Необычная история о перевозке нелегалов
В то время, как вся Европа пытается решать проблему нелегальных мигрантов, представители транспортной отросли продолжают выполнять свою обычную работу и почти перестают чему-либо удивляться – с гражданами из третьих стран, пытающимися найти своё счастье в экономически развитых европейских государствах, они столкнулись давно.
Перевозчики, чьи маршруты ведут в Великобританию, могут рассказать на эту тему не одну историю. Своей историей решила поделиться и компания «Continental Transport» – эта компания выиграла судебное дело против водителя, перевозившего нелегалов в Великобританию.
Проблемы – в самом начале рейса
Руководитель компании Ритис Петрайтис говорит, что его компания на традиционных западных и восточных рынках работает уже давно. Со временем компания накопила солидный опыт, поэтому несколько лет тому назад решила расширить географию поездок и выбрала направление в Великобританию. Для поездок по этому маршруту компания наняла отдельного водителя – из его резюме у руководства компании сложилось впечатление, что водитель достаточно опытный, и ему можно доверить это направление. Водителя приняли на работу, ознакомили с должностной инструкцией, заключили с ним договор о материальной ответственности, и отправили в рейс. Однако, спустя некоторое время в офисе компании раздался звонок – пограничная служба Великобритании сообщила, что грузовой автомобиль компании задержан, так как в его полуприцепе обнаружено четверо нелегальных мигрантов. Рассказывая эту историю, Р. Петрайстис вспомнил, что по тону, в каком говорили великобританские пограничники, ему стало ясно, что они даже не сомневались в том, что нелегалы проникли в полуприцеп не случайно. У великобританских пограничников были основания думать, что водитель автомобиля тоже был причастен к этой истории – скорее всего, он пытался извлечь личную выгоду.
«Британские пограничники нам сказали, что предохранительные тросы на полуприцепе были обрезаны так, чтобы казалось, что это дело рук нелегалов. Но пограничники заподозрили подвох и назначили водителю штраф в размере 1600 фунтов стерлингов. В документах эта сумма числится как штраф за ненадлежащее выполнение обязанностей. Машина была задержана, но вскоре её отпустили», – рассказывает о начале истории Р. Петрайтис.
Однако некоторое время спустя (после опроса водителя) на имя компании пришло «письмо счастья» с квитанцией на 2000 фунтов стерлингов. «Continental Transport» заплатила оба штрафа, в надежде, что водитель свою часть штрафа со временем вернёт. Поначалу казалось, что стороны договорятся по-хорошему, однако позднее водитель покрывать ущерб отказался и просто уволился с работы по собственному желанию.
Р. Петрайтис не терял надежды договориться с водителем мирным путём. «Мы полгода вели переговоры с этим водителем и пытались договориться, чтобы он выплатил свою часть штрафа по частям, но он лишь раздавал обещания подписать долговые векселя и постоянно находил причины их не подписывать», – рассказывает о безуспешных переговорах собеседник.
В поисках справедливости
Когда руководители компании поняли, что договориться с водителем не удастся, они обратились в комиссию по трудовым спорам, однако рассматривать дело комиссия отказалась, мотивируя свой отказ тем, что со времени инцидента прошло более трёх месяцев. Руководству «Continental Transport» не оставалось больше ничего, кроме как обратиться в суд. Иск с требованием покрыть весь ущерб – назначенные штрафы, платежи за банковские переводы, услуги адвокатов и переводчиков и т.д. – компания подала в Каунасский окружной суд.
Руководитель компании понимал, что доля ответственности за всевозможные риски лежит и на самой компании, поэтому предполагал, что суд присудит возмещение только той части штрафа, которая была назначена лично водителю. Между тем суд посчитал, что в действиях водителя было явно халатное отношение к исполнению обязанностей, и присудил возместить весь ущерб компании.
Естественно, водитель с таким решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу. Судейская коллегия Каунасского окружного суда в составе трёх судей рассмотрела жалобу и решила, что она ничем не обоснована, и оставила в силе решение суда первой инстанции.
«Решение Каунасского окружного суда было передано на исполнение судебным приставам. Приставы составили график возврата долга, наша компания уже получила первую выплату. Правда, в отместку водитель начал писать на нас жалобы – наверное, он надеялся таким образом уклониться от исполнения судебного решения, но это ему не удалось», – говорит Р. Петрайтис.
Руководитель «Continental Transport» поделился этой историей потому, что посчитал нужным поддержать своих коллег, попадающих в похожие ситуации. В тех случаях, когда ущерб налицо, но стороны не могут договориться мирным путём, нужно не бояться обращаться в суд – справедливость будет восстановлена.
Как предотвратить подобные ситуации?
Генеральный секретарь ассоциации мелких и средних перевозчиков (АМСП) Сигитас Жилюс отметил, что перевозка нелегалов уже долгое время считается одной из самых острых «болезней» транспортной отрасли. На фоне продолжающегося кризиса беженцев эта нелегальная деятельность приобретает новые масштабы.
«Проблема с перевозками нелегалов актуальна во все времена, в особенности, когда речь идёт о грузоперевозках в Великобританию. В последнее время этот вопрос очень обострился, так как в Западную Европу хлынул новый поток беженцев из балканских стран. Многие литовские перевозчики везут грузы в Великобританию, и во многих машинах с литовскими номерами великобританские пограничники обнаруживают нелегальных „гостей“. Почему так происходит, неизвестно, но факт тот, что к литовским перевозчикам великобританские власти применяют дополнительные факторы риска, связанные с нелегальными перевозками людей или грузов», –говорит С. Жилюс.
Говоря о том, как можно было бы избежать таких ситуаций в будущем, С. Жилюс отметил, что необходимо установить открытую связь между всеми заинтересованными сторонами. Он порадовался тому, что руководство «Continental Transport» решилось идти до конца и добиваться справедливости. Настойчивость этой компании стала хорошим примером всему транспортному сообществу, потому что дело этой компании в литовской судебной практике стало прецедентом для будущих разбирательств.
«Всем транспортным компаниям жизненно необходимо реагировать на новые риски. Если каждая компания выполнит свои „домашние задания“ на отлично, она предостережёт себя от риска стать жертвой алчных водителей или менеджеров, которые своими действия в некоторых случаях могут довести компанию до банкротства. Если водитель или менеджер чётко знает, что за любые противозаконные действия ему придётся ответить содержимым своего кошелька и не удастся возложить вину за содеянное на компанию, соблазн взять на борт автомобиля нелегалов будет сведён до минимума. Нас, конечно же, огорчают последние известия из Дании, где водитель вместо того, чтобы получить обещанное вознаграждение за перевозку нелегала, получил смертельный удар ножом. Поэтому компании обязаны предпринимать меры предосторожности не только для своей финансовой защиты, но и для защиты жизней и здоровья своих сотрудников», – говорит С. Жилюс.
Oн не скрывает, что одной из задач деятельности АМСП является информационная поддержка членов ассоциации, касающаяся решения возникающих в повседневной работе проблем и предоставления помощи в сокращении возможных потерь и их негативных последствий. Ассоциация старается вырабатывать рекомендации, помогающие принимать верные решения в той или иной ситуации. В ближайшее время ассоциация планирует провести семинар на тему о нелегалах. На сайте ассоциации опубликован перечень элементарных советов, как руководители компаний должны действовать при контакте с нелегалами. Кое-какой опыт уже есть – не обязательно изобретать велосипед, достаточно воспользоваться существующими примерами хорошей практики.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.