2015-й год глазами транспортного сообщества (часть I)
Какие события были самыми знаменательными для перевозчиков в 2015 году? Какие изменения в деловой среде транспортного сообщества были самыми главными? С какими проблемами столкнулся транспортный мир – какие из них решились, а какие так и остались без решения? Редакция CargoNews.lt предлагает своим читателям обзор основных событий уходящего 2015-го года.
Второй год эмбарго
Не зря говорится – «что не убивает, делает нас сильнее». Вспыхнувшая летом 2014 года экономическая война между Россией и остальным цивилизованным миром, в ходе которой Кремль разрушил большую часть сложившихся международных деловых и торговых схем, больно ударила по транспортному сообществу, однако в конечном итоге этот удар дал импульс к возрождению.
Объявленные Министерством транспорта и коммуникаций данные о результатах деятельности транспортных компаний в первом полугодии 2015 г. показали, что несмотря на сокращение экспорта транспортных услуг в Россию (более чем на 40 проц.), общий объём экспорта этих услуг сократился лишь на 1,78 проц. Это значит, что потери на восточных рынках Литва успешно компенсировала за счёт продажи транспортных услуг на рынках стран Европейского Союза. В конечном результате вклад транспортного сектора в национальный ВВП составил 13,7 проц.
О том, что транспортный сектор переживает своего рода подъём, свидетельствуют и отчёты продавцов грузовых автомобилей. По темпам роста рынка продаж новых грузовых автомобилей Литва опережает все остальные страны Европейского Союза. В этом году автомобилей категории N3 в Литве были продано на 65,4 проц. больше, чем в январе – октябре 2014 г. Похожая тенденция наблюдается в секторе продаж новых грузовых автомобилей в лизинг: по сравнению с первыми тремя кварталами 2014 г., в этом году «плюс» составил 72,5 проц.
Как утверждают специалисты, в этом году в Литве продано почти 3,5 тыс. новых грузовых автомобилей и 2,4 тыс. единиц новых прицепов и полуприцепов.
Аналитики «Danske» банка отметили, что рост литовской экономики в третьем квартале текущего года составил 1,8 проц. Это лучший результат в этом году и сигнал к тому, что экономика Литвы начинает постепенно восстанавливаться после продолжительного периода застоя, начавшегося в конце кризиса 2008 – 2009 г.г. Экономисты отмечают, что самый большой удар экономике Литвы в этом году нанесло падение спроса различных товаров на восточных рынках и введённое Россией продовольственное эмбарго. С начала нынешнего года экспорт продовольственных продуктов в Россию сократился на 55 проц., а реэкспорт – почти на 40 проц. Однако, последние статистические данные говорят о том, что литовский экспорт начинает оживляться, и происходит это за счёт появления новых торговых партнёров. В августе этого года литовские предприятия пищевой промышленности увеличили объём своих продаж на 8 проц. (по сравнению с августом прошлого года) и почти полностью вышли на уровень 2013 г.
Предполагается, что к концу года последствия резкого падения спроса на российском рынке и их влияние на экономику Литвы должны полностью исчезнуть. По прогнозам экономистов, рост нашей экономики в последнем квартале текущего года должен составить 2,1 проц., а общегодовой показатель роста должен быть 1,7 проц. Ожидается, что в будущем году рост литовской экономики составит 2,8 проц., а в 2017 г. – 3,2 проц.
Конца пока не видно
Как раз во время литовского праздника, который в России называют Иваном Купалой, из Москвы пришло известие о том, что президент Владимир Путин отдал распоряжение ещё на год продлись эмбарго продуктов питания из стран Европейского Союза и США. Таким образом, Россия запретила импорт сельскохозяйственного сырья, а также сельскохозяйственной и продовольственной продукции до 5-го августа 2016 г.
Более того – российские компании-переработчики сельхозпродукции обратились к Правительству с просьбой расширить перечень запрещенной к ввозу продукции. В нём появились некоторые виды кондитерских изделий, в частности, шоколад.
Глава «Россельхознадзора» Сергей Данкверт заявил, что, таким образом, будет дан толчок к развитию высокотехнологического отечественного производства. Еще весной российские кондитеры заявляли о возможной приостановке производства шоколада из-за падения рубля и ограничений импорта сырья. Производство шоколада более чем на 50% зависит от импортных ингредиентов, а из-за неурожая прошлым летом цены на один из наиболее часто используемых ингредиентов — фундук — выросли на 79%, из-за девальвации рубля стоимость какао-продуктов за год выросла более чем на 50. По данным «Росстата», производство шоколада в России только в марте сократилось на 21,3%, до 7,5 тыс. тонн.
До сих пор шоколад, как и кофе, злаки, мучные кондитерские изделия, в том числе пирожные и печенье, а также все продукты из какао, не были включены в перечень запрещенной к ввозу из США, Канады, ЕС, Норвегии и Австралии в Россию продукции, утвержденный правительством РФ в августе прошлого года.
«Платон» вызвал замешательство
С 15-ого ноября, одновременно с введением в России «Платона» (системы взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным дорогам России), в очередях пришлось простаивать всем водителям этого вида транспорта.
По плану, перевозчики должны были получить 2 млн бортовых устройств, однако выдача этих устройств «забуксовала». По данным ассоциации «Linava», в первый день сбора налога на ППК в Смоленске образовалась очередь из примерно 100 грузовых автомобилей. Напомним, что до 29-го февраля 2016 г. тариф платы установлен в размере 0,02 евро за километр, а с 1-го марта он будет 0,04 евро за километр, т.е. несколько меньше, чем планировалось изначально.
Изначально за проезд без оплаты авторами «Платона» были предусмотрены очень серьёзные штрафы: если транспортное средство принадлежит юридическому лицу – 450 000 рублей (~6 275 евро), если физическому – 40 000 рублей (~558 евро). За повторное нарушение грозил штраф соответственно в 1 млн рублей (~13 944 евро) и 50 000 рублей (~697 евро). Такие драконовские наказания не заставили долго ждать реакции перевозчиков – по России прокатилась волна массовых протестов, в адрес Правительства было направлено несколько обращений с просьбой пересмотреть суммы штрафов. Под давлением транспортного сообщества штрафы были уменьшены почти в 100 раз – до 5000 рублей (примерно 67 евро) за первое нарушение и до 10 000 рублей (примерно 134 евро) за повторное нарушение.
Проверка перевозчиков будет производится на 481 пункте контроля. Кроме того, для проверки будет задействовано 200 автомобилей, оснащённых видеокамерами. Те, кто собирается пользоваться платными дорогами России, должны регистрироваться на сайте www.platon.ru . На этом же сайте размещена вся подробная и актуальная информация о «Платоне».
По сути, введение «Платона» положило конец действию двусторонних межгосударственных литовско-российских соглашений: до введения «Платона» Вильнюс разрешал транзит в Калининградскую область без приобретения литовских дорожных виньеток, а Москва разрешала литовским перевозчикам бесплатно ездить по дорогам России.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.