Может ли выиграть Литва в противоборстве России и Польши? (дополнено комментарием президента ассоциации «Linava» Э. Микенаса)
Федеральный закон России об особенностях перевозок грузов из третьих стран в Россию, принятый в конце 2014 г., и подписанный в декабре 2015 г. президентом России декрет вызвали настоящую бурю в транспортных кругах.
Первое, что почувствовали европейские (в особенности литовские) перевозчики – это напряжённое положение на внутренних ППК между Беларусью и Россией, где их стали считать «чужими» и практически перестали пропускать в Россию из-за отсутствия массы дополнительных, зачастую даже сотрудникам ППК непонятных документов. Второе и, может быть, самое главное – выполнение требований закона накалило общую обстановку в сфере международных перевозок и сотрудничества европейских стран с Россией. В частности, это выразилось в согласовании разрешений на международные перевозки между Россией и Польшей в 2016 г.
Державы вступили в практически открытое противоборство. В последние несколько дней транспортное сообщество с большим интересом, если не сказать, даже с некоторой озабоченностью наблюдает за ходом развития ситуации, так как исход нескольких неудачных раундов переговоров может заставить не только польских и российских, но и других перевозчиков задуматься над тем, как придётся работать в ближайшем будущем. Россия в типичном для неё духе заявила, что проблемы создала лишь Польша, с другими странами у неё проблем по этому вопросу не было.
Что не устроило поляков?
В Федеральном законе России об особенностях перевозок грузов из третьих стран установлен порядок, согласно которому, при перевозках грузов из третьих стран в Россию, перевозчику необходимо иметь трёхстороннее российское разрешение. Всем, кто работает в транспорте, понятно, что такое решение фактически означает вытеснение иностранных перевозчиков с российского рынка, так как квоты трёхсторонних межгосударственных разрешений значительно меньше, чем квоты двусторонних. Декрет российского президента подлил ещё больше масла в огонь, так как он в значительной мере ограничил транзитные перевозки. Польские перевозчики были первыми, кто выразил своё открытое негодование по этому поводу.
Как сообщает tvp.info, перевозками в Россию занимаются примерно 20 проц. из 150 тыс. зарегистрированных в Польше грузовых автомобилей. До сих пор польские перевозчики были одними из тех, кто получал самые большие квоты российских разрешений. Вполне понятно, что такая «армия» польских перевозчиков занимала значительное место на российском транспортном рынке. С другой стороны, в России работают не только польские перевозчики, поэтому меры, предпринятые измученной рецессией Россией, можно считать способом полностью избавиться от иностранных перевозчиков. Просто поляки были первыми, кто понял, какой удар транспортной отрасли Польши нанесёт принятие закона – 85 проц. польских перевозчиков, работающих в российском направлении, будут лишены возможности работать не только на российском, но также и на азиатском рынке. И поляки этому воспротивились.
Ассоциация польских перевозчиков ZMPD выступила с требованием не уменьшать квоты российских разрешений. Как сообщает АСМАП, поляки потребовали выдать столько трёхсторонних разрешений, сколько в 2015 г. быдло выдано двусторонних разрешений. А это в 5 раз больше, чем предложила Россия на 2016 г.
Польша опирается на вполне обоснованный аргумент – российское законодательство нарушает двусторонние межгосударственные соглашения и международное право. Со своей стороны добавим, что своим решением Россия в одностороннем порядке нарушила не только польско-российские соглашения. Однако на сегодняшний день ситуация сложилась так, что Польша выступает в роли санитара, и пытается защитить не только свои интересы, но и интересы перевозчиков других стран, ставших заложниками российских решений.
Европейский Союз не поможет
Самое интересное, что на этом поле боя поляки стоят как одинокие воины: еврокоммисар по транспорту Виолетта Бульц польскому министру инфраструктуры и строительства Анджею Адамчику заявила, что помочь ничем не может. На пресс-конференции А. Адамчик сообщил, что еврокоммисар «выразила веру в наши дипломатические способности и пожелала удачи в принятии наиболее удовлетворительного решения».
Как говорится, не для протокола, но всем понятно, почему поляки решили выступить с протестом против решения России. Польша – важная транзитная страна. Чуть ранее Россия лишилась транзита через Украину и Турцию, и сейчас у неё практически нет выхода на западноевропейский рынок. Кто кого «накажет», неизвестно. На сегодняшний день Польша и Россия садились за стол переговоров несколько раз, но безрезультатно. Квоты разрешений на 2016 г. всё ещё не согласованы. В компромиссном порядке стороны договорились лишь о беспрепятственном выезде «чужих» перевозчиков с территорий своих стран до 15-го февраля 2016 г. Польша отклонила предложение России продлить действие прошлогодних разрешений до 15-го февраля 2016 г., хотя предоставила возможность российским перевозчикам, возвращающимся в Россию, въехать на свою территорию до этой даты.
Хотя стороны продолжают обмениваться открытыми обвинениями (так, Россия обвинила Польшу в деструктивном подходе, стремлении узурпировать российский рынок и злоупотреблении своим географическим положением) и двусторонние переговоры всё ещё не приводят ни к каким результатам, похоже, что некоторый «дипломатический» перевес находится всё же на польской стороне: несмотря на то, что согласовать квоты разрешений никак не удаётся, заместитель министра по транспорту Николай Асаул пообещал, что в течение двух месяцев Россия пересмотрит своё законодательство и внесёт в него изменения, о которых говорилось в ходе последнего раунда польско-российских переговоров.
Однако, двухмесячный срок ни одну из сторон не устраивает. 15-ое февраля 2016 г. – этот тот день, когда перевозчики обеих стран будут обязаны покинуть «чужую» территорию. Как сообщает gazeta.ru, российские перевозчики надеются, что до 15-го февраля вопрос будет решён, тем не менее, они уже сейчас вынуждены искать обходные пути. А они, как известно, и длиннее, и дороже.
Вся надежда на следующий раунд переговоров. Он должен состояться в Москве. Дата переговоров пока не объявлена.
Что выгоднее литовским перевозчикам?
В этой ситуации Литва (имеются ввиду официальные организации) заняла позицию наблюдателя. За развитием польско-российского конфликта активно наблюдают те, на ком он может непосредственно отразиться – литовские, белорусские, польские, российские перевозчики. На форуме Cargo.LT разгорелась горячая дискуссия о том, какой сценарий исхода этого конфликта может принести наибольшую пользу литовским перевозчикам. Белорусские и российские перевозчики говорят о польских коллегах как о серьёзной силе, с которой нельзя не считаться. Некоторые коллеги утверждают, что российские перевозчики не в силах бороться с естественной конкуренцией поляков, поэтому вытеснить польских перевозчиков с российского рынка можно только с помощью государственного вмешательства. Другие считают, что по отношении к России Литва должна занять такую же «жёсткую» позицию, так как Литва контролирует транзит не только в Польшу, но и в Калининградскую область. Третьи отмечают, что от неудачного исхода польско-российских переговоров выиграют литовские перевозчики, так как они возьмут под контроль польско-российский грузопоток.
«На мой взгляд, вы должны тихо молиться, чтобы переговоры продолжались как можно дольше. От затяжных переговоров выиграют все, кроме поляков – в первую очередь, вы, литовские перевозчики. Все грузы будут консолидироваться на литовских терминалах, российские перевозчики будут забирать грузы у вас в Литве», – говорит белорусский коллега.
Мечисловас Атрошкявичюс, руководитель транспортной компании «Mečys», не скрывает своего восхищения позицией ассоциации польских перевозчиков. Он убеждён, что литовская ассоциации должна следовать примеру поляков и точно также отстаивать интересы своих перевозчиков. Руководству «Linava» давно известно об изменениях в российском законодательстве, однако никаких мер для того, чтобы увеличить квоты российских разрешений, оно не предприняло. Кроме того, считает М. Атрошкявичюс, Литва со своей стороны тоже может предложить России применять правило «третьей страны» по отношению к российским перевозчикам, только оно вряд ли их обрадует.
На вопрос о том, какой сценарий исхода польско-российских переговоров может быть наиболее благоприятным для литовских перевозчиков, М. Атрошкявичюс ответил, что в этой ситуации, как и в любой другой, есть свои плюсы и минусы. По его словам, победа поляков будет означать победу международных соглашений над национальным законодательством одной страны, и может дать толчок к отстаиванию прав перевозчиков других стран. Правда, в этом случае шансов для контроля польского грузопотока в Россию у литовских перевозчиков практически не будет.
Если же ситуация сложится так, что перевес в переговорах будет на российской стороне, доступ на российских рынок для поляков будет практически закрыт, и именно от такого исхода дела в некотором смысле могут выиграть литовские перевозчики.
Позиция «Linava» — сдержанная
В сложившейся ситуации позиция ассоциации «Linava» радикально отличается от позиции коллег из союза польских перевозчиков (ZMPD). Создаётся впечатление, что наши представители перевозчиков не намерены вмешиваться с сложные ситуации – они ограничились информационной поддержкой литовских перевозчиков в том, как правильно выполнять новые российские требования, и надеждой на то, что польско-российский конфликт завершится сам собой, причём с положительным для всех исходом.
На вопросы редакции CargoNews.lt отвечает президент ассоциации «Linava» Эрландас Микенас.
Какое значение для Литвы может иметь сложившаяся на данный момент ситуация между Россией и Польшей?
Любое государство старается защищать свой рынок от иностранных перевозчиков. Только одни страны это делают в соответствии с нормами международных соглашений, а другие считают, что достаточно национального законодательства. Для литовских перевозчиков сложившаяся ситуация означает то, что грузопоток из Польши в Россию и из России в Польшу может прекратиться. При такой ситуации может появиться больше работы у паромных линий и грузовых терминалов, однако я не хочу забегать наперёд – время до 15-го февраля ещё есть. Я думаю, что обе страны, которые являются нашими соседями и важными для нас партнёрами, сумеют договориться.
Может ли Литва извлечь из этой ситуации пользу? И если да, то такие меры необходимо предпринять?
Кратковременная польза может быть – скорее всего, повысятся цены на перевозки. Но в долгосрочной перспективе мне бы хотелось надеяться на стабильные условия работы с Россией как для литовских, так и для польских перевозчиков. Это была бы та ощутимая польза, о которой мечтают все перевозчики.
В настоящее время ассоциация «Linava» предоставляет своим членам информационную поддержку – наши специалисты помогают перевозчикам правильно заполнять документы, чтобы не было проблем при перевозках в Россию. Так или иначе, и Литва, и Россия заинтересованы в нормальном сотрудничестве. Литовские перевозчики могут оказаться в таком же положении, в каком на данный момент находятся польские коллеги, поэтому радоваться такому ходу событий не следует.
Какой исход польско-российских переговоров может быть наиболее благоприятным для Литвы?
Мы надеемся, что стороны всё же договорятся о квотах разрешений, и хаоса на восточной границе Европейского Союза не будет. Если перед польскими перевозчиками закроются двери российского рынка, они повернут на запад, а это может вызвать хаос в ценах на перевозки.
Какой позиции придерживалась Литва в переговорах о квотах разрешений на 2016 год?
Литва впервые не была в роли «младшего брата», поэтому нам удалось получить больше трёхсторонних российских разрешений на 2016 год. России нужно больше двусторонних литовских разрешений, так как российские перевозчики довольно часто ездят в Литву.
Могла бы Литва занять такую же «жёсткую» позицию, как Польша?
Могла бы, да только какая от этого польза? Польша – огромная страна, её стратегическое (в географическом смысле) положение – тот козырь, с помощью которого она отстаивает свои интересы. Мы идём по другому пути, и наши перевозчики – хотя и с некоторыми препятствиями – продолжают ездить в Россию.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.