Скирмантас Валюкас: «Стоять на месте значит проигрывать»
Всегда приятно поговорить с руководителем быстро развивающейся фирмы, который не только сам способен достигать высоких результатов в бизнесе, но и настраивать на них свою команду. С руководителем занимающегося экспедицией грузов ЗАО «Saveksta» Скирмантасом Валюкасом мы говорили о развитии экспедиционного рынка, конкурентоспособности и перспективах.
Расскажите, каким было начало вашей деятельности, трудно ли было «войти» на рынок, на котором уже ждало немало сильных конкурентов? Что оказалось самым сложным для фирмы в течение всех лет её работы?
Мы занимаемся экспедиторской деятельностью с 2007 г. Я начинал работать один, мне везло, поэтому вскоре появилось несколько коллег, которые с успехом присоединились к делу. Первые шаги не были такими трудными, наверное, потому, что у меня уже был многолетний опыт работы, к тому же я уже знал игроков и правила этого рынка. Несколько позже, когда работа наладилась, я понял, что это деятельность – моё призвание.
Мы прошли немалый путь, успешно преодолели кризис, а главное, мы участвовали в разделе рынка и поиске новых возможностей. Экспедиторская деятельность – это нелёгкая работа в режиме «нон-стоп», всё постоянно меняется, поэтому каждый день мы ставим перед собой всё новые и новые задачи, с азартом пытаемся достичь всё лучших и лучших результатов, ведь стоять на месте значить проигрывать.
Сегодня среди экспедиторов популярно помимо основной деятельности также оказывать услуги перевозки, и наоборот. Не планируете ли вы создать свой автомобильный парк и заняться перевозками грузов?
Мы имеем сформировавшийся и постоянно пополняющийся круг перевозчиков, поэтому наши возможности постоянно растут. У нас нет никаких намерений создавать свой парк, так как наши потребности в принципе удовлетворяются, кроме того, мы оставляем эти услуги профессионалам. Для достижения самых высоких результатов необходима «суперконцентрация» в одной сфере, поэтому всё внимание мы направляем исключительно на услуги по экспедиции товаров.
В этом году вы стали одним из наиболее быстро развивающихся мелких и средних литовских предприятий в соответствующей номинации бизнес-проекта «Gazelė». Расскажите, как вам удалось достичь столь быстрого роста в 2011 г.?
Проект «Gazelė» — это лишь подтверждение тому, что мы идём по правильному пути, немного славы за наши усилия. Мы прозрачная фирма, декларирующая свои финансовые показатели, и мы рады своим успехам. 2011 год был для нас успешным, так как нам удалось открыть для себя новые рынки, наладить долгосрочные отношения с новыми крупными клиентами, что и создало предпосылки для нашего роста. Для меня рос, в первую очередь, ассоциируется с личным совершенствованием и профессиональным ростом, кроме того, для каждой фирмы это своеобразный вызов, пока она не достигнет оптимального размера. Будучи представителями мелкого и среднего бизнеса, на сегодняшний день мы уже подписали договоры с крупными местными и зарубежными компаниями. В прошлом годы мы начали организовывать перевозки в Россию.
Новым, серьёзно настроенным на работу фирмам сегодня нелегко утвердиться на рынке. Сколько времени и какие действия нужны для того, чтобы экспедиторская фирма стала полноценным участником рынка и смогла конкурировать равноценно остальным?
Каждая фирма должна создаваться в определённых экономических условиях и для удовлетворения конкретных рыночных нужд. В транспортном бизнесе на это условие мало кто обращает внимание, поэтому рентабельно работают только те, у кого есть достаточно опыта, ясный бизнес-план, стабильные партнёры. Полноценный участник рынка должен соответствовать всем вышеназванным критериям, иначе придётся довольствоваться лишь «крохами со стола». В любом случае, для разбега может понадобиться несколько лет.
На сегодняшний день в Литве очень популярна экспедиторская деятельность. Каково конкурентное преимущество вашей фирмы, чем вы отличаетесь от всех других экспедиторов?
Мы работаем на основных европейских биржах грузов, являемся членами логистической платформы «Transporeon». Политики фирмы такова: мы оказываем услуги только прямым заказчикам. Если мы видим, что объявляется аукцион, то мы в нём обычно не участвуем. Основное наше преимущество – успешный задел, профессиональность и хорошая репутация.
С какими наибольшими проблемами, на ваш взгляд, сегодня сталкивается мелкий и средний экспедиторский бизнес? В чём вы видите решение этих проблем?
Сегодня начался период самой горячей работы, который продлится до рождества, поэтому мы рады активизации рынка. С другой стороны, когда рынок поднимается, экспедиторам работать труднее, так как ощущается некоторый дефицит транспортных услуг. Наибольшая проблема заключается в отсутствии стабильности. Мы участники международного рынка, поэтому зависим от экономической политики не только своей страны, но и иностранных государств. Любые изменения меняют устоявшийся баланс транспорта и грузов, от чего страдают все, начиная с производителей и заканчивая экспедиторами, перевозчиками и конечными потребителями. Крупные фирмы стараются подписать долгосрочные контракты с фиксированными ценами, поэтому в таких условиях их очень трудно удержать. Характерный пример – в мае этого года вступил в силу новый порядок на российской таможне, касающийся трёхсторонних перевозок, а также недостаток разрешений. Так литовские перевозчики были просто-напросто вытеснены с рынка теми, кто выполняет прямые трёхсторонние перевозки из Западной Европы в Россию. Что ни день – то новость, но мы уже привыкли к этому.
Ещё одна острая проблема – платёжеспособность фирм в «посткризисный» период, поэтому нам пришлом прибегнуть к более строгим и эффективным мерам превенции и взыскания долгов.
В экспедиторском секторе немало рисков: грузы пропадают, задерживаются, опаздывают… Как вы разрешаете такие ситуации?
Сам сектор, мягко говоря, очень проблематичный. Грузы часто грузятся на следующий день после того, как они уже должны были быть доставлены, происходит немало нарушений, есть недостатки, однако мы чувствуем себя достаточно комфортно, стараемся оперативно и гибко урегулировать подобные ситуации, избегать штрафов и ненужного стресса.
Что вы думаете об экспедициях-однодневках, которые в случае банкрота отвечают лишь помещением фирмы и компьютерами? Не думаете ли вы. что нужно увеличивать ответственность экспедиторов?
К сожалению, приходится констатировать, что в этом секторе немало хаоса, одни фирмы открываются, другие – закрываются, происходят случаи умышленного банкротства, законы слишком мягкие, а мер регулирования нет. Экспедиторская фирма, скатывающаяся к банкротству, наносит немалый ущерб другим, так как уровень соотношения их вещей и имущества действительно слишком низок. Например, во Франции даже членам семей руководителей обанкротившихся фирм приходится ждать 20 лет, чтобы им было разрешено заниматься той же деятельностью. Думаю, что любые дополнительные меры помогли бы преградить путь экспедиторам «с улицы», хотя, с другой стороны, рынок безжалостно расставляем всех на свои места.
Страхование социальной ответственности экспедиторов, Страхуетесь ли вы? Как вы оцениваете соотношение услуг и качества литовских страхователей?
Местные страховые компании пока что не предлагают ничего подходящего. Сколько мне приходилось слышать, такое страхование экспедиторов им не выгодно, однако с введением обязательного страхования, как, например, в Германии, проблема разрешилась бы сама по себе. Пока что приходится полагаться на страхование CMR перевозчиков, хотя страховые общества в последнее время пытаются только отклонять претензии по самым различным причинам, например, остановка автомобиля на неохраняемой стоянке в случае ограбления, или неправильной упаковкой груза в случае его порчи и т.д. Так что страхование очень нужно, но оно слишком дорого.
Как вы мотивируете свою команду, настраиваете их на достижение большей эффективности? Пользуетесь ли вы на практике системами управления бизнесом?
Трудный вопрос, однако, самая лучшая мотивация, мне кажется, это возможность заработать, делая то, что ты умеешь лучше всего. Когда ты отдаёшься работе всем сердцем, это незаметно передаётся и другим. Человеку нужно создать условия для самореализации и не загонять его в рамки.
Чего вы не терпите в работе? Какой вы руководитель?
Я стараюсь быть внимательным руководителем, больше всего не терплю безразличие к работе, бездеятельности. Я не пытаюсь контролировать всё, я просто помощник для работника в его восхождении к профессиональным высотам. Надеюсь, что наши работники чувствуют себя в безопасности и готовы свернуть горы ради блага фирмы и самого себя.
Какие планы у одной из наиболее быстро развивающихся фирм?
Работать, как мы и работали, уделять ещё больше внимания росту и, естественно, играть в высшей лиге с лучшими игроками.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.