Рецепт анархистов, как реформировать проведение техосмотров
В коридорах власти вновь «ломаются копья» — на этот раз по поводу либерализации системы проведения техосмотров. Точнее, по поводу убеждения некоторых предпринимателей и отстаивающих их интересы политиков в том, что проводить в стенах одного и того же предприятия ремонт и проверку технического состояния автомобилей на соответствие требованиям безопасности дорожного движения – вполне нормально.
Литовская система техосмотров
Литва ещё в советские времена прославилась довольно высоким уровнем «автомобилизации» страны. До 1994-го года проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств входило в функции МВД. Каждой весной сотрудники дорожной полиции невооружённым глазом осматривали выстроившиеся в длинную очередь автомобили, и тем, которые не выглядели полностью «мёртвыми», продлевали разрешение на эксплуатацию. При таких проверках приборы технического контроля не применялись, о качестве осмотра и говорить нечего, так как результаты осмотра зависели, по сути, от опыта и субъективных качеств должностных лиц, проводивших осмотр.
Правда, такие принципы проведения техосмотра в то время применялись практически во всех странах Восточной Европы. Между тем система контроля технического состояния транспортных средств, которая действовала в большинстве западноевропейских и скандинавских стран, была намного эффективнее. «Состояние здоровья» автомобилей проверялось при помощи специального оборудования, этим занимались опытные специалисты, и делали они это на основании соответствующих инструкций, установленных в нормативных документах.
Одновременно с решением провести реформу литовской системы техосмотров был проведен анализ опыта немецких компаний «TÜV» и «Dekra», шведской «Bilprovnigen», финской «Suomen autokatsastus» и ряда других. В 1993 г. проведение техосмотров было поручено Министерству транспорта и коммуникаций. Министерство подготовило нормативно-техническую документацию относительно учреждения центров технического осмотра и порядка их работы, другие документы, необходимые для выполнения этой функции.
Согласно разработанным Министерством транспорта и коммуникации документам, территория Литвы была разделена на 10 зон. В каждой зоне были объявлены конкурсы на предоставление услуг (в них принимали участие примерно 40 претендентов). По итогам конкурсов в течение 1994 -1995 г.г. в каждой зоне были учреждены центры технических осмотров (ЦТО). В отношении новых «игроков» системы ТО выдвигались единые требования – обеспечить профессиональную и объективную проверку транспортных средств, одинаковый уровень услуг и цен. Кроме того, ЦТО должны были быть расположены так, чтобы владельцам автомобилей до ближайшего центра пришлось ехать не более 30 км. Во всех центрах должно было быть установлено одинаковое современное диагностическое оборудование.
В поисках конкуренции
Однако, едва эта система успела прижиться, некоторые автотранспортники решили её реформировать. Официальный предлог – между 10 различными предприятиями нет реальной конкуренции, потому что в каждой зоне техосмотр проводят подразделения одного и того же предприятия, от этого, якобы, страдает клиент, так как у него нет свободы выбора и, по большому счёту, его интересы ущемляются. Предприниматели (точнее, политики, вставшие на защиту их интересов), выступившие с предложением изменить принципиальные положения, касающиеся проведения ТО, уверяют, что во многих обычных автосервисах оборудование не хуже того, с которым работают официальные центры техосмотров. Иными словами, автосервисы одновременно могут проводить и ремонт, и техосмотр транспортных средств.
Сторонники либерализации техосмотров предлагают внести изменения в Закон об основах транспортной деятельности и «разрешить проводить технический осмотр дорожных транспортных средств тем компаниям, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством Литвы или уполномоченным Правительством учреждением <…>, и у которых есть соответствующие разрешения». Иначе говоря, сторонники либерализации техосмотров просят разрешить проводить техосмотр всем, у кого есть необходимое оборудование, и кто хочет этим заниматься. Во имя «защиты» существующих центров ТО от натиска конкуренции со стороны автосервисов, некоторые политики удосужились предложить центрам ТО начать самим заниматься ремонтом автомобилей, или заключать договоры на ремонт с автомеханиками других компаний.
Обязанность, а не просто услуга
Споры между Литовской ассоциацией предприятий по проведению техосмотра «Transeksta» и сторонниками либерализации системы проведения техосмотров перенеслись в залы судебных заседаний. Всевозможные «за» и «против» были выслушаны не один и не два раза. Ответ слуг Фемиды был однозначен: проведение техосмотра не относится к сфере свободного рынка – это исключительно государственная функция, выполнение которой государство делегирует юридическим лицам, связанным с обеспечением общественного интереса в транспортной области.
По сути, во всех ныне действующих законодательных актах отмечается, что «обеспечение безопасности здоровья и жизни участников дорожного движения важнее, чем результаты экономическо-хозяйственной деятельности». В Законе о безопасности дорожного движения говорится о том, что «безопасность дорожного движения обеспечивается при помощи регулирования и контроля деятельности юридических и физических лиц, работающих в области безопасности дорожного движения», т.е. это не просто услуга, а жизненно важная обязанность.
Различные модели проведения техосмотра
Антанас Дадурка, президент Литовской ассоциации предприятий по проведению техосмотра «Transeksta», комментируя замашки политиков совершить переворот в области проведения техосмотров, обратил внимание на некоторые ключевые моменты.
«В европейском законодательстве, регламентирующем эту область, предусмотрено несколько моделей проведения техосмотра. Одна модель – полностью либеральная, т.е. согласно этой модели, проводить техосмотр и определять пригодность автомобиля к эксплуатации могут едва ли не все желающие. Другая модель – относительно строгая, её придерживаются в Бельгии, Скандинавии, Литве. Согласно этой модели, функции контроля передаются так называемым «компаниям уровня А». Они имеют право выполнять только свои прямые обязанности и функции – проверять техническое состояние транспортных средств и не допускать к эксплуатации те транспортные средства, которые создают угрозу безопасности других участников дорожного движения. Выполнять другие функции (заниматься ремонтом автомобилей, продажей запчастей и т.п.) этим компаниям строго запрещено. Более того – литовские законы регламентируют даже плотность расположения ЦТО. ЦТО должны быть расположены так, чтобы из самой глубокой провинции на техосмотр не пришлось ехать более 30 км. Поэтому в Литве ЦТО находятся даже в тех местах, где заезжие автомобили можно сосчитать на пальцах одной руки. Понятно, что содержать такие „точки“ довольно убыточно, поэтому они существуют только за счёт дотаций от ЦТО, расположенных в крупных городах, где поток автомобилей несравнимо больше. Поэтому, мягко говоря, очень некорректно говорить о том, что в отдалённых уголках ЦТО открыты лишь потому, что якобы нет конкуренции. Просто вся сеть ЦТО организована в строгом соответствии с требованиями законодательства», – подчеркнул А. Дадурка.
Между тем эксперты парламентского Департамента европейского права отмечают, что государство вправе избрать другую модель проведения техосмотра, согласно которой, уполномоченные проводить техосмотр компании могли бы также выполнять ремонт транспортных средств. В таком случае для того, чтобы можно было предупредить попытки злоупотребления, государство должно обеспечить объективность проведения ТО и высокий уровень услуг.
К сожалению, сторонники либерализации системы ТО, во главе со скандально прославившимся депутатом Пятрасом Гражулисом, в своих поправках к закону не предлагают никаких комплексных решений по обеспечению объективности техосмотра и идей, как можно было бы сохранить, в сущности, единственный на сегодняшний день фильтр, который не допускает появления на дорогах отживших свой век технически неисправных автомобилей. Политики всего-навсего жонглируют банальной фразой, якобы, от либеральной системы техосмотра «всем будет лучше».
Опыт соседей
Политики, предлагающие радикальные изменения, уверяют, что нет обоснованных доказательств того, что принятые поправки повлекут за собой, возможно, отрицательные последствия. Они считают, что после либерализации техосмотра фактов проявления коррупции станет меньше, а уровень криминогенной обстановки останется без изменений. Более того – П. Гражулис и его единомышленники утверждают, что предлагаемые ими поправки к закону позволять обеспечить прозрачность и дадут компаниям возможность конкурировать в сфере услуг техосмотра. По их мнению, такая система будет более удобной, более качественной и более доступной.
С последней мыслью – о том, что «либеральный» техосмотр будет более доступным – трудно не согласиться. Ведь получить «индульгенцию» на ближайшей станции техосмотра, не мороча себе голову о фактическом состоянии автомобиля, очень удобно. Тем более, что в предыдущих дискуссиях некоторые автомобилеремонтные компании предлагали проводить ТО бесплатно: свой заработок они видели в продаже и замене забракованных во время техосмотра деталей.
Но в этой схеме заведомо заложен огромный конфликт интересов: как компания, которой основной доход приносит ремонт автомобилей и продажа запчастей, будет способна выполнять делегированные государством функции?
Авторы поправок к закону умалчивают и том, что когда либерализация техосмотра была проведена в соседних странах, владельцы автомобилей не только легче вздохнули от того, что проблем с техосмотром стало меньше (в Эстонии, например, 95 проц. владельцев автомобилей проходят ТО с первого раза, между тем в Литве на сегодняшний день таких «счастливчиков» – 54 проц.). Они «забыли» сказать о том, что во всех странах, где право выдавать наклейки техосмотра получили все желающие, его стоимость значительно возросла.
Гинтаутас Шледерис, руководитель ассоциации литовских компаний по техосмотру «Transeksta», анализировал, как эти проблемы решаются в Эстонии и в Польше. Он сказал, что его коллеги открыто говорят о том, что прибывшему на «ремонтно-техосмотровую станцию» владельцу самого безнадёжного автомобиля не могут сказать «нет», потому что он без особого труда получит необходимые документы в аналогичном «контрольном учреждении» на соседей улице.
«Нужно иметь ввиду, что эстонский транспортный парк значительно моложе, менталитет эстонских транспортников также довольно сильно отличается от литовского менталитета. Эстонцы все обнаруженные дефекты стараются устранить, а литовцы очень часто пытаются проблемы просто замаскировать. После того, как либеральная модель проведения техосмотра была одобрена в Эстонии и в Польше, чиновникам, ответственным за транспортную политику, пришлось признать, что техническое состояние транспортных средств никак не улучшилось, а случаи продажи талонов техосмотра участились. Вопреки всем прогнозам, стоимость техосмотра выросла почти в два раза – ведь для того, чтобы можно было проводить техосмотр, компания должна вложить деньги в приобретение специального оборудования, такого оборудования, какого в обыкновенном сервисе никогда не было. Если говорить о техосмотре тяжеловесного транспорта, то эти проблемы ещё более очевидны. А в небольших городах такие услуги вообще вряд ли возможны», – отметил Г. Шледерис.
Коллеги эстонские журналисты, специализирующиеся в области транспорта, в разговоре о существующей в Эстонии системе техосмотров подчеркнули, что проверкой «состояния здоровья» автомобилей могут заниматься практически все желающие. Но ремонт автомобилей не имеет ничего общего с техосмотром, т.е. мастера автосервисов техосмотр не выполняют.
Ошибочные сведения
Следует обратить внимание на то, что некоторые сторонники либерализации свою позицию подкрепляют заведомо неверными аргументами. Например, Стасис Брундза заявил, что в настоящее время станции техосмотров не могут проверить эффективность тормозной системы погруженных тяжеловесных транспортных средств, что, по словам Брундзы, очень важно.
Услышав это заявление, замдиректора компании «Transporto studijos» Рамунас Велавичюс лишь повёл плечами. Все станции, на которых проводится техосмотр тяжеловесных автомобилей, приспособлены специально для этой услуги: на станциях оборудованы специальные смотровые ямы, стенды для проверки тормозной системы, имеется оборудование для снятия осевой нагрузки, которое позволяет «расслабить» погруженное транспортное средство и полуприцеп (таким образом, можно проверить подвеску и рулевой механизм).
Кроме того, проверка эффективности тормозной системы грузового транспорта, которую акцентирует С. Брундза, – это одна из простейших задач, её может выполнить любой ЦТО. Куда более сложная задача – правильно проверить эффективность тормозной системы непогруженного транспортного средства. Для этого необходимо иметь соответствующее оборудование, которое во время проверки должно имитировать состояние тормозной системы и нагрузку на ось в погруженном автомобиле. В этом плане все ЦТО идут в ногу со временем.
«Проблема заключается в том, что ходовая часть погруженного автомобиля настолько напряжена, что установить предельно точно состояние важных агрегатов управления практически невозможно. Поэтому мы советуем проводить техосмотр автомобилей класса N3 без груза. Но мы не забываем о потребностях перевозчиков и специфике их работы, поэтому готовы проводить техосмотр погруженных транспортных средств», – говорит Г. Шледерис.
Собеседник обратил внимание на то, что усилия П. Гражулиса и его соратников узаконить стремление «хороших» авторемонтников заниматься ещё и техосмотром, сопровождается другими ляпсусами. В одном из законопроектов, представленных Сейму, компания П. Гражулиса предложила вообще отказаться от любых стандартов. Только тогда, когда политики спохватились, что выставили себя на публичное посмешище, они предложили разрешить проводить техосмотр «компаниям уровня Б». Это означало бы то, что «контролировать» техническое состояние своего транспортного парка могла бы любая более или менее крупная транспортная компания (кстати, одна из инициаторов изменений в проведении ТО — UAB «Vlantana»). Но и эту идею Комитет Сейма по правовым вопросам отклонил как создающую угрозу безопасности дорожного движения, а также создающую предпосылки к необъективности техосмотров и процветанию коррупции.
Интересно то, что в некоторых транспортных компаниях все эти странные идеи уже стали головной болью водителей. Их автомобили на техосмотр отгоняют руководители компаний, поэтому не трудно предугадать, каким образом автомобили возвращаются в безупречном техническом состоянии – несмотря на то, что это полностью идёт вразрез с их фактическим состоянием. А членам «Transeksta» нужно отдать должное – они стараются выявлять нечестно работающих коллег, и если подозрения во взяточничестве подтверждаются, с такими коллегами расстаются без всяких сожалений.
«Водителям таких „исправных“ автомобилей во время проверок на дорогах назначают штрафы. Владельцы компаний эти штрафы не возмещают, хотя сами прекрасно понимают, что эксплуатируя неисправные механизмы или „полуголые“ шины, рискуют ещё больше, чем водители. К нам уже поступали сигналы о таком „сотрудничестве“ предпринимателей и некоторых наших контролёров. Одни лишились техосмотра, другие – работы», – открыто сказал Г. Шледерис.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.