Таможня и бизнес – у каждого свои проблемы
Круглый стол Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса состоялся 24 ноября в Москве в рамках организованной газетой «Ведомости» конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату». Руководитель ФТС России Андрей Бельянинов, выступая в ходе круглого стола, посвященного итогам мониторинга дорожных карт, сделал неожиданное заявление, ставящее под сомнение дальнейшее существование центров электронного декларирования.
Важность этого обсуждения, как подчеркнул председатель Клуба лидеров Артем Аветисян, связана с подготовкой отчета президенту. Почти год назад – 4 декабря 2013 г. Владимир Путин поручил Клубу лидеров совместно с общероссийскими объединениями предпринимателей проверять на практике эффективность принимаемых мер по сокращению количества и стоимости административных процедур и по итогам раз в полгода представлять свои предложения.
Первый доклад был направлен президенту к началу июня, отчет за год должен быть представлен к 1 декабря. Мониторинг дорожных карт осуществляется по методике «контрольных закупок», известной в мире как метод «тайного покупателя» (Mystery Shopping). В случае с дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования» в роли тайных покупателей государственных услуг выступают российские предприниматели. По словам члена Клуба лидеров Алексея Агафонова, за последние полгода была проведена 41 «контрольная закупка» по мониторингу нескольких пунктов ДК, признанных исполненными (из них 16 – в морских портах, 24 – в автомобильных пунктах пропуска), и результаты показали, что это соответствует действительности, например, паспорт сделки (в электронном виде) запрашивался только в двух случаях из-за сбоя.
Как осуществляются «контрольные закупки», участникам круглого стола было продемонстрировано в видеоролике телеканала «Россия-24», зафиксировавшем, как три предпринимателя тестируют процесс импорта товаров из Европы. Алексей Бакулин (опытный участник ВЭД) ввозил писчую бумагу – товар, не требующий сертификации, Ян Березин (новичок) в качестве груза выбрал детскую одежду (товар, подлежащий сертификации), Дмитрий Волков, которому нужно было доставить в Россию саженцы редких деревьев (товар, подпадающий под фитосанитарный контроль), воспользовался услугами таможенного представителя. Товары были загружены в контейнеры в разных городах Германии и отправлены в Россию – два груза морем (через первый контейнерный терминал Большого порта Санкт-Петербурга), один – сушей (через Коломенский таможенный пост).
В эксперименте оценивалось три параметра: время, затраченное на процедуры (в днях), количество документов (в штуках) и затраты (в рублях). Итоги, по данным Клуба лидеров, следующие. Время, потраченное на таможенное оформление в Балтийской таможне, составило у одного участника «контрольной закупки» 2 часа 8 минут, у второго – 12 часов. Но количество документов, запрашиваемых таможенными органами, было превышено: у Алексея Бакулина были запрошены платежное поручение за транспортно-экспедиторские услуги (хотя им были представлены договор на перевозку груза, счет на транспортные услуги и коносамент), сертификат происхождения (он представляется, когда стране происхождения товара на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, в данном случае их не было), у Яна Березина – заявление на перевод оплаты товара поставщику и банковское извещение банку контрагента.
При подаче документов, подтверждающих правоспособность лица на совершение таможенных операций, у Яна Березина было запрошено 12 документов, что на 5 документов больше, чем указано в статье 208 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (копия трудовой книжки генерального директора, договор субаренды помещения, письмо о бухгалтерском учете, справка о наличии у юридического лица расчетных счетов в банке, справка из Федеральной службы государственной статистики), у Алексея Бакулина было запрошено на 2 документа больше положенного (справка о наличии у юридического лица расчетных счетов в банке, справка из Росстата, в которой указывается код ОКПО, который нигде не используется).
В своем комментарии руководитель ФТС России с удовлетворением отметил, что результаты мониторинга дорожной карты подтверждают: сегодня проблемы участников ВЭД большей частью возникают вне таможенной сферы и связаны с работой смежников (фитосанитарный, ветеринарный контроль и т.п.). Хотя сам рейтинг Всемирного Банка Doing Business, с которого собственно и началась история дорожных карт, Андрей Бельянинов оценивает весьма критически, в частности, он посетовал на то, что мы сотворили себе кумира из этого рейтинга, который признается в двух-трех странах и содержит субъективные оценки, в том числе из-за некорректно проводимых опросов: опрашиваются люди, не знающие предмета обсуждения.
Тем не менее он призвал продолжить практику «контрольных закупок», сосредоточившись при этом на товарах, которые, по его мнению, заслуживают особого внимания в условиях взаимных санкций, таких как мясная продукция. Вообще бóльшая часть выступления Андрея Бельянинова была посвящена проблемам, стоящим перед таможенным ведомством и так или иначе связанным с фискальной функцией. Так, он выразил обеспокоенность возросшим в период санкций количеством поддельных сертификатов, причем великолепного качества, заметив, перефразируя Остапа Бендера, что «при современном развитии печатного дела на Западе изготовить любую форму СТ-1 такой пустяк, что об этом даже смешно говорить».
Еще одна проблема была озвучена после интерактивного опроса. Больше 64% участников круглого стола на вопрос: «Насколько важно для декларанта иметь возможность подать декларацию на товары в виде электронного документа в таможенный орган вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров?» ответили – «очень важно», а Андрей Бельянинов заявил, что выбрал пункт: «затрудняюсь ответить», вызвав смех в зале.
Но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки, что стало ясно из дальнейшей речи руководителя ФТС. Оказывается, центры электронного декларирования, которыми таможенная служба раньше так гордилась, попали в немилость. «ЦЭДы, конечно, передовой, очень доступный сервис, но с введением этого сервиса мы стали терять платежи в бюджет, – сказал Андрей Бельянинов. – Странно, правда? Может быть, это уровень нашего гражданского общества. У нас нет стремления всех проверять и перепроверять, но объективная картина такова».
На прямой вопрос из зала: «Будут ли ЦЭДы развиваться в следующем году или мы вернемся к старой системе контроля и оформления в месте нахождения груза?» глава ФТС ответил загадочно: «Я бы пока поставил многоточие» и процитировал еще одного киногероя: многоточие ставится тогда, когда человеку нечего сказать или будет какое-то продолжение. Так что судьба центров электронного декларирования, то есть удаленного выпуска, пока остается неясной, планируется с января начать обсуждение этого вопроса, а в марте подвести итоги и, видимо, принять какое-то решение.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.