Заключение договоров: на что нужно обращать внимание?

10859-262x200

Редакция «CargoNEWS» решила выяснить, на что нужно обращать внимание при заключении договоров. В сотрудничестве с профессиональным сообществом адвокатов «Judickienė ir partneriai JUREX» была подготовлена актуальная юридическая информация, которую представляем нашим читателям.

3 марта 2015 г. редакция «CargoNEWS» опубликовала журналистское расследование-детективную историю о литовской компании, которая попалась в сети мошенников. Редакция ещё раз обращает внимание перевозчиков и экспедиторов на те нюансы, которые важно не упустить во избежание возможного обмана при заключении договора. На вопросы отвечает помощник адвоката Елена Цвирко.

Договор с экспедитором. Что нужно знать перед тем, как его заключить?

1) В первую очередь, нужно уметь отличать договор на экспедирование грузов от обычного договора на международную перевозку грузов

Суть договора на международную перевозку грузов можно определить одним предложением «Перевозчик обязуется доставить (перевезти) указанный в договоре груз с места его погрузки на место разгрузки». А суть договора на экспедирование грузов заключается в организации перевозки, и может звучать так: «Экспедитор обязуется организовать доставку указанного в договоре груза с места его погрузки на место разгрузки».
Кроме того, в отличие от договора на международную перевозку, в договоре на экспедирование часто встречаются специфические обязательства экспедитора, например:

— обязанность найти такое транспортное средство, в котором были бы обеспечены условия надлежащей перевозки и сохранности груза;

— обязанность организовать погрузку груза в транспортное средство;

— обязанность организовать разгрузку;

— обязанность организовать складирование груза;

— обязанность подготовить, заполнить и собрать все необходимые документы для перевозки груза и/или его таможенной очистки.

2) В договоре с экспедитором необходимо утвердить такие условия, которые отчётливо указывали бы на то, что это именно договор на экспедирование, а не на международную перевозку грузов.

Как правило, заказчики с перевозчиками и экспедиторами заключают идентичные по своему содержанию договоры (в обоих случаях это бывает образцовый договор на перевозку (не на экспедирование) грузов). Иногда такое случается потому, что заказчики вообще не знают, что лицо, подписывающее договор, не будет выполнять перевозку, а наймёт для этого другое лицо (фактического перевозчика). Но ещё чаще соответствующий договор невозможно заключить потому, что заказчики не понимают, в чём разница между договором на перевозку и договором на экспедирование грузов.

Нужно иметь ввиду, что договор на экспедирование во многих случаях заказчику может быть выгоднее, чем договор на перевозку, который заключается с фактическим перевозчиком. В свою очередь, экспедитору тоже выгодно заключить такой договор, условия которого были бы похожими на условия договора на международную перевозку (а не договора на экспедирование).

3) Необходимо знать, что ответственность экспедитора (например, за несвоевременную доставку груза, за повреждение или утрату груза и т.д.) намного больше, чем ответственность перевозчика.

Так сложилось потому, что ответственность перевозчика довольно чётко ограничивает Конвенция о международной дорожной перевозке грузов (далее – CMR Конвенция). Например, ч.5 ст. 23 ограничивает возможность применять в отношении перевозчика штраф за просрочку срока доставки груза. В этом случае у перевозчика нельзя требовать сумму, превышающую сумму провозных платежей. Кроме того, практика литовских судов склоняется к тому, что накладывать штраф в таких случаях вообще невозможно – можно только требовать возместить убытки, величину и факт которых необходимо подтвердить документальными доказательствами. Например, в договоре на перевозку за несвоевременную доставку груза был предусмотрен штраф (100 евро за каждый просроченный день). Если заказчик хочет присудить эту сумму в свою пользу, он обязан доказать, что его фактические убытки соответствовали этой сумме, т.е. он, например, должен был заплатить эту сумму своему клиенту в качестве компенсации за опоздание.

Правовые отношения между сторонами договора на экспедирование регулирует, как правило, не международное, а национальное право. В Литве эти отношения регламентированы в статьях № 6.824 – 6.829 Гражданского кодекса Литвы (далее – ГК). ГК почти не ограничивает ответственность экспедитора, в том числе и ответственность за несвоевременное выполнение условий договора (несвоевременную доставку груза). Это означает, что в большинстве случаев, при правильной формулировке условий договора на экспедирование, интересы заказчика могут быть защищены в значительно большей степени, чем при заключении договора на перевозку (например, в большинстве случаев взыскать штраф за ненадлежащее исполнение условий договора было бы проще с экспедитора, а не с перевозчика).

Судебная практика в соседних странах

Судебная практика соседних стран, например, Польши, показывает, что польские суды также придерживаются похожей позиции. Несмотря на то, что в договоре предусмотрен штраф за просрочку доставки груза, сторона, потерпевшая убытки, должна доказать их факт и величину. Такую позицию разделяет и Международный союз автомобильного транспорта (IRU).

Сотрудник латвийской юридическо-консалтинговой компании  SIA «MIRA MAKE» говорит, что в Гражданском кодексе Латвийской Республики предусмотрено в договоре стороны могут установить штрафные санкции – максимум 10% от суммы договора, т.е. в договоре можно поставить любую сумму за опоздание в сутки, но как только штраф достигнет 10% суммы всего договора, то больше насчитывать нельзя.

Что бы взыскать убытки в суде надо доказать, что в действиях виновной стороны констатировано:

— противоправные действия;

— вина;

— констатированы убытки;

— есть прямая связь между убытками и противоправными действиями виновной стороны.

В договоре можно применить проценты за просроченный платеж, например 0,0 X% от суммы товара в сутки за просроченный платеж или за недоставку товара в сутки. Данном случае штрафные проценты неограниченны суммой, но суд может их уменьшить, если ответчик обоснует необходимость их уменьшения или не обоснованность применения, а так же укажет на финансовые последствия, которые могут привести ответчика к банкротству.

В суде ЛР довольно трудно доказать убытки и практика показывает, что ЛР суды не торопятся признавать убытки потерпевшей стороне, потому что надо доказывать, что вы не могли избежать данных убытков ( например, не могли найти другую машину для поставки  товара), доказать их сумму (надо предоставить, например, счета  о применимых санкциях к истцу и доказательство их оплаты), все должно быть документально доказано.

Редакция «CargoNEWS» также обратилась за комментарием к эстонским юристам. Они ответили, что эстонские суды признают договорные штрафы, но они должны быть очень точно и ясно определены в договоре. Кроме того, эстонское право позволяет претендовать на возврат запланированного, но не полученного дохода, однако его объём или величину нужно доказать.

Поэтому при заключении договоров с экспедиторами, заказчики должны не забывать о том, что могут перенести на экспедиторов больше ответственности, а экспедиторы, соответственно, должны знать, что степень их ответственности больше, чем степень ответственности перевозчиков, и очень внимательно изучать не только условия договора, но и формулировки условий, а также принимаемые на себя обязательства.

4) При заключении договора на экспедирование или любого другого договора, очень важно удостовериться в том, какое право будет применяться к правоотношениям, вытекающим из договора. Также нужно проверить, в каком порядке (судебном или арбитражном) и в каком государстве будут разбираться споры, вытекающие из договора.

Во многих случаях достаточно внести в договор соответствующее условие, т.е. условие о праве, применимом к договору, и условие о юрисдикции. В идеальном случае к договору должно применяться право того государства, в котором будет проводиться судебное разбирательство. В противном случае, если возникнет судебный спор, стороны могут иметь серьёзные дополнительные расходы, связанные с толкованием норм иностранного права.

Сторонам, которые заключают договор на экспедирование, следует не забывать и о том, что споры можно решать не только в судебном, но и в арбитражном порядке. В большинстве случаев арбитражная форма решения споров занимает намного меньше времени, чем судебное разбирательство. Но разбирать споры в арбитражном порядке можно лишь тогда, когда стороны согласились на это в письменной форме. Поэтому если стороны договора согласны на решение споров в арбитражном порядке, они должны внести это условие в договор на экспедирование.

Основные структурные части договора на перевозку / экспедирование грузов

1) Предмет договора. В этой части должно быть чётко указано, о чём стороны договариваются. Если это договор об экспедировании, то эта часть договора может быть сформулирована следующим образом: «Экспедитор обязуется организовать доставку груза с места погрузки, указанного в договоре, на место доставки, указанное в договоре, а также выполнять другие договорные обязательства». В договоре не перевозку предмет договора может быть определён так: «Перевозчик обязуется доставить (перевезти) указанный в договоре груз с места его погрузки на место доставки».

2) Права и обязанности сторон. В этой части договора должен быть подробно описан предмет договора: какие действия, в какие сроки и в каком порядке обязана выполнить каждая сторона договора (например, может быть предусмотрена обязанность экспедитора организовать погрузку и разгрузку; обязанность перевозчика информировать заказчика об определённых обстоятельствах перевозки – авариях, очередях на таможне и т.д.).

3) Сроки доставки груза и другие условия. В этой части договора должны быть чётко указаны сроки погрузки и разгрузки, а также адреса мест погрузки и разгрузки. Если перевозка груза предусматривает определённые специальные условия (температурный режим, специальное транспортное средство, специальный способ погрузки и т.п.), то эти условия должны быть оговорены в этой части договора.

4) Цена. Цена договорных услуг должна быть определена очень чётко, с указанием, включает ли она в себя налог на добавочную стоимость. Очень важно указать, является ли эта сумма выплатой за все предусмотренные договором действия перевозчика (например, за оформление документов, погрузку и разгрузку – если об этом стороны договорились), или выплатой только за перевозку. Если, согласно договору, перевозка выполняется не на одном, а на нескольких транспортных средствах, важно указать, включает ли в себя эта выплата услуги всех транспортных средств, или только одного отдельного транспортного средства. Кроме того, важно указать, включает ли в себя выплата сумму за дополнительные согласованные сторонами договора услуги (за декларированную/дополнительную стоимость груза). В договоре также нужно указать точные условия и сроки оплаты услуг.

5) Срок оплаты. Срок оплаты может быть указан как конкретная дата, период времени (дни, недели, месяцы) или привязан к событию (например, оплата должна быть выполнена на следующий день после того, как будет получен оригинал CMR накладной). В любом случает очень важно, чтобы срок оплаты был ясен. Советуем избегать таких формулировок, как «оплата в день разгрузки», потому что непонятно, должна ли оплата быть выполнена до разгрузки или после разгрузки. Перевозчик может пытаться приостановить разгрузку до тех пор, пока не получит оплату (хотя такая формулировка не позволяет однозначно установить, кто прав).

6) Неустойка (штрафы, пеня). Нужно не забывать, что требовать неустойку (штрафы, пеню) можно только в том случае, если об этом стороны договорились в письменной форме. В договоре могут быть предусмотрены такие виды неустойки:

Пеня за опоздание выполнить оплату (например, по 0,05% за каждый просроченный день);

Штраф за простой (в данном случае важно указать, за какой период времени будет взыматься штраф – за час, за день, за сутки; также важно указать, будет ли взыматься штраф за простой в праздничные и выходные дни; важно указать, за какие простои будет взыматься штраф – за простой на месте погрузки, на месте разгрузки, на таможне и т.д.);

Штраф за неподачу груза (например, 30% от суммы фрахта): важно обсудить, по истечении какого срока будет считаться, что заказчик отказался от погрузки (например, если груз не подаётся на погрузку в течение 24 часов от согласованного времени погрузки);

Штраф за неподачу транспортного средства (например, 30% от суммы фрахта): важно обсудить, по истечении какого срока будет считаться, что перевозчик отказался от перевозки (например, если транспортное средство не прибывает на погрузку в течение 24 часов от согласованного времени погрузки);

Штраф за просрочку доставки груза. Такой штраф может быть предусмотрен, но нужно иметь ввиду, что практика литовских судов склоняется к тому, что в этом случае заказчик всё равно должен доказать, что понёс ущерб, и подтвердить факт и величину ущерба документально. Если таких доказательств нет, перевозчик вправе отказаться от уплаты штрафа, несмотря на то, что об оплате такого штрафа стороны договорились. Следует отметить, что позиция арбитражного суда по этому вопросу несколько иная – как правило, более выгодная для заказчика.

7) Юрисдикция и право, применимое к договору. Для того, чтобы можно было облегчить своё положение в случае судебного разбирательства, советуем внести в договор пункт о том, где будут разбираться споры сторон. В договоре может быть указано, что споры будут разбираться в конкретном суде (как правило, наиболее выгодно решать споры в суде по месту регистрации компании) или в арбитражном порядке (в этом случае нужно указать название конкретного арбитражного суда, число арбитров, язык, на котором будет проводиться арбитражный процесс и т.д.). В договор также советуем внести условие о праве, применимом к договору. Это очень актуально для договора на экспедирование, потому что правовые отношения между сторонами договора на экспедирование регламентирует, как правило, национальное законодательство.

Важно запомнить: если есть несоответствие между условиями договора и положениями, установленными в CMR накладной, Верховный суд Литвы отдаёт предпочтение содержанию CMR накладной. Поэтому очень важно, чтобы положения договора были сформулированы очень точно и отражали тот предмет договора, о котором стороны на самом деле договорились.

Условие передачи обязательств договора на экспедирование третьим лицам

Нужно иметь ввиду, что если в договоре на экспедирование (или перевозку) нет условия, согласно которому экспедитору (или перевозчику) запрещается привлекать третьих лиц для исполнения условий договора (передавать им свои обязанности), то это значит, что экспедитор (перевозчик) имеет право делать это по своему усмотрению. Но в данном случае экспедитор (перевозчик) несёт ответственность за действия привлечённых лиц, если в договоре не указано иначе.

Если заказчик хочет, чтобы экспедитор лично выполнял условия договора и не передавал свои обязанности другой экспедиторской компании, это требование нужно чётко и недвусмысленно утвердить в договоре. Например, в договор на экспедирование может быть внесено такое условие: «Экспедитору (Перевозчику) запрещается передавать, третьим лицам права и обязанности, вытекающие из настоящего договора, а также запрещается привлекать третьих лиц для исполнения условий настоящего договора без письменного согласия Заказчика».

Но нужно не забывать, что категорический запрет привлекать для выполнения договора на экспедирование третьих лиц может исказить суть такого договора. Как уже говорилось, деятельность экспедитора связана с организацией процесса перевозки, т.е. с привлечением соответствующих ресурсов и субъектов, которые фактически выполнят перевозку.

Имея ввиду это обстоятельство, экспедиторы, при заключении договора на экспедирование, должны избегать таких категорических формулировок, так как они сильно ограничивают действия экспедитора, направленные на выполнение условий договора.

Как проверить, нет ли в договоре положений, которые впоследствии могут стать причиной сомнений или судебных споров?

Даже при условии, что всё содержание договора будет проверено очень тщательно, споры между сторонами договора всё равно могут возникнуть. Это обусловлено тем, что люди по-разному понимают и истолковывают условия договора (например, из-за языковых различий, отличий в судебной практике того или иного государства и т.д.). Кроме того, иногда бывает так, что одна из сторон договора инициирует судебный спор только для того, чтобы задержать оплату, или по другим похожим причинам.

Предварительная проверка (оценка) условий договора, без сомнений, может снизить риск возникновения споров, и повысить шансы на победу в таких спорах, если они всё-таки возникнут. Лучше всего, чтобы оценку условий договора проводил человек, имеющий юридические знания и достаточный опыт, особенно в сфере транспортного права. Но даже при отсутствии необходимых юридических знаний, риск возникновения споров можно снизить, если проверить следующие аспекты:

— насколько ясны, недвусмысленны и понятны условия договора;

— нет ли в договоре специфических названий, которые стороны могут понимать по-разному (если есть, то в договоре следует дать их определение);

— не противоречат ли условия договора друг другу, достаточно ли логично они изложены;

— есть ли соответствие между суммами, указанными цифрами, и суммами, указанными словами;

— нет ли в договоре таких сокращений, как «и т.д.», «и т.п.» (такие сокращения, как правило, дают возможность по-разному интерпретировать условия договора. В некоторых случаях это может быть выгодно, но с точки зрения превенции споров, такие фразы употреблять не следует).

Цена подготовки договора

Шаблон договора можно найти в интернете, но риск того, что такой договор не будет соответствовать специфике деятельности компании или не отразит фактический предмет и суть договора, очень велик. Кроме того, в шаблонах иногда попадаются условия, которые на первый взгляд могут показаться умными и красивыми, а на самом деле может случиться так, что они будут выгоднее другой стороне (вашему контрагенту), или согласно законодательству другого государства, вообще не могут применяться.

Поэтому нужно подготовить проект такого договора, который соответствует потребностям и специфике деятельности конкретной компании. Такие проекты не только экономят время, но и помогают защищать интересы конкретной компании.

Стоимость подготовки проекта договора зависит от его специфики, объёма и цены услуг специалиста, который его готовит.

Редакция «CargoNEWS» предлагает шаблон типового договора. Напоминаем, что это всего лишь шаблон. Советуем в каждом отдельном случае заключать договоры, соответствующие специфике вашего бизнеса. Не забудьте внести в договор все важные для вас моменты.

pervežimo sutartis galut RU-page-001

Типовой договор здесь

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о деталях и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-11-12 1 093
0