компаний возили грузы из Западной Европы в Россию) и искать свою нишу в странах Старого континента. И вот сейчас, когда, казалось бы, все основные проблемы решены, они вновь столкнулись с угрозой поражения – на этот раз из-за недальновидных решений литовских политиков. Руководители ассоциации «Linava» заявили, что если в Литве будет принят закон о налогообложении суточных, выплачиваемых водителям грузового транспорта, то Литва, как гласит народная мудрость, обрубит сук, на котором сидит.
За комментарием по этому вопросу редакция CargoNews.lt обратилась к президенту ассоциации «Linava» Эрландасу Микенасу.
В интернете много предложений по трудоустройству водителей грузового транспорта. В зарплате, которую водителям предлагают работодатели, мы видим существенную разницу – от 500 до 3000 евро. Какие обстоятельства определяют такой разрыв?
Такой разрыв определяет не только квалификация водителей и география перевозок, но и информация, которую предоставляют некоторые работодатели. Я говорю о том, что иногда в объявлениях указывается не весь официальный заработок водителя. Как правило, водители, работающие за границей, получают не менее 1300 евро в месяц. Меньше зарабатывают только водители, которые работают не на полную ставку или не ездят за границу.
В настоящее время транспортные компании стараются оптимизировать свои расходы, поэтому платят водителям минимальную зарплату с коэффициентом 1,3, а остальную часть оговоренного заработка выплачивают в качестве суточных. Как может измениться финансовое бремя работодателя, если ему придётся платить зарплату на основании общепринятых схем трудовых отношений?
Что значит «оптимизировать»? Работодатель обязан платить суточные в соответствии с постановлением правительства. Если работодатель платит водителю 1500 – 1800 евро в виде суточных, значит ли это, что он обязан платить водителю такую же сумму в виде зарплаты? Если да, то в таком случае содержание одного водителя обходится компании примерно в 2500 – 3100 евро. Все мы понимаем, что работа водителя очень сложная и напряжённая, но платить такие деньги транспортные компании не в состоянии. Наш бизнес станет безнадёжно нерентабельным, а литовские перевозчики – абсолютно неконкурентоспособными. Наши конкуренты в других странах платят водителям зарплату по той же схеме, какая на сегодняшний день существует в Литве. Судя по текущей статистике и тенденциям развития предпринимательства, могу уверенно сказать, что принятие закона о налогообложении суточных приведёт одну из основных отраслей литовской экономики к краху. Вряд ли водители будут согласны зарабатывать меньше. Выходит, что всё финансовое бремя в очередной раз ляжет на плечи работодателя, но компании не в состоянии выдержать такую налоговую нагрузку. Или наше государство намекает на то, что мы должны сокращать заработки водителей?
Какие социальные гарантии имеют водители грузового транспорта, и чего они лишаются при нынешней системе оплаты их труда? Что вы можете им посоветовать?
На сегодняшний день водители имеют все предусмотренные государством социальные гарантии. Тот факт, что часть своего заработка они получают в виде суточных, влияет на размер пенсии по возрасту и отпускные. Однако, реальная зарплата водителей значительно превышает среднестатистическую литовскую зарплату, поэтому они могут копить деньги на старость самостоятельно. Мы напоминаем об этом при каждом удобном случае и советуем водителям накапливать пенсию в добровольных пенсионных фондах.
С другой стороны – если государство на самом деле заботится о благосостоянии и социальных гарантиях всех своих граждан, почему оно сосредоточилось только на водителях? Почему, например, государство не думает о кассирах, работающих в торговле? Может, государство хочет решить проблему с нехваткой водителей?
Чем литовская система оплаты труда водителей отличается от аналогичных систем в соседних странах?
Как я уже говорил, существенных различий нет. Как бы не назывался заработок водителей в различных странах, система везде одна – базовая зарплата и суточные (или их аналог). Зарплата литовских водителей превышает среднестатистическую зарплату в Европейском Союзе. Разве это плохо?
Как, по вашим сведениям, в Литве предполагается изменить порядок выплаты суточных? Как изменения могут отразиться на работе транспортного сектора?
Официальной информации пока нет. Однако, в публичных дискуссиях о возможных изменениях в налоговой системе продвигаются идеи взымать с суточных подоходный налог и социальные налоги. Если эти идеи воплотятся в жизнь, литовские перевозчики не выдержат конкуренции со стороны перевозчиков соседних стран, а вторая по значению отрасль литовской экономики окажется на грани банкротства.
Правда ли это, что ряд крупных перевозчиков думает о возможностях переместить свой бизнес в Латвию или Польшу?
Во все стратегические планы компаний включены возможные риски и способы их устранений. В Литве тоже есть перевозчики, которые изучают возможности переместить свой бизнес и, соответственно, уплату налогов в другие страны ЕС, необязательно в Латвию или Польшу. Эта процедура не из лёгких, однако, она может стать единственным выходом из безвыходного положения. В ассоциацию «Linava» уже поступили просьбы некоторых её членов проанализировать налоговою ситуацию других стран и представить возможные рекомендации, если в Литве будут приняты неадекватные и непродуманные решения.
Недавно Европейская Комиссия заявила о намерении пересмотреть правила командирования сотрудников. Цель этого шага – сделать так, чтобы за одну и ту же работу граждане всех стран ЕС получали одинаковую зарплату, чтобы не было предпосылок к социальному демпингу. Насколько эти моменты важны для литовских перевозчиков?
Наши водители-дальнобойщики получают достаточно большую зарплату, даже по меркам других европейских стран. Я об этом говорил несколько недель тому назад в Брюсселе. Нашу позицию относительно решения Европейской Комиссии разделяют коллеги из Польши, Латвии, Эстонии, Венгрии, Румынии – они, как и мы, тоже сталкиваются не с попытками «преградить путь к социальному демпингу», а с элементарным стремлением ограничить конкуренцию. Требования крупнейших европейских стран – не что иное, как стремление создать «тепличные» условия для своих перевозчиков и «надеть уздечку» на неудобных конкурентов. Следуя такой логике, Литва тоже могла бы ограничить присутствие иностранного капитала на своём рынке. В таких вещах можно даже усмотреть попытку расколоть Европейский Союз. О том, как старожилы и новички ЕС пытаются «перетянуть канат в свою сторону», уже заговорили на заседаниях президиума IRU.
Какое влияние на деятельность литовских транспортных компаний оказало требование Германии платить водителям 8,5 евро в час?
Мы почувствовали единственное изменение – увеличилась административная нагрузка. Сейчас нам приходится предоставлять германским учреждениям различные документы, подтверждающие тот факт, что литовские водители получают установленную в Германии зарплату. К другим всевозможным документам добавился германский пакет. Между тем зарплата водителей существенно не изменилась, так как она и ранее соответствовала упомянутым требованиям. Мне хочется ответить вопросом на вопрос: что случится, если другие страны начнут поступать также, как поступила Германия? Скольким министерствам финансов нам придётся предъявлять информацию, если нам, например, нужно будет доехать до Португалии? И сколько дополнительных рабочих мест придётся создать для того, чтобы можно было удовлетворить требования каждой отдельной страны?
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.