Биотопливная «головоломка» (дополнение)
Традиционные «коктейли» из дизельного и биотоплива перевозчики используют уже почти 15 лет. Несмотря на то, что эти продукты не являются чем-то новым, руководители ассоциации «Linava» недавно обратились к правительству Литвы с официальным заявлением, в котором категорически выступают против предложения Министерства энергетики изменить состав биологического топлива, увеличивая в нём количество «зелёных» ингредиентов. Воt почему это важно.
Основные преимущества
Биодизелин– это биотопливо, произведённое на основе растительных или животных масел, а также продуктов их эстерификации. В зависимости от того, какой вид алкоголя используется в производстве – метанол или этанол – биодизелин называется метиловым или этиловым эстером. Биодизелин можно использовать в смеси с традиционным дизельным топливом, а также как отдельный вид топлива. Производители и сторонники этого вида топлива уверяют, что смесями, в которых биодизельное топливо составляет примерно 20 проц., двигатели внутреннего сгорания можно наполнять без каких-либо технических изменений. Единственное, на что нужно обратить внимание при использовании смесей с биотопливом – это чаще менять топливные фильтры. Биодизелин – хороший растворитель, поэтому при его использовании система подачи топлива очищается, и осадки засоряют топливные фильтры.
Сторонники более широкого использования биотоплива подчёркивают, что использование этого вида топлива не только позволяет уменьшить зависимость от импортных энергетических источников, но и способствует уменьшению загрязнения окружающей среды. По их мнению, если использовать биотопливо первого поколения (в его производстве используются пищевые растения– кукуруза, соя, пальмы, сахарный тростник, подсолнухи, рапс, некоторые зерновые культуры), то выброс углекислого газа можно сократить на 40 – 50 проц., по сравнению с традиционным топливом.
Существует мнение, что биодизелин улучшает смазывание двигателя, а дымность двигателя при его использовании уменьшается на 60 проц., по сравнению с двигателем автомобиля, который работает на минеральном дизелине. Биодизелин отличается повышенным содержанием кислорода, по сравнению с обычным дизелином (10,8 проц.), поэтому он лучше сгорает. Биодизелин расщепляют микроорганизмы, поэтому после попадания его отходов в почву, она очищается быстрее.
В 2012 г. Литва стала первым государством Европейского Союза, в котором был принят закон, обязывающий в этом же году начать продажу топливной смеси, в которой было бы не менее 7 проц. биотоплива (в то время во всех остальных странах ЕС действовал стандарт, предусматривающий торговлю биотопливом, в котором было бы не более 7 проц. биологических добавок).
… и недостатки
Руководители Литовской ассоциации поставщиков биотоплива уверяют, что решение увеличить долю биологического топлива в дизельной смеси до 7 проц. было правильным и обоснованным. По их мнению, о побочном эффекте и возможном риске использования таких «коктейлей» могут говорить только те, кто заинтересован в расширении потребления импортной нефти и традиционных видов топлива.
Между тем Альбинас Алексеюнас, независимый эксперт по нефтепродуктам, редакции CargoNEWS.lt назвал некоторые недостатки биодизельного топлива. По его словам, в состав биодизелина входят некоторые агрессивные эстеры, которые растворяют накопившиеся в топливных баках, корпусах фильтров и трубах осадки. Вследствие этого воздействия резко повышается уровень растаявших восковых кристаллов и других загрязняющих веществ, которые могут засорить топливные фильтры и нарушить работу всей топливной системы. Как правило, такой побочный эффект может проявиться тогда, когда топливо содержится в грязных хранилищах, а в топливные баки заливается без предварительного фильтрования.
«Одним из основных недостатков биотоплива является его нестабильность, т.е. при продолжительном хранении, меняются качества этого вида топлива: оно из окружающей среды впитывает в себя кислород, окисляется, в нём образуются смолы. Биотопливо также притягивает влагу», – говорит А. Алексеюнас.
Воздействие холода
Тема использования биотолпива рассматривалась на проходившем недавно совещании Конфедерации промышленников Литвы (КПЛ). В нём также принимали участие представители перевозчиков, которые резко воспротивились инициативе Министерства энергетики добавлять 5 проц. биодизелина в арктический дизелин 1 –ого и 2 –ого класса. Предприниматели подчеркнули, что введение такого требования будет чревато повышением цен на топливо и ухудшением его качества. По их мнению, такое требование не совместимо с климатическими условиями в Литве и большинстве восточных стран, куда направляется основная часть перевозчиков.
Представители «Linava» утверждают, что перевозчики уже сталкивались с серьёзными проблемами, когда использовали топливо с примесью биотоплива. Несколько лет тому назад, когда осенью внезапно похолодало, дизелин из-за находящегося в его составе биотоплива (у этого вида топлива более высока предельная температура фильтруемости) стал засорять фильтры топливной системы. Перевозчикам пришлось в массовом порядке обращаться в ремонтные мастерские, простаивать, вследствие чего они понесли значительные убытки. Поэтому было решено, что использовать арктический дизелин с примесью биотоплива (в Литве арктический дизелин используется с ноября по апрель) не обязательно.
Эту позицию – не использовать добавок в арктическом дизелине – поддержали основные операторы АЗС в Литве. Они заявили, что категорически против использования смеси дизелина с биотопливом в зимнее время. Если использовать смесь традиционного и биотоплива при температуре ниже -15°C, засоряются не только фильтры автомобилей, но и фильтры топливораздаточных колонок.
Ещё одна немаловажная деталь – если в дизельное топливо добавить более 7 проц. биотоплива, то владельцы транспортных средств лишатся заводских гарантий производителя. В настоящее время 7 проц. примеси биотоплива – максимальная черта, согласованная с производителями двигателей.
«Любое количество биотоплива в составе дизелина ухудшает его свойства. Двигатели современных коммерческих транспортных средств соответствуют экологическому стандарту Евро 6, они очень чувствительны к качеству топлива. Как вид топлива, смесь биотоплива и дизелина дороже, чем традиционный дизелин, потому что дороже одна из его составляющих. Налоговые льготы к этому виду топлива не применяются», – отмечается в заявлении «Linava».
Требования к качеству
Представители «Volvo Trukcs» на вопрос о своём отношении к биотопливу, ответили, что во всех грузовиках «Volvo» можно использовать дизельное топливо с примесью биотоплива, но количество биотоплива не должно превышать 7 проц.
«Если биотопливо соответствует стандарту EN14214, традиционное топливо – стандарту EN 590, а смесь производится на нефтеперерабатывающем заводе, и на АЗС поступает прямо в топливный бак грузового автомобиля – проблем нет. В таких случаях не нужно адаптировать силовые агрегаты, не применяются дополнительные требования к периодичности выполнения техосмотра или ограничения деятельности перевозчика в холодное и тёплое время года», – говорится в ответе представительства «Volvo».
Продавцы шведских грузовых автомобилей также согласились, что в тёплое время года эксплуатация автомобилей, в которые заправлена смесь биотоплива и традиционного топлива, не вызывает проблем, между тем как в холодный сезон риск засорения системы впрыска топлива и топливных фильтров (из-за увеличения вязкости биотоплива при низкой температуре) повышается.
Советует не спешить
Миндаугас Линкайтис, пресс-секретарь «ORLEN Lietuva», комментируя эти моменты, подчеркнул, что компания понимает стремление ЕС до 2020 г. увеличить долю биотоплива в топливных смесях, которые использует европейский транспорт, до 10 проц. И всё же перед тем, как принимать решение на использование метилового эстера жирных кислот (RRME) в зимнем топливе, нужно провести не только лабораторные, но и практические исследования.
А пока наши специалисты могут подтвердить лишь то, о чем говорится в стандартах EN – реакция RRME на низкую температуру исследована недостаточно.
Есть предположение, что до 2020 г. на рынке появятся более совершенные в технологическом отношении биокомпоненты. Тем более, что ЕС рассматривает другие альтернативы, например, использование электричества, биогаза и т.д.
Спешить не надо. Надо учесть и географический фактор, и практику других стран.
Географическое положение Литвы не идёт в сравнение с географическим положением западных стран, например, Германии. В Литве, как и в странах севернее от Литвы (Латвии, Эстонии), использовать арктический дизелин в зимнее время обязательно. Между тем как в Польше использовать арктический дизелин не обязательно. Более того – требования добавлять в топливо RRME в зимнее время нет ни в Латвии, ни в Эстонии.
В настоящее время «ORLEN Lietuva» не использует смеси дизельного топлива и RRME, поэтому не может дать гарантию, что топливо такого типа будет соответствовать всем обязательным требованиям качества. Кроме того, такое топливо должно быть использовано в относительно короткий срок. В любом случае, для потребителей оно будет дороже.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.