Плохие новости для водителей: топливо дорожает и будет ещё дорожать
Рост закупочных цен на нефть, начавшийся в середине января, отразился на оптовых ценах на топливо. В настоящее время оптовая цена на топливо выросла на 8 проц. В розничной торговле нефтепродуктами цены повышались значительно меньше, но по оценкам экспертов, цены на автозаправочных станциях будут продолжать расти.
Участники рынка отмечают, что падение цен на нефть дало возможность транспортным компаниям легче вздохнуть, но в ближайшем будущем цены могут вернуться на прежний уровень. О колебании цен на топливном рынке жители Литвы судят по толщине своих кошельков.
Цены подскочили на этой неделе
Дайва Йокшене, президент Литовской ассоциации торговли нефтепродуктами, порталу 15min.lt сказала, что цены на топливо растут везде, но на литовских АЗС этот рост чувствуется меньше, чем в оптовой торговле.
«Цены на нефть растут. Рост цен в оптовой торговле наблюдается с 20 января. Понятно, что розничная цена тоже повышается. По сравнению с январём, в феврале оптовые цены выросли на 8 проц. В розничной торговле рост цен был сравнительно небольшим – в среднем 1 проц.
На розничную торговлю рыночные тенденции влияют медленнее. В соседних странах тенденции точно такие же. В Эстонии, Латвии и Польше цены тоже растут, скачок цен – точно также, как и в Литве – начался на этой неделе.
Наблюдая изменение цен в оптовой торговле, можно делать вывод, что в розничной сети цены тоже должны повыситься», – говорит руководитель ассоциации.
Объём продаж топлива увеличился
По словам Д. Йокшене, объём прошлогодних продаж вселяет надежду. Несмотря на то, что уровень потребления сжиженного природного газа несколько упал, дизельного топлива было продано почти на 20 проц. больше.
«На объём продаж топлива влияет не только его цена. Немаловажные факторы – темпы роста экономики и влияние теневой экономики. Большое значение также имеет различие цен между соседними странами. В 2014 г. объём продаж дизельного топлива вырос на 17 проц. Это очень хороший показатель.
Сокращение потребления бензина в прошлом году прекратилось. Тем не менее, сократился объём реализации сжиженного природного газа, но это говорит лишь о том, что происходят изменения в автомобильном парке, и всё больше водителей выбирают автомобили с дизельными двигателями», – говорит Д. Йокшене.
По её мнению, падение цен на топливо стало положительным импульсом для роста литовской экономики, так как у людей появились дополнительные свободные средства, которые они использовали в различных видах потребления. «В «корзинке» расходов населения расходы на топливо занимают довольно значительную часть. Когда топливо стало дешевле, люди стали себе больше позволять», – говорит руководитель ассоциации.
Литовцы денег на топливо не жалеют
Сигитас Райла, директор Департамента категории горючего компании «Statoil», порталу 15min.lt сказал, что топливо – довольно специфический товар, даже в тот момент, когда оно дешёвое, его невозможно приобрести про запас.
«В короткий период значительных изменений в потреблении мы не наблюдаем. Это можно объяснить тем, что спрос на топливо почти не меняется. Если потребителям нужно ехать, они едут, одновременно отказываясь от других товаров или услуг.
О тенденциях можно говорить в течение продолжительного времени. Высокие цены на топливо, которые мы видели в течение последних нескольких лет, повлияли на «дизелизацию» автомобильного парка Литвы. Две трети автомобилей, проходящих в Литве первую регистрацию, работают на более экономичных дизельных двигателях.
В прошлом году объём реализации дизельного топлива возрос, но я этот факт связываю с изменениями направлений потоков тяжеловесного транспорта. Тот транспорт, который раньше отправлялся в Россию, повернул на запад. В такой ситуации больше дизельного топлива приобреталось в Литве», – говорит С. Райла.
Время роста цен
На вопрос, что ожидает литовских водителей в ближайшее время, С. Райла ответил, что прогнозы – очень неблагодарное занятие: «Мы видели, как цены на нефть шли вниз – так резко, как мы и не ожидали. В данный момент они подскочили. Сети АЗС так или иначе реагируют на рыночную ситуацию, поэтому сейчас наблюдается тенденция повышения цен».
По словам собеседника, невозможно указать точный интервал времени, за который АЗС обязательно отреагирует на изменения в оптовом рынке топлива. На цены влияет очень много факторов, и все их необходимо учитывать.
«У каждой сети АЗС есть своя политика ценообразования, но в тоже время нет чётких критериев, когда и как реагировать на изменения. Иногда реакция может быть молниеносной, иногда она задерживается. На это в значительной степени влияет конкурентная среда», – утверждает С. Райла.
Цена возрастает – прибыль тает
Эдвард Ляхович, генеральный директор компании «Girteka Logistics», порталу 15min.lt сказал, что колебания топливных цен непосредственно влияют на бизнес, так как топливо – одно из основных составляющих в себестоимости международных перевозок:
„Изменение топливных цен отражается на себестоимости услуг, но в плане окончательной цены услуги, которую видит потребитель, последствия этих изменений можно заметить только в долгосрочной перспективе. На международные перевозки в значительной степени влияет соотношение спроса и предложения. Если на рынке чувствуется переизбыток грузов и недостаток транспортных средств, то цены за перевозки повышаются, даже несмотря на то, что топливо становится дешевле. В данное время именно такую ситуацию мы видим на рынке перевозок экспорта из Литвы».
По его словам, цена на топливо – одна из многих деталей себестоимости логистических услуг: «Несмотря на то, что топливо стало дешевле, литовским перевозчикам пришлось восстанавливать урон сократившихся перевозок на рынки стран Восточной Европы. В плане доходов транспортный сектор переживает не самые лучшие времена».
По мнению Э. Ляховича, если рост топливных цен будет продолжаться в течение длительного времени, транспортные услуги подорожают во всём мире. Но рост цен в короткий период перевозчики будут вынуждены компенсировать за счёт своей прибыли, так как договоры с клиентами заключаются на будущее, с учётом преобладающих рыночных тенденций и прогнозов.
Увеличатся расходы туроператоров
Дорожающее топливо – плохое известие и для туроператоров. Виталий Гринюк, руководитель отдела авиации представительства компании «Tez Tour» в Литве, порталу 15min.lt объяснил, что подорожание авиационного топлива компенсируется, как правило, за счёт прибыли компании.
«Безусловно, эта мера принимается до тех пор, пока не становится серьёзным финансовым бременем. Иногда мы вынуждены принимать непопулярное решение – вводить топливный налог. В данное время наблюдается очередное подорожание нефтепродуктов. До каких высот подскочат цены, трудно сказать, поэтому сложно говорить и о дополнительном налоге.
В конечном итоге всё определяют внешние факторы, не зависящие от туроператора. Мы следим за ситуацией, проводим подсчёты. Все решения должны лавировать между довольным клиентом и безубыточным бизнесом», – говорит В. Гринюк.
Небольшой самолёт, на которым литовские туристы отправляются в один из самых популярных курортов – Анталию – в одну сторону расходует 7,5 тонн авиационного топлива. Такое количество топлива стоит примерно 5200 евро, и такое же количество топлива необходимо для возвращения самолёта. Соответственно, большой самолёт в одну сторону расходует примерно 9,5 тонн топлива. За такое количество топлива нужно заплатить примерно 6400 евро.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.