Норвежская минимальная зарплата: перевозчики изменений пока не почувствовали
С 1-ого июля 2015 г. в Норвегии вступил в силу закон о минимальной заработной плате, который распространяется, в том числе, на национальных и международных автомобильных перевозчиков. Согласно официальной информации IRU, с октября 2015 г. закон будет распространятся и на пассажирских перевозчиков.
Напомним, что закон о минимальной почасовой зарплате в размере 158,32 норвежских крон (примерно 17,5 евро) применяется в отношении норвежских и иностранных перевозчиков, предоставляющих услуги грузовых автоперевозок норвежским заказчикам. Как такая высокая оплата водительского труда повлияла на цены грузоперевозок?
Корректировки цен на данный момент нет
На данный момент литовские перевозчики и экспедиторы цены на свои услуги не повысили. «Сейчас у наших норвежских партнёров время летних отпусков, работа идёт в ненапряжённом режиме, пока никто о коррекциях цен не говорит. Наши услуги тоже не подорожали», – говорит представитель компании «Agrenta».
Гинтарас Кашета, руководитель компании «Kigis» также подтвердил, что норвежский закон о минимальной заработной плате на ценовую политику компании никак не повлиял. «Летом в принципе цены на перевозки падают, на рынке чувствуется штиль. Тем не менее, еженедельно в Норвегию отправляется по несколько машин наших партнёров, но мы каких-то изменений в ценах не почувствовали. Перевозчики не поднимают фрахты, хотя по логике вещей официальное решение норвежских властей должно было выразиться в подорожании транспортных услуг». По мнению Г. Кашеты, в начале 2015 г. перевозки в Норвегию подорожали из-за повышения цен на паромные билеты – переправа одного грузовика подорожала на 60 – 100 евро. «В целом транспортные услуги довольно значительно подешевели. Этот своеобразный демпинг произошёл не без участия некоторых наших сограждан, работающих в норвежском направлении. Они не всегда работают „чисто“, но зато предлагают низкие цены, и часто согласны возвращаться домой пустыми – всё это искажает рыночную ситуацию. Повышать цены, когда рядом работают дешёвые перевозчики, не логично, поэтому думаю, что в ближайшее время перевозки в Норвегию не подорожают. С другой стороны, у добросовестных перевозчиков есть свои преимущества –это, в первую очередь, тесные связи с норвежскими заказчиками, наработанная клиентура, с которой установились хорошие деловые отношения. В свою очередь, норвежцы тоже ценят лояльность и качество услуг, они хотят работать с проверенными временем партнёрами. Конечно, в нашем деле попадаются разные предприниматели – есть и такие, которые предлагают неадекватно дешёвые услуги и таким образом пытаются „отбить“ постоянных клиентов», – говорит собеседник.
На кого распространяется закон о минимальной зарплате
Ясности с применением норвежского закона, согласно которому установленная в Норвегии минимальная почасовая зарплата почти вдвое превышает немецкий тариф (не так давно из-за немецких «8,5 евро в час» по Европе прокатилась волна возмущений) пока нет. Формально он должен применяться в отношении сотрудников компаний, учреждённых за пределами Норвегии, если их деятельность попадает под юрисдикцию директивы ЕС о командировании сотрудников – в особенности, если компания-заказчик/покупатель транспортных услуг учреждена в Норвегии. Исходя из финансовых возможностей литовских предпринимателей, этот норвежский минимум в любом случае кажется очень высоким. Специалисты IRU объяснили, что в случае, если деятельность компаний не регулируется законодательством ЕС о командировании сотрудников, то закон о минимальной зарплате в отношении сотрудников компаний применяться не будет.
Специалисты IRU также подчеркнули, что требование к минимальной заработной плате будет применяться и в том случае, если норвежская компания-заказчик транспортных услуг заказала эти услуги у зарубежной компании: важно, кто заключил договор на перевозку.
В настоящее время минимальная почасовая зарплата в Норвегии составляет 158,32 норвежских крон (примерно 17,5 евро). В эту сумму не входят такие дополнительные элементы, как суточные или надбавки. Кроме минимальной почасовой зарплаты, сотрудники компаний, работающие в Норвегии, должны получать 307 норвежских крон (примерно 34 евро) на проживание.
Закон о минимальной почасовой зарплате, вступивший в силу 1-го июля 2015 г., применяется в отношении всех работников, выполняющих грузоперевозки в Норвегии на транспортных средствах, общая масса которых превышает 3,5 тонны.
Бюрократ – он и в Норвегии бюрократ
К дискуссии о норвежском законе присоединился руководитель компании «NordCarrierBaltic» (компания работает в странах Северной Европы) Аудрюс Пачкаускас. «Мы можем порассуждать об этом законе. У нас есть предположение, почему он был принят – Норвегия хочет защитить свой рынок от иностранных перевозчиков, которые осуществляют перевозки внутри Норвегии и своими низкими ценами отнимают работу у норвежских перевозчиков. Это относится и к литовским перевозчикам. Однако содержание принятого документа и механизм его выполнения – это на данный момент две несопоставимые вещи. Я много общаюсь с известными и солидными транспортными компаниями, норвежские коллеги утверждают, что, по крайней мере, до конца 2015 г. никакие санкции за невыполнение требований закона транспортным компаниям не грозят. Например, до сих пор не ясно, в какой стране придётся платить налоги (в стране заказчика или в стране перевозчика), входят ли в эти 158 крон налоги, и если входят – то какие, кто будет проверять выполнение закона? Сотрудники норвежского Директората по вопросам труда – в Литве этому учреждению соответствует Трудовая инспекция – работают в офисах. Насколько реально, что они поднимутся со своих рабочих мест и пойдут на дороги останавливать водителей и проверять, как они выполняют требования нового закона? По той информации, которой я располагаю в данный момент, могу сказать, что в ближайшие несколько месяцев никакие санкции применяться не должны».
Тем не менее, А. Пачкаускас признал, что возможные санкции могут быть очень серьёзными. Например, за нарушение режима труда и отдыха водитель может на 12 месяцев лишиться свободы. Вполне возможно, что где-нибудь в районе Бергена машину без зимних шин могут остановить в конце октября, несмотря на то, что требование ездить с зимними шинами действует с 1-го ноября – если водитель не знает норвежского языка, а сотрудник полиции не говорит по-английски, доказать, что солидный денежный штраф был назначен незаконно и отменить его, очень сложно.
«Требование французских бюрократов, чтобы водители отдыхали только в гостиницах, по сути хорошее. Но соблюдать предусмотренный порядок его выполнения практически невозможно. В Норвегии складывается похожая ситуация – предприниматели из стран с более низким уровнем проживания не смогут платить своим водителям „норвежский минимум“, и так появится возможность защитить норвежских перевозчиков. С другой стороны, в Норвегии открыты и продолжают открываться представительства и дочерние предприятия множества зарубежных компаний – в этом плане юридическая ситуация станет очень сложной. Но самое страшное, что в настоящей редакции документов оставлено очень много места для интерпретаций конкретного должностного лица, поэтому назначаемое наказание может быть неадекватным. Я всё же надеюсь, что этот порядок о „минимуме“ не станет реальностью, так как выполнять его будет очень сложно. Любой руководитель транспортной компании не может не понимать, что повышение цен на услуги – хотя бы по той причине, что нужно будет выплачивать водителям повышенную зарплату – обрекает его компанию на исчезновение с рынка. Как и в любом другом регионе, в странах Северной Европы конкуренция очень жёсткая, поэтому повышать цены за услуги никто не хочет».
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.