Штраф за несвоевременную доставку груза согласно ЦМР конвенции

11364

В грузоперевозчезком деле особо важна оперативность — выигрывает тот перевозчик, который способен вовремя доставить груз. Естественно, сделать это не всегда просто, так как на это влияет множество обстоятельств, мешающих своевременной доставке груза, например, проблемы на таможне, трудности при оформлении документов и пр. В таких  случаях грузополучатель или его представитель (экспедитор) выражает перевозчику претензию о возмещении убытков и зачастую требует уплатить штраф за несвоевременную доставку груза. Однако имеет ли грузополучатель требовать неустойку (штраф, пеню), если отношения перевозки регулируются ЦМР конвенцией?

 

Виды штрафов

 

В практике грузоперевозок чаще всего встречаются следующие сценарии требования неустоек:

 

1) Грузополучатель требует заплатить штраф фиксированного размера за каждый день просрочки (напр., 100 EUR x 3 д = штраф 300 EUR);
2) Грузополучатель требует отплатить определённый процент от стоимости товара в качестве штрафа;
3) В случае, если груз утерян, грузополучатель требует не только возмещения ущерба из-за потери груза, но и штраф за его несвоевременную доставку.

 

Соглашение о штрафе согласно ЦМР конвенции

 

Ответственность перевозчика за несвоевременно доставленный груз регулируется п. 5 ст. 23 ЦМР конвенции: „В случае  просрочки с доставкой и если полномочное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать платы за перевозку“.

 

Из этой нормы становится ясно, что сумма возмещения ущерба не может превышать выплаченной или оговорённой к выплате суммы за перевозку. И, несмотря на то, что ни в указанной, ни в любой другой статье ЦМР конвенции не говорится о неустойках, грузополучатели умудряются требовать оплаты штрафа на основе Гражданского кодекса или, утверждая, что ЦМР конвенция не запрещает сторонам договориться на счёт неустоек.
 

В литовской судебной практике формируется иное мнение: договорённости о штрафах за несвоевременную доставку груза незаконны и противоречат ЦМР конвенции.

 

Например, Апелляционный суд Литвы отмечал, что требование платить штраф за просрочку незаконно, так как в нормах ЦМР конвенции ответственность перевозчика за несвоевременную доставку ограничивается только обязанностью возместить ущерб.

 

Другие договорённости, которые прямо или косвенно противоречат ЦМР конвенции, считаются недействительными (ст. 41 п. 1 ЦМР конвенции). Если в договоре о перевозке предусмотрен штрафа за утерю, порчу или недоставку груза перевозчиком, такое соглашение о неустойках считается недействительным.

 

В одном из дел Верховный Суд Литвы констатировал, что применение штрафа за несвоевременное предоставление транспорта и нарушения срока доставки груза могут определять не установленную в ЦМР конвенции двойную ответственность; договорённость об ответственности, превышающей установленную в ЦМР конвенции, нарушает правила, установленные ст. 23 конвенции.

 

Более того, в ходе судебной практики было выяснено, что грузополучатель не может одновременно требовать возмещения убытков при потере груза и уплаты неустоек за опоздание доставить груз. После констатации потери груза применяются юридические последствия потери груза и ни в коем случае не могут применяться последствия, связанные с несвоевременной доставкой груза.


Итак, если стороны договариваются, что перевозка груза регулируется ЦМР конвенцией, то требование грузополучателя заплатить штраф будет неправомерным, так как таким образом устанавливается двойная ответственность перевозчика, непропорционально нарушая его права. Если штраф за просрочку предусмотрен договором, то перевозчик не обязан руководствоваться этим условием.

 

Исключение касательно размера убытков за просрочку


Как уже упоминалось, размер убытков за несвоевременную доставку груза ограничивается размером фрахта. И всё-таки ст. 24 и 26 ЦМР конвенции предусматривают исключения, в которых компенсация за нарушение срока доставки груза может превышать сумму перевозки.

 

Ст. 24 Конвенции предусматривает, что отправитель может указать в накладной при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате стоимость груза, превышающую предел, указанный п. 3 ст. 23, и в таком случае заявленная сумма заменяет этот предел.

 

В п. 1 ст. 26 ЦМР конвенции указано, что отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок.

 

Другими словами, обе упомянутые статьи Конвенции утверждают право отправителя декларировать дополнительную (большую) стоимость груза, однако при условии, что перевозчик получает надбавку за перевозку груза, чья стоимость увеличилась. Так как в таком случае увеличивается стоимость груза и перевозная плата, соответственно убытки за несвоевременную доставку груза увеличиваются и могут превысить сумму перевозки.

 

Доказательство и размер убытков

 

Одного, факта о том, что груз был доставлен с опозданием, недостаточно для применения ответственности к перевозчику. Ответственность за нарушение срока доставки груза, выражается через обязанность перевозчика возместить убытки, понесённые в результате этого нарушения (напр., суммы, которые пришлось заплатить грузополучателю из-за задержки доставки груза).

 

Как уже говорилось, других видов ответственности перевозчика за подобного рода нарушения нормы ЦМР конвенции не предусматривают. Нарушив обязанность доставить груз вовремя, перевозчик согласно п. 5 ст. 23 ЦМР конвенции обязуется компенсировать грузополучателю убытки, если тот докажет, что понёс их по этой причине. Факт и размер понесённых убытков должны основываться на доказательствах.

 

Например, экспедитор не может утверждать, что понёс убытки, если он, требуя ответственности перевозчика, основывается на претензии грузополучателя, однако не представляет никаких доказательств, указывающих на оплату претензии. Это значит, что экспедитор сможет требовать компенсации убытков за просрочку доставки груза только тогда, когда он сам рассчитается с грузополучателем и возместит понесённый последним ущерб.

 

Стоит отметить, что грузополучатель или его уполномоченный представитель (экспедитор) обязаны доказать не только опоздание и понесённые убытки, но также и причинно-следственную связь между несвоевременной доставкой груза и убытками. Если хоть одно из этих условий не доказано, ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки невозможна.
 

Более того, грузополучатель, желая получить от перевозчика компенсацию за превышение срока доставки, обязан в течение 21 дня после того, как груз был передан ему, представить перевозчику письменную претензию, в которой должны быть указаны и обоснованы все выше указанные обстоятельства.
 

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о деталях и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-11-12 1 095
0