Новейшая судебная практика в правовых спорах транспортников
Миндаугас Шимкунас, управляющий партнер адвокатской конторы «VERUM», на проходившем недавно семинаре по решению проблем, связанных с эффективностью работы транспортных менеджеров, подробно проанализировал ряд повседневных «ребусов», касающихся границ ответственности перевозчиков и экспедиторов. Вот несколько моментов, на которые советуем обращать особое внимание.
Ответственность перевозчика
По словам М. Шимкунаса, в первую очередь нужно понять, что «перевозчик» – это не только тот, кто сам перевозит груз, но и тот, кто поручает выполнение этой работы третьему лицу. В судебной практике участники такой схемы называются договорными перевозчиками, разделяющими ответственность за процесс перевозки.
В процессе перевозки перевозчик несёт ответственность утрату всего груза или его части, за опоздание доставить груз, за потерю и неправильное использование вверенных перевозчику документов. Перевозчик также несёт ответственность за ущерб, возникающий вследствие невыполнения инструкций, и надлежащий подбор третьего лица, которому доверяет сохранность груза после его выгрузки. Ответственность перевозчика возникает с того момента, когда он принял груз, и кончается в момент передачи груза его получателю. Если груз передаётся не прямому грузополучателю, то перевозчик несёт ответственность за действия третьего лица, которому он доверил сохранность груза. Например, если подакцизный товар будет выгружен на территории обычного, а не таможенного склада, то может случиться так, что товар будет конфискован, и это станет головной болью перевозчика.
«Транспортники с этими моментами сталкиваются каждый день, только следует не забывать, что документы, относящиеся к грузу, можно передать не только из рук в руки, но и внести данные о грузе в CMR накладную. Важно помнить, что законодательство, регламентирующее международные грузоперевозки, предусматривает право грузоотправителя давать перевозчику инструкции, которые он обязан строго соблюдать. В некоторых случаях эти инструкции можно рассматривать как одностороннее изменение условий договора, но от этого основное правило не меняется – те, кто не соблюдает инструкций, берут на себя ответственность за последствия», – отметил М. Шимкунас.
Адвокат подчеркнул, что перевозчик, принимая груз к перевозке, обязан проверить количество погрузочных мест и внешний вид упаковки. Если есть какие-то недостатки, он обязан обосновать свои замечания. Если, принимая груз к перевозке, у перевозчика нет возможности пересчитать количества погрузочных мест, он обязан обосновано указать это в CMR накладной.
«Если впоследствии выяснится, что водитель не присутствовал на погрузке потому, что ему предложили «пойти выпить кофе», или потому, что «груз погрузили очень быстро», то при возникновении спора о количестве груза или его повреждениях, такие объяснения будут считаться несущественными», – говорит М. Шимкунас.
Грузополучатель может предъявлять претензии только тогда, когда в состоянии груза убедится в присутствии перевозчика.
Формула возмещения ущерба
Если груз по каким-то причинам утрачивается или ему наносится ущерб, сумма компенсации определяется по ценам товарной биржи или, если нет такой стоимости, по текущим рыночным ценам, или если такой не существует, по нормальной стоимости грузов аналогичного вида и качества на месте (и во время) приёма груза. М. Шимкунас обратил внимание, что эти положения установлены в редакции CMR Конвенции от 1956 года. В настоящее время на практике некоторые процедуры выполняются несколько иначе – размер компенсации, как правило, определяется на месте (и во время) погрузки, на основании данных, указанных в счёте-фактуре.
В Конвенции также говорится, что перевозчик несёт ответственность за возмещение стоимости перевозки (если услуги перевозчика оплачены авансом), таможенных налогов и сборов, а также других расходов, возникших в отношении перевозки груза. Полная стоимость должна возмещаться в случае полной потери груза, а в случае частичной его потери – пропорционально утерянной части груза. О другом ущербе в Конвенции не говорится, но в судебной практике уже сложился определённый перечень компенсируемых затрат. Это затраты, касающиеся укомплектования груза, его перегрузки, хранения и утилизации, подачи другого транспортного средства.
Компенсация не может превышать 8,33 СПЗ* (специальных прав заимствования – англ. Special Drawing Rights) за каждый недостающий килограмм веса брутто. Если в CMR накладной указана стоимость груза, то перевозчик несёт ответственность только за сумму, указанную в накладной – даже в том случае, если реальная стоимость груза намного больше.
*1 СПЗ = 1,19033 евро, соответственно 1 кг – примерно 9,92 евро.
Преднамеренные или непреднамеренные действия?
Адвокат М. Шимкунас обращает внимание на то, что ограниченная ответственность перевозчика не применяется в тех случаях, если ущерб грузу был нанесён вследствие умышленных или преднамеренных действий перевозчика (или его агента). Преднамеренными действиями перевозчика считаются те действия, которых он мог избежать, если бы придерживался минимальных требований осторожности и предусмотрительности. Преднамеренным действием также считается бездействие – невыполнение всех необходимых действий, которые могли бы снизить риск появления ущерба или могли бы помочь избежать ущерба.
«Имея ввиду тот факт, что в судебной практике кража считается неизбежным обстоятельством только в исключительных случаях (т.е. когда кража выполнялась в форме насильственного или вооружённого нападения, других формах, которым сопротивляться было бы неразумно), любое пренебрежительно отношение со стороны перевозчика, повлёкшее за собой неправомерное завладение грузом, считается неосторожностью перевозчика, приравниваемой к преднамеренным действиям. Если во время судебного разбирательства преднамеренные действия перевозчика не будут доказаны, он должен будет покрыть ущерб, равный 8,33 СПЗ за 1 килограмм веса брутто. В противном случае ему придётся возместить весь ущерб», – говорит адвокат.
В прошлом году Верховный суд вынес оправдательный приговор в деле, в котором водитель обвинялся в утрате контроля над автомобилем при езде по обледенелой дороге (водитель ехал со скоростью 60 км/ч, допустимая скорость была 90 км/ч, тем не менее, его автомобиль сошёл с дороги в момент разминки со встречным автомобилем из-за сильного порыва ветра). Но в других случаях – при превышении скорости, несоблюдении знаков дорожного движения, несоблюдении требований по эксплуатации транспортного средства и т.д. – действия водителя, ставшие причиной повреждения груза, будут считаться преднамеренными.
М. Шимкунас обратил внимание на то, что в некоторых случаях грубой неосторожностью или преднамеренным действием может считаться обстоятельство, когда груз остался без присмотра потому, что водитель отлучился в туалет или спал в кабине грузовика. В таких случаях суд устанавливает характер вины перевозчика, исходя из фактов, в каком месте, в какое время и по какой причине водитель остановился, какие действия он предпринял для того, чтобы обеспечить сохранность груза и предотвратить другие обстоятельства его утраты. Например, в случае кражи, когда груз был похищен в тот момент, когда похитители в кабину водителя напрыскали слезоточивый газ, перевозчик был признан виновным, потому что водители грузовика, в ожидании разгрузки, остановились на неохраняемой площадке.
Другая история закончилась тем, что перевозчик был обязан полностью компенсировать ущерб, появившийся вследствие ошибки на складе. В России груз был признан контрабандой, его задержали, а когда вернули, груз был непригодным к использованию. Так как груз оказался не в руках того грузополучателя, которому он предназначался, суд невнимательность водителя посчитал неосторожностью.
Время для претензий ограничено
Одна из предпосылок к презумпции вины перевозчика и возникновению его ответственности – факт, что груз был повреждён во время перевозки (т.е. с момента принятия груза к перевозке и до того момента, когда груз был доставлен получателю). От того, насколько очевидны повреждения груза, зависит порядок подачи рекламаций.
«Рекламация – это документ общего характера, в котором перевозчику указываются дефекты доставленного груза. Цель рекламации – предоставить перевозчику информацию о повреждениях груза для того, чтобы перевозчик мог предпринять меры по защите своих правомерных интересов. Если повреждения очевидны, грузополучатель обязан немедленно заявить о них во время разгрузки, и занести свои замечания в CMR накладную или акт сдачи-приёма груза. Срок подачи рекламаций по поводу скрытых (не явно выраженных) дефектов – 7 дней с момента доставки грузов (не считая выходных). Важно знать, что в данном случае может измениться презумпция вины перевозчика – если грузополучатель не предъявил претензий безотлагательно, то суд основывается на том, что груз мог быть повреждён после доставки. И в таком случае не перевозчик, а грузоотправитель должен доказать вину перевозчика, а перевозчик не обязан доказывать правомерность своих действий», – отметил М. Шимкунас.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.