Другого выхода нет: груз нужно утилизировать

shutterstock_189814769

Тёплое время года всех нас радует обилием овощей и фруктов. Для перевозчиков эти несколько месяцев означают интенсивные перевозки продукции с температурным режимом, которую из тёплых краёв нужно доставить получателям, находящимся в зоне более холодного климата.

Однако вместе с этой вкусной и полезной продукцией отправитель может отправить грузополучателю нежеланных «попутчиков» – вредных организмов, которые перевозчикам могут создать большие неприятности.

Ни вперёд, ни назад

Участники форума транспортной биржи Cargo.LT поделились не одной историей о том, как перевозка плодоовощной продукции остановилась по требованию специалистов службы фитосанитарного контроля. При проверке груза выяснилось, что в нём находятся…черви. Это – инфекция, поэтому пропустить заражённый груз на свою территорию страна-импортёр не позволила. Из этой ситуации было только два выхода – возврат груза его отправителю или утилизация.

shutterstock_194816993Редакция CargoNews.lt обратилась за консультацией к специалистам фитосанитарного отдела Государственной службы растениеводства Литвы. Раса Житкувене, временно исполняющая обязанности руководителя отдела, сказала, что в международных соглашениях действия фитосанитарных инспекторов при таких обстоятельствах определены очень чётко: в страну-отправителя инспектор отправляет специальное сообщение, в котором содержится подробная информация об обнаруженных в грузе дефектах.

Как перевозчик должен подготовиться к перевозке фитосанитарной продукции? Об этом говорится в общем приказе министра финансов и министра сельского хозяйства Литвы от 30.06.2010. №. 3D-611/1K-207 «Об утверждении правил фитосанитарного контроля за ввозимыми в Литовскую Республику и провозимыми транзитом через её территорию растениями, продуктами и другими объектами растительного происхождения».

Во-первых, перевозчик должен знать, что проверка объектов растительного происхождения должна быть выполнена до того, как будет закончено оформление таможенных процедур.

Во-вторых, оригинал фитосанитарного сертификата должен быть выдан не позднее, чем за 14 дней до того, как груз фитосанитарной продукции пересечёт границу государства, выдавшего сертификат.

В-третьих, если во время фитосанитарного контроля инспектор заподозрит, что груз может быть заражён вредными организмами или он не соответствует другим фитосанитарным требованиям, если у перевозчика нет надлежащих документов или документы не соответствуют требованиям, ситуация осложнится. Груз может быть задержан до тех пор, пока будут взяты пробы и проведена экспертиза.

Если результаты экспертизы покажут, что груз полностью заражён вредными организмами, а их обезвреживание либо невозможно, либо не будет эффективным, сотрудник фитосанитарной службы поставит на сертификате отметку «Фитосанитарный сертификат недействителен», поставит дату отмены фитосанитарного сертификата и распорядится вернуть груз в страну-отправителя. Если заражена только часть груза, то возврату в страну-отправителя будет подлежать заражённая часть, остальную часть груза он, скорее всего, в Литву пропустит. Обратите внимание – здесь говорится о правилах литовского фитосанитарного контроля.  Перед тем, как отправляться с фитосанитарной продукцией в другую страну, заранее поинтересуйтесь правилами той страны.

Утилизация – дорогое удовольствие

Но бывают случаи, когда иного выхода, кроме как утилизировать груз, нет. В таких случаях очень важно помнить, что утилизировать груз растительного происхождения можно лишь с согласия грузовладельца. В законе о процессе утилизации сказано следующее:«если груз заражён вредными организмами, а обезвредить груз невозможно, или обезвреживание неэффективно, груз подлежит утилизации. При утилизации груза должен присутствовать грузовладелец или уполномоченное грузовладельцем лицо и сотрудники фитосанитарной службы. Процесс утилизации груза должен проходить под контролем сотрудников таможенной службы».

shutterstock_271396607Собеседник редакции (название компании и имя её сотрудника редакции известны) рассказал историю о том, как на границе Украины и Польши был задержан груз – 6 тонн сухих завтраков и консервов. «Наша вина в том, что мы вовремя не поинтересовались, потребуются ли для перевозки этих продуктов питания специальные документы. Польская сторона нашу машину не пропустила – поляки заявили, что не хватает каких-то сертификатов. Украинцы ответили, что все документы отдали водителю, и о возврате груза ничего слышать не хотят. Нам пришлось искать компанию, которая могла бы утилизировать груз. Сотрудники приграничных служб нам настоятельно предлагали обратиться в известную им компанию – мы обратились, но цена за услуги нам показалась несоразмерно большой. Если я не ошибаюсь, за утилизацию 6 тонн груза эта компания попросила заплатить 7000 евро. Правда, нам удалось узнать, что компанию по утилизации мы можем найти сами – мы нашли польскую компанию, которая согласилась утилизировать груз за 2000 евро. Эта дорогостоящая история стала для нас хорошим уроком – о фитосанитарных сертификатах с грузоотправителем нужно договариваться заранее, чтобы потом не было серьёзных проблем. Конечно, мы сами виноваты в том, что вовремя не узнали, какие документы необходимы для ввоза продуктов питания в Европу», – говорит собеседник редакции.

Документы – обязательны

Раса Житкувене говорит, что сотрудники литовской таможни и фитосанитарной службы соблюдают нормативные акты и работают так, чтобы на пунктах пограничного контроля перевозчики задерживались как можно меньше. «Могу вас заверить, что наши сотрудники соблюдают все стандарты, предусмотренные в законах и подзаконных актах. Если свежая плодоовощная продукция соответствует всем фитосанитарным требованиям, мы её не задерживаем – наши сотрудники проверку на соответствие продукции торговым требованиям проводят очень оперативно, если всё в порядке, мы её сразу отпускаем. Кроме того, перевозчикам не следовало бы подозревать наших сотрудников в преднамеренной волоките: пробы для лабораторных исследований мы берём только тогда, когда  отчётливо видно, что продукция заражена вредными организмами, или когда это необходимо в соответствии с законодательством… Ведь все похожие продукты сопровождаются  национальным фитосанитарным сертификатом страны-отправителя и справкой о том, что груз соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортёра, что в грузе нет никакой инфекции. Тем не менее, каждому перевозчику советую уточнить, какие дополнительные документы может потребовать страна, в которую перевозится груз. Иногда из-за того, что не хватает некоторых документов, перевозчик теряет драгоценное время, даже в условиях надлежащего температурного режима продукты могут начать портиться или потерять товарный вид. Если, например, фрукты перевозятся при температуре в несколько градусов выше нуля, вредные организмы не начнут размножаться. Проблемы возникают тогда, когда перевозка выполняется с нарушением установленных правил. Поверьте – наши инспекторы такие нарушения замечают».

Закон не объехать

Сотрудники транспортных компаний, ставшие собеседниками редакции, открыто говорили о том, как водители жалуются на медленную работу фитосанитарных инспекторов. Реальная ситуация: скоропортящийся груз везут двое водителей, груз должен быть доставлен как можно быстрее. А «поперёк дороги» встал 16-й пункт закона: «решение о возможности пропустить скоропортящиеся продукты, продукты и другие объекты растительного происхождения должно быть принято не позднее, чем в течение трёх рабочих дней со дня взятия проб для лабораторного анализа».  Именно так – скоропортящийся груз может простоять на подконтрольной зоне трое суток. А если случится так, что вам «посчастливилось» приехать на ППК накануне выходных, то тремя сутками не обойтись… Р. Житкувене заверила, что обычно фитосанитарные грузы выпускаются в день проверки. Но если конкретный сотрудник захочет показать, как хорошо он знает закон, будьте готовы подождать. Мы же советуем очень тщательно планировать время прибытия на ППК, чтобы даже при довольно печальном сценарии вам не пришлось ожидать результатов лабораторной экспертизы более трёх суток.

Более того – 17-й пункт закона может привести вас в полное отчаяние: «решение о возможности пропустить скоропортящиеся продукты, продукты и другие объекты растительного происхождения, которым необходима длительная лабораторная экспертиза, должно быть принято в течение месяца со дня взятия проб для лабораторной экспертизы».

Не забывайте, что фитосанитарным грузам необходим соответствующий температурный режим (и ваша обязанность его соблюдать). Подсчитайте, во сколько вам могут обойтись дни простоев – и не забудьте вовремя позаботиться о всех необходимых документах. Для того, чтобы эти пессимистичные подсчёты не стали реальностью.

На советы не поскупится

Транспортный менеджер одной из крупнейших литовских транспортных компаний спрашивал своих коллег, что делать, если груз «застрял» на украинско-российской границе. К сожалению, поделиться своим опытом с редакцией CargoNews.lt он отказался: «Мы решили эту проблему. Я не хочу огласки, но если перевозчикам понадобится мой совет – пусть звонят, расскажу, что к чему». Так что, если ваша компания столкнулась с похожей проблемой – поищите тему на форуме Cargo.LT, в базе данных найдите компанию и её контакты, и обратитесь за советом.

shutterstock_278187731К тому же, имейте ввиду, что перевозка продуктов питания – несколько рискованнее, чем другие виды перевозок. Не забывайте, что все необходимые документы вам придётся предъявлять сотрудникам пограничной, таможенной, ветеринарной и фитосанитарной службы. «Поймите – заражённый груз, который страна-получатель не хочет впустить на свою территорию, представляет опасность. За таким грузом следят не только специалисты ветеринарной или фитосанитарной службы, но в том числе и таможенники. Они так просто не отпустят автомобиль с таможенной территории или другой подконтрольной зоны. А найти компанию, которая займётся утилизацией груза, перевозчики могут самостоятельно. Только при этом нужно помнить о первом выходе – возврате груза его отправителю», – подчёркивает Р. Житкувене.

России с документами не угодить

По словам сотрудников ППК в Мядининкай, через этот пост почти ежедневно возвращаются грузы с овощами и фруктами. Когда Россия ввела эмбарго на продукты питания европейского происхождения, в документах страной происхождения указывается, например, Марокко или Израиль. Тем не менее, Россия ежедневно возвращает 3 – 5 автомобилей. Официальная версия – грузодокументы не соответствуют требованиям законодательства Таможенного союза. Литовские таможенники не решаются судить о том, что именно вызывает подозрения у российских коллег – печати в документах или компания-отправитель. В данном случае речь идёт не об утилизации, а о возможности въехать в Россию, если документы возвращенного груза в Литве будут оформлены надлежащим образом. Остаётся надеяться, что когда «бумажные формальности» будут выполнены так, как того требует Россия, плодоовощную продукцию российские грузополучатели всё-таки получат.

«Я слышал, что на российской, белорусской и украинской границах сотрудники ППК вынуждают водителей ждать, может, таким образом они пытаются оказывать давление. У нас задержек нет – разве что водителям приходится постоять в общей очереди к нашему „окошку“. Тем не менее, если груз должен быть возвращён в страну-отправителя, то этого не избежать. В данном случае водитель должен запастись терпением. А если перевозчик хочет избежать всевозможных проблем, он должен, в первую очередь, позаботиться о комплекте правильно оформленных документов. Мы ведь на границе – тут и таможня, и другие службы, документы должны быть оформлены безупречно. Могу сказать, что большинство грузов возвращается именно из-за неправильно оформленных документов, а не из-за того, что в них была обнаружена инфекция», – поделился практическими замечаниями сотрудник ППК в Мядининкай.

Комментарии

Леонид Шмулевич 2015-07-02 23:38

"ПЕРЕВОЗЧИК ДОЛЖЕН ОЗАБОТИТЬСЯ КОМПЛЕКТОМ ДОКУМЕНТОВ НА ГРУЗ".А ЧТО ЕЩЕ ОН ДОЛЖЕН?ЗНАТЬ КАК ПРАВИЛЬНО ВЫГЛЯДИТ СЕРТИФИКАТ ЗИМБАБВЕ?РАЗБИРАТЬСЯ В ЧЕРВЯКАХ?ПОЛНЫЙ БРЕД!ТАКАЯ-ЖЕ МУТЬ,КАК И ТО,ЧТО РОССИЯ ТРЕБУЕТ ОТ ПЕРЕВОЗЧИКА ОПРЕДЕЛЯТЬ ТОВАР ДО 4-ГО ЗНАКА КЛАССИФИКАТОРА ТОВАРОВ.ВЕЗДЕ ОДНИ СКОТЫ.ХВАТАЮТ ТЕХ,КОГО ПРОЩЕ,А НЕ ТЕХ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ.ВЗЯТЬ ХОТЯ-БЫ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПЕРЕВОЗЯЩЕГО НЕЛЕГАЛА.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 392
0