Литовцы равнодушны к пьяным водителям
Только 16% человек реагирует на пьяного человека, собирающегося сесть за руль. Такие данные показал социальный проект, подготовленный по заказу Литовской гильдии пивоваров. Эти активисты звонят в полицию, пытаются отговорить или задержать нетрезвого водителя. Что делают остальные 84% из 323 участников эксперимента? Наблюдают.
Готовясь к уникальному эксперименту, компания «Spinter tyrimai» в ноябре 2014 года провела репрезентативное исследование жителей Литвы. С помощью эксперимента исследователи хотели узнать, что будут делать респонденты, если увидят пьяного незнакомца, пытающегося сесть за руль. Большинство респондентов уверяли, что, если бы они увидели пьяного незнакомца, пытающегося сесть за руль, они бы приняли активные меры: 54 проц. звонили бы в полицию, 42 проц. пытались бы отговорить водителя. Почти четвертая часть опрошенных (23 проц.) записали бы государственные номера, 13 проц. пытались бы остановить водителя силой. Пассивную реакцию декларирует минимальная часть респондентов – только 7 проц. опрошенных сказали, что ситуация подстроенная и (или) вообще не реагировали бы. Иными словами – 9 из 10 попытались бы преградить дорогу несчастью.
Однако, в реальной жизни совсем другая картина. Во время эксперимента только 16 проц. наблюдающих людей пытались остановить порывающегося сесть за руль пьяного водителя, которого сыграл актер Юстинас Валинскас.
Больше всего люди проявляли гражданскую сознательность на заправочных станциях (27 проц.), меньше всего возле кафе и баров (9 проц.). Более активно реагировали люди пожилого возраста (25 проц. старше 64 лет), пассивнее – молодежь (7 проц. младше 24 лет). Чаще всего на действия потенциального пьяного водителя реагируют водители (23 проц.), пешеходы в два раза реже (12 проц.).
«А мы задумываемся, как поступим сами, если увидим, как выпивший незнакомец садится за руль? В городе, днем, рядом с нами. Это и было целью данного эксперимента. Жаль, но результаты исследования показывают общественное равнодушие», — рассказывает инициатор эксперимента руководитель Литовской гильдии пивоваров Саулюс Галадаускас.
Социальный эксперимент проходил 10-15 ноября 2014 года в столице и провинции, в шести различных местах (в центре Вильнюса, в близи торгового центра, рядом с популярными барами, в типичном спальном районе, на территории заправочных станций, в центре провинциального города). Во время эксперимента пьяный человек (актер) пытался сесть за руль и уехать на своем автомобиле.
«Мы использовали метод наблюдения. Исследователь наблюдал за ситуацией, которую разыгрывал актер, и фиксировал реакции людей в частично созданном опроснике. Наблюдались как сами реакции, их типы, так и общие социально-демографические характеристики обративших внимание людей. Всего зафиксировано 323 случая», — прокомментировал руководитель компании общественного мнения и маркетинговых исследований «Spinter tyrimai» Игнас Зокас.
«Заметно, что установки не соответствуют реальности – мы не можем оставаться равнодушными. Поэтому мы будем активно проводить социальные акции, побуждающие не водить в нетрезвом состоянии и не позволять другим садиться пьяными за руль, — говорил С. Галадаускас. – Также по собственной инициативе мы будем отмечать все этикетки пива, произведенного Литовской гильдией пивоваров, графическим знаком, призывающим не рулить выпившим. Мы верим в эффективность таких знаков, и в то, что они станут дополнительным стимулом не садиться за руль в нетрезвом состоянии и не пустить за руль пьяного человека».
Члены Литовской гильдии пивоваров говорят, что начнут использовать графический знак не позднее 1 июня этого года – до конца года таким знаком будет отмечено до 90 проц. всей продукции пива и пивных коктейлей, которые производит и продает Литовская гильдия пивоваров.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.