Возрождение Остапа Бендера. Чем кормятся мошенники?
Социологи утверждают, что во все времена в мире существовало и продолжает существовать примерно 4 – 5 проц. людей, которые под «работой» подразумевают разработку и выполнение различных более или менее сложных схем преступной деятельности. Похитители-профессионалы ищут доверчивых, наивных или неосторожных «клиентов», которых можно обвести вокруг пальца и жить за их счёт припеваючи. Несмотря на то, что таких «деятелей» преследуют правоохранительные органы, а из легального бизнеса скомпромитировавшихся «бизнесменов» пытаются вытолкнуть различные профессиональные гильдии, мошенники возрождаются словно Кащей Бессмертный и не перестают удивлять всё новыми преступлениями. Cargonews.lt анализирует, как это им удаётся.
Анатомия хищений
Об Александре Киселёве, развернувшем свою «деятельность» в Риге, редакция Cargonews.lt достаточно подробно писала ещё летом 2010 года. В то время всё транспортное сообщество в публичном пространстве подняло немалый шум, делясь информацией о методах «работы» этого псевдо-предпринимателя и о том, кому, где и какой ущерб он нанёс. Взъярённые перевозчики утверждали, что когда волна великого экономического кризиса стала отходить и вновь появилась возможность достаточно хорошо заработать честным трудом, А. Киселёв даже не пытался отказаться от своих афер. Скорее наоборот – он совершенствовал схемы хищений грузов, а звенья своей цепи расставлял так, что порой было трудно отследить, в каком месте начиналась лавина проблем.
Мошенник использовал несколько схем обмана. По данным, которыми располагает редакция, свою «карьеру» он начал в печально известной компании «Askim». Он понял, что накопив чужие деньги, можно сочинить сказку о не оправдавшемся «деловом риске», и объявив банкротство, тихо скрыться. Этот трюк А. Киселёв выполнял несколько раз. Особенно прославилась основанная им компания «Juma logistic» – её называли лидером «рынка мошенничества».
Позднее аферист придумал новый способ, как скрыть запашок, исходящий от его подмытой репутации: А. Киселёв продавал скомпромитировавшиеся компании ничего не подозревавшим предпринимателям, или покупал незапятнанные компании, и прикрываясь их именем, придумывал всё новые «операции» по хищению грузов или денег. Вполне понятно, что используя такие рокировки, можно было скрываться в мутной воде до тех пор, пока те, кого он обманул впервые, не отделяли пшеницу от плевел и не выясняли, кто и что натворил. За это время А. Киселёв даже умудрялся устраиваться на работу в какую-нибудь компанию обыкновенным экспедитором, и самым примитивным образом её обкрадывал, исчезая с похищенными из кассы деньгами.
Возвращение банды Киселёва
Когда А. Киселёва задержала латвийская полиция, этот деятель признал все предъявленные ему обвинения и, возводя руки к небу, каялся в своих грехах, но как только ему представилась возможность вновь взяться за старое – он ни минуты не колебался. Не теряя времени, он вновь занялся поиском грузов, прикрываясь специально созданной для этого компанией «Linaks». Как только название этой компании стали связывать с проблемами и убытками, А. Киселёв по тому же адресу зарегистрировал другую компанию – «Silver trans». Поскольку открытие компании – процедура несложная, то отслеживание всех используемых аферистом названий и адресов компаний стало серьёзным вызовом даже для самых опытных сотрудников правоохранительных органов. Более того – похоже, идеями А. Киселёва были очарованы другие начинающие аферисты. Они не только воспользовались аналогичными принципами, но и работали – кто бы посмел отрицать – в качестве сообщников своего «учителя».
Схема мошенничества просто классическая. Для выполнения перевозки заказчик нанимает экспедитора. Экспедиторская компания, в свою очередь, нанимает перевозчика, который доставляет груз в указанное место. Заказчик предварительно расплачивается с экспедитором, а тот, получив свои деньги, таинственным образом исчезает.
В последнее время, когда активность мошенников явно увеличилась, старожилы транспортного мира обращают внимание на несколько новых моментов, которые могут ввести з заблуждение грузовладельцев и перевозчиков.
Как и прежде, для своих «делишек» мошенники создают или приобретают «чистые» компании, прикрываясь чужими именами, отчаянно пытаются воспользоваться базой данных Cargo.LT. Но поскольку компании, желающие работать на бирже, тщательно проверяются, то при выявлении информации о связанных лицах, участвовавших в историях с криминальным оттенком, двери биржи перед такими компаниями закрываются.
Недавно именно так всё произошло с компанией «Adreco», связываемой с А. Киселёвым. 3 ноября компания с очень плохой репутацией изменила своё название и стала «ADB Transport». Мошенников разоблачили на самом начальном этапе их деятельности, поэтому можно надеяться, что на этот раз они не успели причинить вреда.
Тем не менее, очень настораживает тот факт, что «коммерческие» предложения, связываемые с «ADB Transport», принадлежащей банде А. Киселёва, рассылал не кто иной, как ассоциация латвийских перевозчиков «Latvijas Auto». Эта организация, особо не вдаваясь в подробности, распространила запрос упомянутой компании следующего содержания:
«Добрый дeнь, увaжаeмые кoллeги!
Нужнo 8 мaшин из Измирa, Турция на Ташкент, Узбeкиcтaн
82 м3/10 тoнн
$10000, oплата 50/50»
Правда, в конце «мошеннической кадрили», распространённой «Latvijas Auto», стоит примечание о том, что ассоциация не несёт ответственности за «содержание и последствия информации», а тем, кто ею заинтересовался, советует обращаться прямо в компанию «ADB Transport».
Равнодушие – допинг для мошенников
Сотрудницы секретариата «Latvijas Auto», когда от Cargonews.lt узнали о том, чью рекламу они распространили, были в шоке от такой наглости аферистов и клялись, что понятия не имели о том, с кем имеют дело.
«У нас нет возможности следить за всеми изменениями в регистре хозяйственных субъектов и знать, кто каким именем прикрывается. Мы можем только сожалеть о том, что прославившиеся своей недобросовестностью деятели, переименовав свои компании, в охоту за доверчивыми клиентами обманным путём вовлекли и нашу ассоциацию», — говорит секретарь «Latvijas Auto».
Комментируя эту историю, честные люди, работающие в транспортной отрасли, используют куда более резкие выражения, чем только слова «к сожалению». Ассоциация, которая должна встать стеной на защиту интересов перевозчиков, тем временем занимается такими вещами, которые в конечном итоге превращаются в пятизначные суммы убытков, напрасно потраченное время и испорченное настроение. По их мнению, «Latvijas Auto» делает явную «медвежью услугу» членам ассоциации и портит свою собственную репутацию.
Адвокат Реда Алексинайте, согласившаяся прокомментировать Cargonews.lt наиболее распространённые схемы хищений, также склонялась к тому, что сотрудники ассоциации латвийских перевозчиков, скорее всего, ни о чём не подозревали.
«Проблема очень простая. Любые промыслы наподобие тех, которыми занимался Остап Бендер, будут существовать до тех пор, пока будут находится наивные перевозчики. На мой взгляд, нужно говорить не пробелах в законодательстве, а о менталитете наших предпринимателей. Большинству менеджеров или руководителей предприятий, попавшихся на удочку аферистов, стыдно публично признаться в том, что их „развели“. Иногда те, кто стал жертвами таких криминалов, склонны не говорить о том, в какую историю попали, и не преследуют своих обманщиков. В лучшем случае кто-нибудь из них напишет комментарий на форуме перевозчиков, но очевидно, что этого недостаточно, чтобы дать надлежащий отпор недобросовестным деятелям. Реальность такова, что даже руководители самых крупных предприятий и самые опытные менеджеры попадаются в сети аферистов», – отметила адвокат.
Р. Алексинайте также обратила внимание на способность мошенников воспользоваться на «высшем уровне» той коммерческой информацией, которой полно в Интернете. Юрист с солидным опытом в транспортной сфере утверждает, что разбирательство дел о хищении грузов не раз подтвердило факт, что мошенники не берутся за дело экспромтом, а готовятся к каждой афере словно к спортивным соревнованиям.
«Тут ясно всё, от „старта“ до „финиша“, со всеми промежуточными остановками и участниками. В таких случаях меры предосторожности, используемые перевозчиками – ограничение доступа к базам данных, чёрные списки, комментарии и предупреждения на форумах – как правило, срабатывают слишком поздно», – говорит Р. Алексинайте.
Важно отметить, что в некоторых случаях паразитирующие в транспортной сфере деятели способны в короткое время «прокрутить» на самом деле внушительные денежные обороты. Если они решат, что партнёрам можно «наставить рога», то исчезнут с крупными денежными суммами. Располагая этими средствами, можно позаботиться о том, чтобы расследование затянулось или по каким-либо причинам вообще прекратилось. Кстати, даже без искусственных препятствий (когда требуются различные экономические или финансовые экспертизы) такого рода дела разбираются по несколько лет.
«Совсем недавно мы получили уведомление полиции о том, что начатое в 2011 году дело по поводу хищения грузов направлено в суд, т.е. найдены подозреваемые, а обвинения предъявлены, кажется, 13-и лицам. Такие сроки считаются нормальными», — признала Р. Алексинайте.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.