Сходства и различия европаллет

shutterstock_100171724

Когда речь идёт о грузоперевозке, многие из нас в первую очередь думают о том, как конкретный товар будет доставлен из точки А в точку Б. И только немногие задумываются о том, в какой форме он будет погружен в грузовой отсек. Профессионалы знают, что для правильной погрузки и сохранности груза во время перевозки используются специальные поддоны – перевозчики называют их европаллетами.

Чтобы можно было представить, о каком количестве паллет идёт речь, скажем, что в течение года одних только деревянных паллет, производимых по лицензии EPAL, на рынок поступает примерно 60 млн единиц. Срок службы этих паллет зависит от множества факторов. Однако, как и в других сферах предпринимательства, в сфере производства европаллет тоже есть нелегальные игроки. Иными словами, европаллета европаллете рознь.

Доля фальсифицированной продукции сокращается

Когда примерно пять лет тому назад свою деятельность начал национальный комитет EPAL в Балтийских странах, на рынках трёх государств господствовали фальсифицированные паллеты. По словам Яна Ликшо, исполнительного директора национального комитета EPAL в странах Балтии, на сегодняшний день доля фальсификатов сократилась от 80 – 90 проц. до 10 – 20 проц.

Качественная европаллета стоит примерно 7 евро без учёта НДС. Когда речь идёт о перевозке дорогостоящего груза, эта сумма кажется незначительной, поэтому грузоотправитель или грузополучатель включает стоимость паллет в окончательную стоимость товара, при этом не задумываясь о том, куда паллеты отправятся после разгрузки. Но если упомянутые 7 евро помножить на 60 млн единиц, становится понятно, что производство европаллет – огромный бизнес. Бизнес, в котором «крутятся» в том числе и недобросовестные игроки.shutterstock_21181954

Первыми о паллетах, как о необходимом предмете в транспортно-логистической цепочке, заговорили швейцарские, немецкие и французские перевозчики. По окончании Второй мировой войны основной объём грузов перевозился на железнодорожном транспорте, со временем всё большее количество товаров переместилось с железнодорожных вагонов и платформ в полуприцепы грузовых автомобилей. Перевозчикам пришлось задуматься о недорогой, но прочной и удобной погрузочной основе. Деревянные поддоны подходили для этого практически идеально.

В последнем десятилетии прошлого века, когда в Европе рушились политические и экономические границы, спрос на паллеты значительно возрос. Открытая система по обмену паллет, насчитывающая почти семь десятилетий, объединяет грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей многих стран. «Могу сказать, что процесс использования в перевозках паллет в некотором смысле отражает уровень деловой культуры. Это своеобразное зеркало поведения отдельных компаний или даже государств. Несмотря на то, что каждая отдельная паллета считается мелкой собственностью компании, одновременно она является частью мировой, если так можно выразиться, сети. По тому, как компания использует, складирует паллеты, можно судить об уровне деловой культуры компании», — говорит Я. Ликшо.

Менее прочные, но более дешёвые

Любой перевозчик знает, что паллета должна выдержать серьёзную нагрузку. Деформированные, поломанные или потрескавшиеся паллеты могут причинить грузу серьёзный ущерб. Эта, казалось бы, незамысловатая деревянная конструкция должна отличаться множеством конкретных качеств. Например, в древесине, из которой изготовляются паллеты, количество влаги не должно превышать 22 проц. Использование влажной, почти «мокрой» древесины снижает себестоимость производства, так как для сушки сырья не нужны дорогостоящие сушилки. Гвозди, используемые в укреплении паллет, тоже должны быть специальными: в качестве эксперимента попробуйте разобрать «правильную» паллету – уверяем, это будет довольно нелегко. Между тем фальсификаты могут развалиться даже без погруженного на них груза.

О том, что паллета отвечает стандарту EPAL, свидетельствуют специальные отметки. Однако, недобросовестные производители пытаются их подделывать – в частности, подделывается знак фитосанитарной обработки, указывающий, в какой стране и какой компанией была изготовлена паллета. По словам Я. Ликшо, фальшивую продукцию можно отличить по коду даты производства: древесина и продукция явно «свежие», но на паллете проставлен 2013 г. производства или код другой страны…

Трудно доказать, что паллета – тоже ценность

Историй о том, как сотрудники правоохранительных органов задерживают продукцию, незаконно помеченную товарными знаками известных производителей, очень много. Они охотно сообщают о задержании поддельной парфюмерной продукции, одежде, обуви, других предметах интеллектуальной собственности.

Однако, о том, что где-то были задержаны фальсифицированные европаллеты, известно очень мало. Такие примеры в Балтийских странах есть, но зачастую сотрудники правоохранительных органов не обращают внимания на предмет, который по логике вещей можно считать частью груза. По словам Я. Ликшо, несколько лет тому назад для таможенников и полицейских были проведены специальные обучения по определению фальсифицированных паллет, после обучений ситуация несколько улучшилась. К сожалению, на сегодняшний день факт проникновения фальсификатов на рынок вновь стал «головной болью» только их производителей.

В Литве европаллеты с отметками EPAL производят 7 – 8 компаний, у 3 компаний есть право заниматься ремонтом этой продукции.

А сосчитать, сколько «подпольных» столярных мастерских «штампует» эту продукцию и сбывает различными способами, практически невозможно. Недобросовестные люди были во все времена. Может, цена одной паллеты не очень велика, но если подумать о том, что конвейер нелегального производства налажен на сотни, а то и тысячи единиц…сумма получается довольно впечатляющая.

Для легальных производителей это огромный ущерб, так как заказчики отказываются от сертифицированной, но более дорогой продукции.

«Был случай, когда мы узнали, что через клайпедский порт кто-то пытался вывезти крупную партию паллет. Стоимость паллет, указанная в накладной, была меньше минимальной себестоимости. Логично, что это была нелегальная продукция, произведённая, скорее всего, из краденой древесины. Так называемые „производители“ делают ставку на низкую стоимость товара,  при этом даже ухитряются помечать свой товар знаками EPAL» , – говорит собеседник.

shutterstock_203090665Следует не забывать, что на сертифицированной продукции стоит отметка о фитосанитарной обработке. Это значит, что в каждой стране соответствующие службы контролируют и сертифицируют производителей древесной упаковки. Сертифицированная продукция в том числе пригодна и для перевозки продовольственных товаров. А фальсификация фитосанитарного знака – это другая категория преступлений.

Например, в Латвии уголовная ответственность грозит за перевозку или реализацию фальсифицированной продукции стоимостью в 1600 евро, между тем, как в Литве эта сумма почти в 6 раз больше. Наряду с другими санкциями, в Латвии за это нарушение предусмотрена конфискация транспортного средства.

Я. Ликшо вспомнил ещё одну историю, когда из Европы в Южную Америку был доставлен особый груз, но таможенники его не пропустили в страну потому, что на паллете стояла фальсифицированная фитосанитарная отметка. У перевозчика этого груза была масса проблем: груз вернули в Европу, заказчик заставил перевозчика уплатить штраф, пеню и судебные издержки…

Все должны быть внимательными

Так как система по обмену паллет открытая, её участникам хочется надеяться на взаимопонимание. Ведь тот человек, который принял к обмену несколько десятков паллет «со стороны» (не для кого не секрет, что делается это на за «красивые глаза»), делает медвежью услугу партнёрам своей компании.

Если тот или иной поставщик компании вместо того, чтобы грузить товары на сертифицированные паллеты, грузит их на некачественные (напомним, что в полуприцеп грузового автомобиля помещается примерно 700 паллет), внимательный человек обязательно это заметит. Такие «мелочи» очень влияют на личную репутацию и на репутацию компании в целом.

В пунктах скупки паллет (их очень много в Польше) тоже разное случается. «Но мы продолжаем проводить своеобразную просветительную работу. Мы очень тесно сотрудничаем с крупными торговыми сетями – они своим поставщикам и перевозчикам диктуют довольно жёсткие условия. Тем пользователям, которые работают с грузами на паллетах, советуем внести в договор пункт о том, что в перевозках будут использоваться исключительно сертифицированные паллеты. Мы не являемся государственной структурой, национальный комитет EPAL может быть лишь советчиком, может делиться опытом, проводить обучения, помочь с оценкой состояния паллетного „парка“. Нас радует то, что отношение перевозчиков к такой, на первый взгляд, несущественной детали, меняется, причём в лучшую сторону», – говорит Я. Ликшо.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0