Договор с водителем о полной материальной ответственности

11617

Водители тягачей, перевозящих грузы, из-за своей невнимательности и ненадлежащего поведения могут испортить груз, тягач или прочее имущество и тем самым принести убытки работодателю. Обычно материальная ответственность работника ограничена, т.е. он обязан покрыть определённую часть ущерба, нанесённого имуществу работодателя, однако Трудовой кодекс предусматривает несколько исключительных вариантов, в которых ответственность работника не ограничена, и он обязан возместить весь причинённый ущерб. Один из таких случаев наступает тогда, когда ущерб наносится водителем, с которым составлен договор о полной материальной ответственности. Поэтому работодателю, желающему защитить свои имущественные интересы, просто необходимо заключить с работником такой договор.

 

  •  

Что такое договор о полной материальной ответственности?
 

Договор о полной материальной ответственности – это письменное соглашение между работодателем и работником, согласно которому работник, исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший свои обязанности, обязуется возместить весь имущественный ущерб, причинённые указанному в договоре имуществу работодателя.


Договор о полной материальной ответственности составляется с работниками, чьи обязанности напрямую связаны с охраной материальных ценностей, их приёмом, выдачей, продажей, покупкой, перевозкой и со средствами, переданным работнику для использования на работе. Очевидно, что водитель тягача, чья основная рабочая функция – перевозка грузов, попадает в ряд работников, с которыми можно составить договор о полной материальной ответственности.


По своему юридическому характеру договор о полной материальной ответственности является двухсторонним, т.е. согласно ему обе стороны (работодатель и работник) имеют определённые права и обязанности: работник обязуется охранять имущество работодателя и принимает полную материальную ответственность за него, а работодатель обязуется обеспечить такие условия работы, чтобы ущерб не был причинён. Этот договор также является правовым, а это значит, что договор о полной материальной ответственности действителен всё время до расторжения рабочего договора или перехода работника на другую работу.


Правовые отношения согласно договору о полной материальной ответственности вступают в силу не только после его формального подписания, но и с момента передачи имущества работнику, так как полная материальная ответственность согласно договору о полной материальной ответственности устанавливается только за несохранение принятых материальных ценностей. Иначе говоря, работник не обязан материально отвечать за имущество работодателя. Если имуществу причиняется ущерб, однако данный договор не был передан работнику, последний не будет нести материальной ответственности.


Материальная ответственность работника обычно появляется из-за прямого причинения ущерба, т.е. потери, повреждения имущества и пр., однако возможны случаи, что кроме причинённого имуществу ущерба работодатель также несёт определённые расходы, которые работник также обязан возместить. Например, возможна ситуация, когда водитель делает аварию, во время которой портит груз и поэтому не доставляет его получателю. В таком случае работодатель может требовать, чтобы водитель возместил не только непосредственный ущерб, причинённый грузу и тягачу, но и неполученные от этого доходы, т.е. деньги за грузоперевозку, которые бы получил работодатель, будь груз доставлен должным образом.


При составлении договора о полной материальной ответственности немало проблем возникает из-за положений Трудового кодекса, утверждающих требование иметь список указанных в коллективном договоре конкретных работ и обязанностей, связанных с охраной, получением, выдачей, продажей, покупкой, перевозкой материальных ценностей. Согласно Трудовому кодексу, при желании заключить с работником договор о полной материальной ответственности обязательно придерживаться этого требования.


Тем не менее, в Литве лишь малая доля предприятий заключают коллективные договора, и составлять их только из-за указанного требования было бы нелогично. Хочется отметить, что такой позиции придерживаются и в судебной практике. Более того, Сейм в период с 23.07.2009 г. по 31.12.2010 г. принял временное изменение пункта 1 главы 256 Трудового кодекса, которое предусматривало возможность утвердить список конкретных работ и обязанностей не только в коллективном, но и в договоре о порядке работ. Именно по всем этим причинам считается, что отсутствие коллективного договора и неутверждение упомянутого списка работ и обязанностей не должно быть препятствием для заключения договора о полной материальной ответственности.


И всё же стоит понимать, что договор о полной материальной ответственности не значит, что работодатель сможет взыскать плату за весь ущерб только потому, что с работником составлен такой договор. Во всех случаях работодателю придётся доказать все 6 условий материальной ответственности: 1) причинение ущерба; 2) причинение ущерба через неправовую деятельность; 3) причинно-следственную связь между неправовой деятельностью и происхождением ущерба; 4) вину работника; 5) обстоятельство, что на момент происхождения ущерба работодатель и работник состояли в рабочих отношениях; 6) обстоятельство, что происхождение ущерба связано с рабочей деятельностью.

 

Виды договора о полной материальной ответственности
 

В трудовом праве выделяется 2 вида договоров о полной материальной ответственности:
 

1) Индивидуальный договор о полной материальной ответственности составляется с одним конкретным работником;
 

2) Коллективный договор о полной материальной ответственности составляется с группой работников в тех случаях, когда из-за совместной работы невозможно выделить ответственность каждого из работников.


Что касается водителей тягачей, то с ними обычно заключаются индивидуальные договоры о полной материальной ответственности, так как в сфере грузоперевозок в рейс обычно выезжает экипаж с одним водителем.


Почему стоит заключить такой договор?


• Составив договор о полной материальной ответственности, работодатель имеет возможность взыскать полную, а не ограниченную (т.е. размером со средним заработком работника за последние 3 месяца) сумму ущерба за испорченный или потерянное имущество, также штрафы (кроме возникших из гражданского договора), которые работодатель заплатил за работника, и пр.;
• В договоре можно описать конкретные, специфические, дополнительные (кроме предусмотренных Трудовым кодексом) случаи, в которых возникает материальная ответственность работника;
• В договоре можно указать порядок, сроки возмещения ущерба и пр.;
• В договоре можно определить процедуры принятия и возвращения имущества, а также прочие правила;
• Можно заключить договор о полной материальной ответственности не только на указанных 6 условиях, но также и на других условиях материальной ответственности;
• Если ущерб нанесён имуществу, когда между сторонами подписан договор о полной материальной ответственности, то вина работника презумируется. Это значит, что работник, желая избежать материальной ответственности, обязан доказать, что он невиновен в появлении ущерба;
• Подписание договора о полной материальной ответственности является стммулом для работника работать ответственно и оберегать имущество работодателя, так как он знает, что при возникновении ущерба ему придётся возместить его.


Что делать, если работник отказывается заключить договор?
 

В трудовом праве, как и в правовых гражданских отношениях, существует принцип договорной свободы, который значит, что работник может по своей воле решит, заключать ли ему договор, определить его содержание и выбрать, с кем его заключить. По этой причине работодатель не может требовать, а работник имеет право отказаться подписать договор о полной материальной ответственности.


И всё же, если работник отказывается подписать договор о полной материальной ответственности, у работодателя есть 2 варианта:
 

1) Позволить работнику и дальше работать без составления договора о полной материальной ответственности. В таком случае материальная ответственность работника будет ограниченной, кроме как, если во время причинения ущерба будет присутствовать одно из условий, указанных в ст. 255 Трудового кодекса, когда работник будет обязан возместить весь ущерб (например, если ущерб нанесён умышленно или преступным действием);


2) Уволить работника на основании ст. 129 Трудового кодекса в порядке, т.е. по инициативе работодателя, когда отсутствует вина работника.


Составные части договора о полной материальной ответственности
 

Уже говорилось, что при составлении договора о полной материальной ответственности действует принцип договорной свободы, позволяющий сторонам по своему усмотрению определять содержание договора. Разумеется, это право не является абсолютным, поэтому при составлении договора о полной материальной ответственности следует придерживаться и другого принципа трудового права – в договоре невозможно установление условий, ущемляющих положение работника, в сравнении с установленными Трудовым кодексом и прочими правовыми актами.


При составлении договора о полной материальной ответственности рекомендуется включить в него следующие части:
 

1) Предмет договора.  В этой части очерчиваются причины заключения договора, т.е. указывается, что стороны договариваются о полной материальной ответственности водителя за поверенное ему имущество;
 

2) Обязательства сторон. В этой части определяются права и обязанности водителя и фирмы (работодателя). Это могут быть обязательства общего характера, например, обязанность водителя охранять и заботиться об имуществе, обязанность работодателя создать условия, требуемые для сохранности имущества, а также специфические обязанности, связанные с работой водителя, например, обязанность водителя заботиться о техническом состоянии транспортного средства, вовремя проводить его техосмотр, во время погрузки сообщить ответственным лицам о повреждениях груза, его недостатках и т.д.;
 

3) Ответственность работника. Данная глава устанавливает, каким образом работник возмещает ущерб, по его вине принесённый имуществу работодателя. Также здесь можно установить порядок возмещения работником ущерба, т.е. процедура добровольного возмещения либо вычета из зарплаты;
 

4) Случаи материальной ответственности работника. В данной главе указываются конкретные случаи возникновения материальной ответственности работника, например, потеря имущества (включая перевозимый груз), уменьшение его ценности, порча (повреждение), перерасход топлива, административные штрафы за нарушения ПДД, а также штрафы, начисленные Государственной дорожной инспекцией, которые работодатель был обязан заплатить по вине водителя и т.д.;


5) Заключительные положения. В данной части указывается срок действия договора и указанных в нём обязательств, порядок разрешения споров, указываются дополнения к договору и пр.;


6) Приложение к договору – акт приёма-передачи имущества. В данном акте называется всё передаваемое водителю имущество и документы, например, свидетельство о регистрации транспортного средства. Позже при передаче водителю дополнительного имущества, акт приёма-передачи может быть уточнён или может быть подписан новый акт. здесь стоит обратить внимание, что Верховный суд Литвы толкует, что материальная ответственность работника возникает даже за то имущество, которое не указано в договоре или акте приёма-передачи, но фактически было передано работнику. Конечно, всегда лучше письменно утвердить факт передачи имущества, так как при возникновении судебного спора по поводу возмещения ущерба будет проще доказать, что конкретное имущество было доверено нанёсшему ему ущерб водителю.

 


 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 59
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о деталях и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-11-12 1 100
0