Эпоха «интеллектуальных» полуприцепов
Иногда человеку, не имеющему к транспорту никакого отношения, может казаться, что рецепт успеха в транспортном деле прост как булочка за три копейки. Однако в реальности всё обстоит совсем иначе. Безопасная и своевременная доставка груза зависит от множества различных факторов. Такие «мелочи», как правильная подача полуприцепа на рампу погрузки, когда нужно соблюдать высоту полуприцепа по отношению к погрузочной платформе, могут не только затормозить весь процесс погрузки, но и стать причиной серьёзного ущерба. Поэтому не случайно инженерно-технические компании вкладывают кучу денег в разработку таких технологий, которые помогли бы перевозчикам довести ежедневную работу до «высокоинтеллектуального» технологического уровня. Объектом новых технологических решений становится орудие труда перевозчиков – грузовой автомобиль, а технологические решения охватывают все его части – начиная от давления в шинах и заканчивая «смарт» управлением полуприцепом. Вот как всё выглядит на практике.
Три умные функции
Погрузка / разгрузка – это та часть всего процесса перевозки груза, которую можно значительно оптимизировать, сократить её время. Она же таит множество опасностей, например, повредить груз или прицеп. Конечно, если прицеп оснащён пневматической подвеской, то его можно по необходимости поднять или опустить. Но и этот процесс можно совершенствовать.
Здесь на помощь приходят умные решения для контроля высоты подвески прицепа с помощью алгоритмов, заложенных в электронику блока TEBS и внешних электронных компонентов, отвечающих за поднятие и опускание подвески.
Когда прицеп подъезжает на погрузку / разгрузку, то в большинстве случаев водителю необходимо установить уровень прицепа в соответствии с высотой погрузочной платформы. Для этого нужно выйти из кабины и при помощи ручки подъёма / опускания изменить уровень прицепа. Возможно, операцию придётся повторить несколько раз, так как прицеп меняет высоту под тяжестью груза. По завершении процесса прицеп нужно будет вернуть в транспортный уровень. И всё это выливается в значительные временны’е затраты.
От всех этих дополнительных манипуляций избавляют три умные функции.
Запоминаемые уровни. Уровень подвески можно запрограммировать, введя до шести значений. И тогда водитель ещё на подъезде к объекту прямо из кабины при помощи пульта дистанционного управления выберет нужный для погрузки уровень прицепа.
Удержание уровня погрузки / разгрузки. Система автоматически будет увеличивать или уменьшать давление в пневморессорах для поддержания заданного уровня.
Погрузка окончена и пора в путь? После начала движения функция возврата в транспортное положение автоматически вернёт прицеп к нужному уровню.
Чтобы избежать повреждений
Определённую опасность кроют в себе ситуации, когда груз, находящийся в прицепе, распределили неравномерно. Это может привести к повышенному износу шин, некорректной работе системы предотвращения опрокидывания и т. д. Благодаря специальным датчикам, оценивающим положение платформы, функция контроля уровня автоматически будет поддерживать параллельное положение платформы по отношению к земле.
В случаях, когда груз смещён в начало прицепа, возникает чрезмерная нагрузка на сцепное устройство и ведущую ось грузовика. Чтобы этого избежать, существует так называемая функция OptiLoad™. Благодаря этой функции, последняя ось прицепа автоматически поднимется, таким образом нагрузка перераспределяется за счёт смещения центра тяжести относительно колёсной базы.
Ещё несколько умных функций помогут избежать повреждения прицепа во время и после погрузки / разгрузки.
Специальная функция постоянно отслеживает нагрузки на оси прицепа и предупредит водителя в случае перегрузки. Если же прицеп разгрузили, то другой умный помощник сохранит остаточное давление в пневморессорах вспомогательной оси, чтобы они не повреждались.
После погрузки или разгрузки имеет место такой неприятный эффект, как подпрыгивание прицепа. Причины в том, что во время разгрузки прицеп находится в заторможенном состоянии и его колёса не меняют своего положения, в результате чего в подвеске возникают дополнительные напряжения. После растормаживания прицепа повышенное давление в пневморессорах заставляет платформу подпрыгивать.
И если, например, крыша ангара была близко к прицепу или погрузочная платформа немного заступила за элементы прицепа, этот подскок может привести к их повреждению. Функция контроля подпрыгивания прицепа поочередно по бортам импульсным воздействием растормаживает прицеп, снимая тем самым избыточную напряжённость в элементах подвески и не допуская подпрыгивания прицепа.
Минимизация издержек и экология
Затраты на топливо – одна из самых значительных статей в бюджете любой автотранспортной компании. Не отстают от них и счета на новые шины.
Давайте разберёмся, как интеллектуальные решения могут справиться с минимизацией таких издержек.
Здесь на помощь приходит ряд функций пневматической подвески, системы контроля давления в шинах и аэродинамические решения.
Для поддержания определённого уровня прицепа да и работы всей пневмоподвески, как это ни банально, необходим воздух. Его в систему закачивает компрессор, который для своей работы забирает часть мощности двигателя и непосредственно влияет на расход топлива. В обычных пневмоподвесках компрессор работает непрерывно, воздух постоянно либо подкачивается, либо стравливается с пневморессор. Но если подойти к этому вопросу интеллектуально, то становится ясно, что постоянная работа компрессора не требуется.
Топливосберегающая подвеска, благодаря специальному алгоритму электронной системы управления, не допускает постоянного подкачивания и стравливания воздуха в подвеске при движении полуприцепа по трассе. Компрессор не работает постоянно, поэтому увеличивается срок его эксплуатации, достигается значительная экономия топлива, что позволяет бережнее относиться к окружающей среде.
Интеллектуальная подвеска будет менять высоту прицепа в зависимости от скорости, загруженности и других условий передвижения, снижая, например, аэродинамическое сопротивление. А при порожнем состоянии прицепа автоматически поднимет подъёмную ось. Благодаря использованию функций интеллектуальной подвески достигается экономия приблизительно 100 литров топлива в год. Выброс СО2 в атмосферу сокращается до 275 кг.
Работа с правильным давлением
По данным ADAC (2011 г.), 32 % причин простоя транспортного средства связаны с повреждением шин. А 85 % всех случаев потери давления в шинах начинаются с маленьких проколов, которые можно было бы заметить с помощью систем контроля давления в шинах (IVTM Integrated Vehicle Tire Monitoring).
Система IVTM непрерывно предоставляет водителю информацию о давлении в каждом из установленных колёс. Использование IVTM позволяет существенно снизить риск выхода из строя шины, тем самым снижая затраты на необходимость замены шин, а также затраты на их покупку и складирование.
Не меньшее значение имеет и повышенный расход топлива вследствие неправильного давления в шине. IVTM поможет справиться и с этой проблемой. Неправильное давление в шинах не только может привести к дополнительным затратам, но и несёт в себе серьёзную угрозу взрыва покрышки во время движения. Что в свою очередь может привести к дорожным происшествиям, порче груза и выходу из строя всего автомобиля.
Вся система состоит из колёсных модулей (внешних или внутренних), ECU прицепа и грузовика, а также дисплея в кабине водителя. Элементы системы грузовика соединены по шине CAN, а элементы прицепа передают информацию по радиосигналу.
Ну и, конечно, всё, что касается вопросов аэродинамики, влияет на расход топлива. Над улучшением аэродинамических характеристик работают производители как грузовиков, так и прицепов. Для последних существуют специализированные боковые и задние панели, которые оптимизируют воздушные потоки, уменьшают сопротивление воздуху и в итоге снижают потребление топлива и выбросы СО2 в атмосферу.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.