Суточные для водителей-дальнобойщиков: какова цена фискальной близорукости?

shutterstock_143045899

Лидеры транспортного сообщества уже давно публично говорят о мрачных прогнозах на будущее транспортной отрасли. В течение двух последних лет литовским перевозчикам приходилось бороться за восстановление потерь на российском рынке (80 проц. литовских транспортных компаний возили грузы из Западной Европы в Россию) и искать свою нишу в странах Старого континента. И вот сейчас, когда, казалось бы, все основные проблемы решены, они вновь столкнулись с угрозой поражения – на этот раз из-за недальновидных решений литовских политиков. Руководители ассоциации «Linava» заявили, что если в Литве будет принят закон о налогообложении суточных, выплачиваемых водителям грузового транспорта, то Литва, как гласит народная мудрость, обрубит сук, на котором сидит.

За комментарием по этому вопросу редакция CargoNews.lt обратилась к президенту ассоциации «Linava» Эрландасу Микенасу.

В интернете много предложений по трудоустройству водителей грузового транспорта.  В зарплате, которую водителям предлагают работодатели, мы видим существенную разницу – от 500 до 3000 евро. Какие обстоятельства определяют такой разрыв?

Такой разрыв определяет не только квалификация водителей и география перевозок, но и информация, которую предоставляют некоторые работодатели. Я говорю о том, что иногда в объявлениях указывается не весь официальный заработок водителя. Как правило, водители, работающие за границей, получают не менее 1300 евро в месяц. Меньше зарабатывают только водители, которые работают не на полную ставку или не ездят за границу.

В настоящее время транспортные компании стараются оптимизировать свои расходы, поэтому платят водителям минимальную зарплату с коэффициентом 1,3, а остальную часть оговоренного заработка выплачивают в качестве суточных. Как может измениться финансовое бремя работодателя, если ему придётся платить зарплату на основании общепринятых схем трудовых отношений?

Что значит «оптимизировать»? Работодатель обязан платить суточные в соответствии с постановлением правительства. Если работодатель платит водителю 1500 – 1800 евро в виде суточных, значит ли это, что он обязан платить водителю такую же сумму в виде зарплаты? Если да, то в таком случае содержание одного водителя обходится компании примерно в 2500 – 3100 евро. Все мы понимаем, что работа водителя очень сложная и напряжённая, но платить такие деньги транспортные компании не в состоянии. Наш бизнес станет безнадёжно нерентабельным, а литовские перевозчики – абсолютно неконкурентоспособными. Наши конкуренты в других странах платят водителям зарплату по той же схеме, какая на сегодняшний день существует в Литве. Судя по текущей статистике и тенденциям развития предпринимательства, могу уверенно сказать, что принятие закона о налогообложении суточных приведёт одну из основных отраслей литовской экономики к краху. Вряд ли водители будут согласны зарабатывать меньше. Выходит, что всё финансовое бремя в очередной раз ляжет на плечи работодателя, но компании не в состоянии выдержать такую налоговую нагрузку. Или наше государство намекает на то, что мы должны сокращать заработки водителей?

Какие социальные гарантии имеют водители грузового транспорта, и чего они лишаются при нынешней системе оплаты их труда? Что вы можете им посоветовать?

На сегодняшний день водители имеют все предусмотренные государством социальные гарантии. Тот факт, что часть своего заработка они получают в виде суточных, влияет на размер пенсии по возрасту и отпускные. Однако, реальная зарплата водителей значительно превышает среднестатистическую литовскую зарплату, поэтому они могут копить деньги на старость самостоятельно. Мы напоминаем об этом при каждом удобном случае и советуем водителям накапливать пенсию в добровольных пенсионных фондах.

С другой стороны – если государство на самом деле заботится о благосостоянии и социальных гарантиях всех своих граждан, почему оно сосредоточилось только на водителях? Почему, например, государство не думает о кассирах, работающих в торговле? Может, государство хочет решить проблему с нехваткой водителей?

Чем литовская система оплаты труда водителей отличается от аналогичных систем в соседних странах?

Как я уже говорил, существенных различий нет. Как бы не назывался заработок водителей в различных странах, система везде одна – базовая зарплата и суточные (или их аналог). Зарплата литовских водителей превышает среднестатистическую зарплату в Европейском Союзе. Разве это плохо?

Как, по вашим сведениям, в Литве предполагается изменить порядок выплаты суточных? Как изменения могут отразиться на работе транспортного сектора?

Официальной информации пока нет. Однако, в публичных дискуссиях о возможных изменениях в налоговой системе продвигаются идеи взымать с суточных подоходный налог и социальные налоги. Если эти идеи воплотятся в жизнь, литовские перевозчики не выдержат конкуренции со стороны перевозчиков соседних стран, а вторая по значению отрасль литовской экономики окажется на грани банкротства.

Правда ли это, что ряд крупных перевозчиков думает о возможностях переместить свой бизнес в Латвию или Польшу?

Во все стратегические планы компаний включены возможные риски и способы их устранений. В Литве тоже есть перевозчики, которые изучают возможности переместить свой бизнес и, соответственно, уплату налогов в другие страны ЕС, необязательно в Латвию или Польшу.  Эта процедура не из лёгких, однако, она может стать единственным выходом из безвыходного положения.  В ассоциацию «Linava» уже поступили просьбы некоторых её членов проанализировать налоговою ситуацию других стран и представить возможные рекомендации, если в Литве будут приняты неадекватные и непродуманные решения.

Недавно Европейская Комиссия заявила о намерении пересмотреть правила командирования сотрудников. Цель этого шага – сделать так, чтобы за одну и ту же работу граждане всех стран ЕС получали одинаковую зарплату, чтобы не было предпосылок к социальному демпингу. Насколько эти моменты важны для литовских перевозчиков?

Наши водители-дальнобойщики получают достаточно большую зарплату, даже по меркам других европейских стран. Я об этом говорил несколько недель тому назад в Брюсселе. Нашу позицию относительно решения Европейской Комиссии разделяют коллеги из Польши, Латвии, Эстонии, Венгрии, Румынии – они, как и мы, тоже сталкиваются не с попытками «преградить путь к социальному демпингу», а с элементарным стремлением ограничить конкуренцию. Требования крупнейших европейских стран – не что иное, как стремление создать «тепличные» условия для своих перевозчиков и «надеть уздечку» на неудобных конкурентов. Следуя такой логике, Литва тоже могла бы ограничить присутствие иностранного капитала на своём рынке. В таких вещах можно даже усмотреть попытку расколоть Европейский Союз. О том, как старожилы и новички ЕС пытаются «перетянуть канат в свою сторону», уже заговорили на заседаниях президиума IRU.

Какое влияние на деятельность литовских транспортных компаний оказало требование Германии платить водителям 8,5 евро в час?

Мы почувствовали единственное изменение – увеличилась административная нагрузка. Сейчас нам приходится предоставлять германским учреждениям различные документы, подтверждающие тот факт, что литовские водители получают установленную в Германии зарплату. К другим всевозможным документам добавился германский пакет. Между тем зарплата водителей существенно не изменилась, так как она и ранее соответствовала упомянутым требованиям. Мне хочется ответить вопросом на вопрос: что случится, если другие страны начнут поступать также, как поступила Германия? Скольким министерствам финансов нам придётся предъявлять информацию, если нам, например, нужно будет доехать до Португалии? И сколько дополнительных рабочих мест придётся создать для того, чтобы можно было удовлетворить требования каждой отдельной страны?

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Точка зрения

_MG_9857

Профессиональные водители показывают невероятные результаты экономичного вождения

Пять лет тому назад в Литве состоялся первый чемпионат по экономичному вождению грузовых автомобилей. Эта популярная в других странах идея у нас не только успешно прижилась, но и стала одним из наиболее ожидаемых событий в жизни транспортных профессионалов. Эти состязания давно вышли за рамки игры «преодолей трассу с наименьшими затратами топлива». Некоторые транспортные компании «привязали» экономичное вождение к системе заработной платы – им удалось достичь таких результатов, какие до недавнего времени считались «нереальными» или «недостижимыми». В конечном итоге пользу от таких соревнований почувствовали абсолютно все: предприниматели стали экономить солидные суммы за счёт сокращения затрат на топливо, водители почувствовали повышение зарплат, агрегаты грузовых автомобилей стали изнашиваться меньше и, что очень важно, резко сократилось количество различных инцидентов.

2017-07-27 1 818
0
kompo klaviatūra

Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

2017-03-02 2 687
0
thermometer-833085_640

Какова вероятность наказаний за недопустимое действие лекарственных препаратов?

Когда Европу охватывает эпидемия гриппа, вполне естественно, что каждый из нас ищет способы, как предостеречься от этой опасной болезни. Мы начинаем принимать различные лекарства, но не многие из нас задумываются над тем, что некоторые составляющие вещества могут не только иметь побочное действие, но и представлять реальную угрозу безопасности. Об этом обязаны помнить водители, в особенности, если побочное действие принимаемых ими лекарств вызывает сонливость или влияет на реакцию. Следует отметить, что водитель, подверженный этим эффектам, может понести такую же ответственность, как водитель, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Насколько велика вероятность быть наказанным?

2017-01-24 409
0
pinigas-spaudzia

Выбираем лизинговую компанию: советы специалиста, на что обратить внимание

Финансовый лизинг – одна из наиболее распространённых форм финансирования покупок транспортных средств. Услуги лизинга предлагают не только банки, но и производители грузовой техники (в форме открытия кредитных линий для своих клиентов). Как выбрать лизинговую компанию, чтобы её предложение в наибольшей мере отвечало вашим потребностям? На что, при заключении лизингового договора, необходимо обратить внимание, чтобы не попасть в финансовую или юридическую ловушку?  За консультацией по этим и другим вопросам редакция CargoNews.lt обратилась к Меркису Саукявичюсу, бывшему руководителю одной из лизинговых компаний, а ныне консультанту в области управления закупками.

2017-01-17 878
0
shutterstock_159341516

Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?

Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.

2017-01-11 844
2